Золотой миллиард
Масштабный анализ положения дел в образовательных учреждениях в начале 2019 года позволил выявить главные проблемы, из-за которых учителя остаются беднейшей категорией населения.
1. Минимальный оклад составлял 2950 рублей.
2. Формирование фонда оплаты труда шло так, что в школах, особенно сельских малокомплекных, стимулирующих выплат на часть года не хватало.
3. Оплата строилась на таком понятии, как «ученико/час». У одного учителя в классе 12 учеников, у другого — 25. Ставка у обоих 18 часов, нагрузка одинаковая, а зарплата разная.
4. Очень сложная система начисления, в которой путались сами учителя. Фишка педагога занимала два листа А4, в ней учитывались 12 факторов.
5. После последнего повышения МРОТ обслуживающий персонал в школах стал получать столько же, сколько некоторые учителя.
Минобр предложил всего три фактора, которые могут влиять на зарплату: оклад, стимулирующая и компенсационная части - и провел аудит всех школ разной наполняемости. Но в системе образования оказалось недостаточно средств, чтобы перейти на новый способ оплаты труда педагогов.
«Мы обратились к губернатору, и он принял беспрецедентное решение увеличить фонд уже в этом году», - рассказывал Максим Костенко в интервью altapress.ru.
В итоге фонд оплаты труда увеличился почти на 1 млрд рублей. Депутаты АКЗС внесли соответствующие изменения в закон о бюджете.
Как выросли зарплаты
Согласно данным минобра, средняя зарплата педагогических работников в Алтайском крае по итогам восьми месяцев 2019 года (за исключением отпускных) составила 24 010 рублей, в сентябре 27 850, в октябре 28 550.
В Барнауле эти показатели больше. По итогу 8 месяцев средняя зарплата 28 000 рублей (33 600 рублей в сентябре и октябре).
С октября МРОТ повысили на 4,3%, поэтому рост средней оплаты труда педагогов в итоге составил 19% вместо 15 запланированных.
Новая система оплаты труда должна была помочь в первую очередь учителям малокомплектных школ, которых в крае подавляющее большинство.
По словам Максима Костенко, в некоторых районах рост оплаты составил до 30-34%, например, в Шелаболихинском, Родинском, Баевском и других, там, где как раз высока концентрация малокомлпектных школ.
Максим Костенко,
министр образования Алтайского края:
В Барнауле есть случаи, когда зарплата не только не увеличилась, но и чуть снизилась. Мы видим, что это сбой не на уровне системы, а на уровне конкретного учреждения. Где-то не хватило фонда оплаты, потому что перерасходовали в первом полугодии, где-то не так поделили стимулирующие выплаты.
Нагрузки МРОТ
С июня на 10% увеличилось количество людей, которые получают больше 23 тыс. рублей. Их стало 60%. Больше 3000 учителей в крае получали зарплату, равную МРОТ. Сейчас таких нет, их зарплата составляет от 15 тыс. рублей и выше.
На 30% сократилось количество людей, которые работали на неполную ставку. То есть раньше они брали небольшую нагрузку, и им все равно доплачивали до МРОТ. Теперь они увидели, что оплата может быть больше, если работать на ставку или чуть больше.
1,25 ставки - такая нагрузка на учителя считается допустимой и рекомендованной. Министр просвещения Ольга Васильева назвала ставку 1,3 приемлемой. Средняя нагрузка на учителя в Барнауле 1,5.
Что будет дальше
«Блистать тут особо нечем. Мы все равно считаем, что это мало и будем работать дальше», - комментирует первые итоги реформы Костенко
С 1 января 2020 года учителям повысят окладную часть. В новой системе оплаты она единая для всех и составляет 7010 рублей. Ее увеличат на столько, на сколько подрастет МРОТ.
В задачах минобра также решение вопроса об увеличении окладной части для работников краевых подведомственных учреждений с 1 января.
Классный учитель
О дополнительном поощрении за классное руководство говорили на встрече с лидерами образовательной отрасли края с губернатором. Александр Загайнов, директор 126-й школы Барнаула и руководитель ассоциации «Лучшие школы Алтая» отметил, что недавно принятая модель оплаты труда вобрала все лучшее от предыдущих и отсеяла то, что не прижилось со временем, но в ней есть непонятные нюансы.
Александр Загайнов,
директор 126-й школы Барнаула:
Плата за классное руководство не входит в раздел обязательных выплат и финансируется по остаточному принципу. У нас в школе доплата высока - 3200 рублей, но, если мы посмотрим на функционал классного руководителя — моральный, эмоциональный, интеллектуальный — то увидим, что этого все равно недостаточно.
Сейчас алтайский минобр разрабатывает систему стимулирования учителей, занятых классным руководством. Доплата таким педагогам на сегодняшний день составляет от 500 до 5000 рублей в разных школах.
Максим Костенко,
министр образования Алтайского края:
Мы понимаем, что установить одинаковую сумму за классное руководство для всех невозможно. Будем исходить из комлектности школы и вводить дополнительные коэффициенты. Эту работу завершим в первом полугодии 2020-го.
Самый народный учитель
Виктор Томенко после встречи с педагогами в октябре дал поручение разработать краевой закон о социальном статусе педагогического работника, который бы предусматривал как материальные, так и нематериальные формы поощрения учителей.
В числе последних - введение званий «Народный учитель Алтая», «Почетный учитель» и ряд других наград за просветительскую работу. В 2020 году такой закон будет принят.
Самое важное - в нашем Telegram-канале