Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Вечерний звон

Без малого век величественное здание кафедрального собора красуется на пересечении улицы И.Никитина и переулка К.Циолковского. Это самый древний храм из ныне действующих в нашем городе. Многие исторические события катком прошлись по нему, однако до сих пор он остается одним из самых значительных памятников культовой архитектуры Барнаула.

По благословению епископа Парфения

История Покровской церкви начинается в середине XIX века. Это было время массового переселения жителей европейской части России за Урал. Часть из них оседала в Барнауле. Селились в основном за Конюшенным переулком (нынешний проспект Красноармейский) и назывались зайцами. Отсюда пошло и название окраины города - Заячья слобода. Число жителей слободы быстро росло, а поскольку народ в те далекие времена был почти поголовно верующий, хотелось слободе иметь свою церковь. Надо заметить, что в Заречной части города уже была деревянная церковь Святых Праведных Захария и Елисаветы. Предложили перенести ее на новое место - в Заячью. Освятить церковь предполагалось во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Александра Невского.

Этот проект рассмотрела Томская губернская строительная комиссия, и 20 ноября 1859 года Епископ Томский Парфений произнес долгожданные слова: "По сему проекту построить Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Барнауле благословляю."

Но задумать проще, чем воплотить идею в жизнь. Сразу встала проблема: где взять деньги на строительство? Заячью слободу населяли беднейшие горожане. Ни о каком финансировании извне и речи не шло. Но были мастера, строители церквей. Были мастера и по отливке колоколов, а главное - крепкая вера и желание построить церковь.

Началась подготовка к строительству. В течение двух лет собирали средства. В основном - пожертвования прихожан. И в 1860 деревянная церковь была заложена. Строился храм споро, всем миром. Использовалась часть материала, оставшегося от прежней, Захариевской церкви. 4 августа 1863 года церковь была уже освящена. И называлась она тогда Покровская церковь города Барнаула. Примечательно, что деревянным было не только само здание, но и колокольня. Колокола деревянного храма, как в последствии и кирпичного, отливались в Барнауле местными умельцами.

С миру по нитке - верующим каменный храм

Количество прихожан постоянно росло. Свою роль сыграло и то, что Заячья слобода продолжала стремительными темпами заселяться, и то, что ближайший храм был далековато. Поэтому уже к концу XIX века назрела необходимость в постройке каменной, более крупной Покровской церкви. Все ранее возведенные в городе деревянные храмы уже были перестроены на каменные (Петро-Павловский собор, Знаменская церковь). В течение двух лет собирали средства - опять пожертвования прихожан. И 9 августа 1898 года на том же месте, где раньше стояла деревянная церковь (ее снесли), был заложен первый камень.

В строительстве участвовали не только взрослые, но и дети. Рабочий день начинался в пять утра и заканчивался в восемь вечера. Прерывалась работа три раза в день - на завтрак, обед и ужин.

Наконец, в 1903 году строительство было закончено. Новое здание потрясало величием. Красоту подчеркивало удачно выбранное место - на пригорке. Благодаря этому храм был виден на много верст кругом. Гордость строителей - трехярусная стройная колокольня с семью колоколами. Самый большой весил 320 пудов, а самый маленький - один пуд. Церковь была трехпрестольная (престолы Покрова Пресвятой Богородицы, во имя святого благоверного князя Александра Невского, во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона). Стены расписали местные художники по образцам русской религиозной живописи М.В. Нестерова, В.М. Васнецова и других живописцев рубежа XIX-XX веков.

Среди активных участников и попечителей строительства кирпичного храма источники называют протоиерея Иоанна Иоакимовича. Единомышленники оценили его вклад в общее дело, и в ноябре 1917 г. на приходском совете решили увековечить его имя "учреждением стипендии в Барнаульском техническом училище". Было постановлено: "Ежегодно отчислять 10% с суммы годового дохода, приносимого школьным зданием и передавать это отчисление правлению технического училища для вышеуказанной цели".

Новая власть отдала собор под казарму

Храм радовал глаз, колокольный звон услаждал слух, даже округа, казалось, преобразилась. И все бы ничего, если бы не начался период отделения церкви от государства. Сохранились публикации в газете "К свету", повествующие о непростом времени. Так, в 1918 году, в дни страстной седмицы во время богослужения здание обстреляли. Двух ревностных проповедников из духовенства заключили в тюрьму. Икону великомученика Пантелеймона новые власти разрешили унести в село Павловское, но без звона, крестного хода и богомольцев, рано утром. А всему населению Барнаула запретили открывать окна, зажигать в домах огни и выходить на улицу. В 20-е годы из церкви изъяли ризы, сосуды, драгоценные камни. Этим дело не ограничилось.

Хоть и одним из последних, но Покровский храм был закрыт: сняли с главы крест, разобрали колокольню. Однако он не был разрушен до основания, как Петро-Павловский и Монастырский соборы. Не превратился в увеселительное заведение, как Троицкая церковь (в ней оборудовали кинотеатр) или Кладбищенская Кресто-Воздвиженская (по сей день там размещается планетарий). Здание некоторое время использовали под овощехранилище и казармы.

Но ничто не длится вечно, и тяжелые времена миновали, оставив после себя ужасные последствия. Ситуацию во многом изменила Великая Отечественная война. Еще в 1942 году верующие приходили в разрушенный храм, чтобы помолиться о благополучном исходе войны. А в 1943 году Сталин разрешил открывать храмы. Началась нелегкая пора залечивания ран. На первом приходском собрании вынуждены были признать, что здание абсолютно непригодно. Нет крыши, куполов, паперти. Даже стекол и тех нет. Печи требуют ремонта. Но и тогда руки не опустили. Верующие высказали готовность оказать помощь деньгами, вещами и своим трудом.

И слово сдержали. В 1944 году вновь был установлен крест, сооружен иконостас. А в 1958 году над храмом опять нависла угроза закрытия, потому, что деревянные перекрытия над цокольным этажом прогнили. Но их в том же году заменили на железобетонные, и церковь продолжала функционировать.

За следующие 40 лет было проведено еще немало работ, в том числе уже "косметических". В частности, иконостас был заменен на новый, золоченый. Вместо деревянных полов сделали железобетонные, живопись восстановили. В конце 80-х годов провели капитальный ремонт здания, отреставрировали купол. А в 1993 году на прежнем месте воссоздали колокольню. Все делали барнаульские мастера.

Уже при епископе Максиме храм слегка модернизировали: иконостас перенесли ближе к прихожанам, пол выложили керамической плиткой, а деревянные рамы на окнах заменили на пластиковые. На ближайшее будущее запланировано заменить купола на золоченые, покрасить крышу, озеленить территорию и обнести ее каменным забором. Кстати, как говорят в храме, после трагической гибели мэра Барнаула Владимира Баварина его родственники выразили желание заказать колокола для колокольни Покровского собора. Не исключено, что когда-нибудь горожане услышат звон колоколов с именными гравировками.

Подарок Патриарха Алексия

Покровский собор не теряется на фоне своих "собратьев", несмотря на то, что представляет довольно распространенный тип культовых зданий в русско-византийском стиле. Для этого стиля характерны следующие черты. Фасадный декор включает одиночные, сдвоенные и строенные круглые полуколонки из лекального кирпича, аркатурные поясочки. В композиции северного и южного фасадов три больших окна, центральное из которых более высокое. Все окна объединены монументальным килевидным архивольтом. Есть у Покровского собора особенность, отличающая его от других культовых сооружений города. Это наличие нижнего храма. В нем иногда проводятся службы, в частности, отпевают усопших, не мешая прихожанам.

Если говорить о соборе не как об объекте архитектуры, а как о церковном учреждении, то нельзя не отметить некоторые важные моменты.

Покровский храм - семинарский. В нем прислуживают и поют студенты духовного училища.

Это единственный в городе кафедральный собор. Таковым он стал в 1994 году после образования Барнаульской епархии и назначения епископа. Первым на этом посту был ныне покойный Антоний. Сейчас его сменил епископ Максим.

В мае 1997 года во время визита в Барнаул Патриарх Всея Руси Алексий II передал в дар собору икону Владимирской Божией Матери.

Когда был разрушен храм в селе Коробейникове Усть-Пристанского района, жители подобрали одну из икон, привезли в Барнаул, и несколько лет она хранилась в Покровском соборе. После восстановления храма икону обновили и крестным ходом перенесли в Коробейниково. Кроме того, были возобновлены крестные ходы: в Никольскую церковь, в этом году на Крещение на реку Обь.

Екатерина ШАКИРОВА.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии