Потребитель

Почему на Алтае колбаса стала деликатесом

Алтайкрайстат недавно обнародовал данные об итогах работы пищевой перерабатывающей промышленности за семь месяцев текущего года. Они оказались несколько тревожными. Алтайская «пищевка», которая долгие годы была флагманом всего обрабатывающего сектора, немного сдала свои позиции. И если общий индекс объемов производства пока остается в плюсе, то отдельные подотрасли явно ушли в минус. Сами производители объясняют это перестройкой потребительского спроса, подстроиться под который удалось не сразу.

Два кусочка колбасы.
Два кусочка колбасы.
Михаил Хаустов

Надо сказать, что текущий год для алтайской пищевой промышленности сразу не задался. Первые два месяца прошли со спадом. Индекс промышленного производства за этот период составил 96,4%. Тогда эксперты объясняли это коротким по числу рабочих дней январем и эффектом отложенного спроса. Наличие серьезных запасов, накопленных в предновогодний месяц, заставил торговые сети снизить свои объемы закупок. Предполагалось, что в течение года ситуация должна выправиться.

Как меняются цены на продукты в России и Евросоюзе

Как сообщает Алтайкрайстат, по итогам семи месяцев индекс промышленного производства действительно вышел в плюс и составил 100,2% к аналогичному уровню прошлого года. Наибольший рост объемов производства за этот период отмечается в молочной отрасли. Так, выпуск сыра и сырных продуктов вырос на 25%, масла сливочного — больше чем на 30%. По словам Дениса Зюзина, президента «Союза сыроделов Алтайского края» и гендиректора компании «Киприно», существенную роль в данном факте сыграло смещение покупательской активности в сторону эконом-сегмента, а именно сырных продуктов с растительным жиром и спредов. «Уровень доходов населения, к сожалению, не растет, поэтому востребованы такие виды продукции, — сообщил Денис Зюзин. — Но не надо это трактовать так, как будто производителям данная ситуация выгодна. Великих доходов с дешевой продукции мы не получаем. Но сложившиеся обстоятельства заставляют нас выпускать то, на что есть стабильный покупательский спрос».

Примечательно, что аналогичная тенденция характерна для всей молочной отрасли страны. В 2014 году производство сыра выросло с довольно стабильного уровня предыдущих лет в 420−440 тыс. тонн до 490 тыс. тонн. Как полагают эксперты, в нынешнем году объемы могут только увеличиться. Только за семь месяцев текущего года прирост уже составил 26%. И это на фоне не столько существенного роста объемов сырого молока. Как сообщает аналитическое агентство «СовЭкон», рекордные показатели выпуска сыра связаны с ростом экспорта пальмового масла в России и перераспределением натурального сырья на выпуск других видов продукции. Так, например, цельномолочной продукции в 2014 году по всей стране, в том числе и в Алтайском крае, стали выпускать меньше.

Объемы производства пищевых продуктов за январь-июль 2015 года.
Михаил Хозяйкин

Колбасы стали деликатесом

Свой существенный отпечаток кризис сделал и на алтайской мясопереработке. Здесь на протяжении нескольких лет идет явное смещение покупательской активности в сторону мясных полуфабрикатов. А колбасы и мясные деликатесы явно теряют свою популярность. Как следствие за семь месяцев текущего года их производство снизилось на 15%.

По мнению Ивана Яшкина, председателя правления «Мясного союза Алтая», есть вероятность, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. В объединении полагают, что «эффект 1 сентября», когда большая часть бюджета семьи тратилась на подготовку детей к школе, уже позади. «Есть вероятность, что расходы на продукты питания, в том числе и мясные, у людей вновь увеличатся», — полагает Иван Яшкин. По его словам, чтобы сохранить объемы выпускаемой продукции, алтайские производители активнее выходят на рынки «богатых» регионов: Омской, Новосибирской, Кемеровской областей.

Примечательно, что резервы для наращивания объемов у алтайских мясопереработчиков имеются. Так, в регионе практически разрешился вопрос с вывозом скота в живом весе в Казахстан. С изменением курса тенге закупать КРС в Алтайском крае приезжим из соседней республики стало не так выгодно. «Нынешняя ситуация с сырьем не идет ни в какое сравнение с тем, что было в конце прошлого года и начале этого, — сообщила „СК“ Светлана Бурындина, исполнительный директор „Заринского мясоперерабатывающего завода“. — Забой скота мы увеличили в разы. После того как интерес к алтайскому мясу со стороны казахстанцев схлынул, закупочные цены стабилизировались».

Объемы производства пищевых продуктов за январь-июль 2015 года.
Михаил Хозяйкин

Хлебом единым

Противоречивая ситуация складывается на местном рынке хлебопечения. С одной стороны, объемы производства хлеба и хлебобулочной продукции в Алтайском крае постепенно падают. По крайней мере об этом свидетельствует официальная статистика. Так, по данным Алтайкрайстата, за семь месяцев снижение составило порядка 3%.

При этом сами хлебопеки этим данным не особо доверяют. По словам Бориса Беньковского, гендиректора компании «Русское поле» и президента отраслевой гильдии, при подсчете объемов производства не учитывается продукция, производимая мини-пекарнями, зарегистрированными под ИП. Доля подобных предприятий на рынке с каждым годом только увеличивается.

По мнению Бориса Беньковского, идет процесс изменения потребительских предпочтений покупателей. Эксперт уверен: в отличие от мясной и молочной отраслей, где снижение доходов населения привело к увеличению объемов выпуска продукции эконом-класса, в хлебопечении такой тенденции не отмечается. Напротив, объемы выпуска дорогих функциональных хлебов постепенно увеличиваются. Так, в 2014 году производство данной продукции выросло в 6 раз и составило 8,4 тыс. тонн.

В гильдии полагают: в этот год отрасль еще прибавит как в объемах производства, так и в стоимостном выражении своей продукции. Производителям в этом отношении, как ни парадоксально, поможет пресловутый финансовый кризис. Сырный продукт или спред жители края продолжат намазывать на кусочек хлеба, а уж точно не ветчины.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость