Экспериментальная археология
Первая экспедиция Алтайского археологического общества и объединенных им волонтеров в долину реки Межеумок состоялась три года назад. Место в археологическом плане оказалось просто золотым. Долина усыпана курганами, здесь с первых дней стали находить предметы быта древних людей разных эпох.
Михаил Сафронов давно мечтал организовать в долине не просто лагерь и раскопки, а настоящий музей, в котором можно посмотреть, какую жизнь вели древние люди, осевшие и кочевавшие здесь.
Кроме того, можно и самому приобщиться к археологии, геологии, этнографии и краеведению. А также реконструировать артефакты: жилища, предметы быта, оружие, украшения, ритуальные принадлежности.
Лагерь археологов расположен в идеальном месте: неподалеку от открытых и еще не изведанных археологических памятников и одновременно рядом с селами, в которых сохранилась традиционная этническая культура.
По замыслу через несколько лет лагерь в долине должен превратиться в большую площадку экспериментальной археологии и этнографии и стать крупнейшим центром исторических реконструкций в Сибири.
Битва за деньги
Алтайское археологическое общество дважды выигрывало президентские гранты и дважды губернаторские. В этом году появилась новая возможность - впервые появился отдельный грант в сфере культуры, организованный Президентским фондом культурных инициатив. Михаил Сафронов говорит, что заявку подали без всякой надежды на победу.
В заявочной кампании могли участвовать все - от крупных государственных и негосударственных объединений и структур до самых маленьких частных предприятий. Количество проектов получилось беспрецедентным, а конкуренция жесткой.
«Мы собрали все документы о важности и значимости нашего дела, но давайте смотреть объективно: есть и более важные отрасли культуры и проекты, которые нуждаются в деньгах, - говорит Михаил Сафронов. - Так что мы не думали, что выиграем, даже не следили за результатами. И вон недавно ночью я стал получать сообщения с поздравлениями, в том числе, от людей, которых я, может, два раза в жизни видел».
Культурный грант составляет чуть больше 2,5 млн рублей. Но это лишь малая часть средств, которые понадобятся для открытия музея. По подсчетам археологов, на сезон 2022 года к гранту придется добавить как минимум 5,2 млн рублей, которые нужно будет найти самостоятельно до следующего лета. Они пойдут на доставку и питание, а также на другие повседневные нужды участников проекта. Так что сейчас Алтайское археологическое общество активно ищет партнеров.
Михаил Сафронов говорит, что придется выехать на место не в середине июня, а уже в начале мая, чтобы подготовить все необходимое.
Четыре эпохи
Музей реконструкции под открытым небом с рабочим «Древний Алтай» будет охватывать четыре эпохи: каменный век, скифы, кочевники (гунны, тюрки, монголы) и этнографический период (алтайцы и первые русские). В основном проект направлен на подростков 12-14 лет, живущих в близлежащих районах. Однако приехать в долину могут все, кто захочет прикоснуться к древностям.
В Сибири Алтай был одним из первых районов, где появились люди. Если египетские пирамиды появились 3 000 лет, то у нас в Денисовой пещере еще 50 тыс. лет назад жил человек современного антропологического типа Homo sapiens.
Алтайские стоянки древнего человека - великие памятники культуры, такие же, как Стоунхендж или пирамиды Гиза, считает Михаил Сафронов. И если о Древнем Египте школьники знают по фильмам, то о древнем мире в 50 км от родного дома не имеют представления.
«Эти места жители поколениями используют как пастбища, а услышав о скифах или найденных здесь артефактах, хранящихся в Эрмитаже, они скорее улыбнутся такой «шутке», - говорит археолог. - Мы решили, что местные богатства надо популяризировать изо всех сил».
Скорее всего, лагерь у Межеумка перестанет быть палаточным. Волонтеры и гости будут жить в юртах. Каждый, кто захочет посетить музей, пройдет несколько этапов: погружение (путешествие по мастерским-эпохам, реконструкция жилищ), творчество (изготовление копий посуды, орудий, еды), отношение (вечерние дискуссии в лектории, рефлексии).
Ну, попробуйте сами
Алтайское археологическое общество сделало ставку на экспериментальность и интерактивность. Только так можно заинтересовать школьников, вовлечь их в процесс и, собственно, решить образовательные задачи, уверен Михаил Сафронов.
Археологи впервые всерьез попробовали восстановить жизнь древних в 2019 году. У волонтеров и гостей появилась возможность самим реально погрузиться в реконструкции — воссоздать сосуд, изготовить орудие труда, приготовить пищу по традиционным рецептам коренных народов Алтая и попробовать ее.
«Настоящие исторические реконструкции - это не так просто, - говорит Сафронов. - Помните, в учебниках написано, что можно легко добыть огонь, если потереть две палки друг о друга. Древние люди же именно так и делали. Ну, попробуйте сами. Я не знаю ни одного человека, кому бы это удалось».
Сами артефакты нельзя использовать в экспериментах, а вот создание современных реплик — процесс увлекательный. В крае часто находят металлические наконечники стрел, но никто не пробовал сделать лук. Путем долгих подборов, археологам удалось-таки добиться, чтобы стрела полетела.
То же с керамикой. Археологи объехали весь район в поисках подходящей глины. Та, что обнаружилась поблизости у реки, оказалась непригодна для посуды — разваливалась. Нужную нашли только за 70 километров от лагеря, рядом с райцентром Чарышское.
Еще больше мучений в 2019 году доставила реконструкция юрты, которую надо было сделать без гвоздей, при помощи только ножей, коры и деревяшек.
«Мы вкопали столбы и соединили их, но потом почти месяц ходили, как ослы, вокруг всего этого. Экспериментировали с разными материалами, делали рогатины, пробовали и так и сяк гнуть ветки — и прямо, и «веером». Нет - все равно крыша не держалась, - вспоминает Михаил Сафронов. - И когда этот купол устоял, это было прямо вау!»
Современные монголы и алтайцы уже давно строят юрты с помощью шурупов. Соорудить аутентичное древнее жилище действительно ценно.
«Интерактивность - это не мультимедийная доска и информационные технологии, - говорит Сафронов. - Это про то, что можно потрогать своими руками. В этом смысле многие музеи проигрывают борьбу за детские подростковые сердца: лекциями «с картинками» и экспонатами под натертым стеклом уже никого не удивишь, как бы технологично это не было. Но когда показываешь подростку: вот раскоп, до остатков жилища - 70 сантиметров и это 5 000 лет, он меняется на глазах».
Самое важное - в нашем Telegram-канале