Надо сказать, что текущий год для алтайской пищевой промышленности сразу не задался. Первые два месяца прошли со спадом. Индекс промышленного производства за этот период составил 96,4%. Тогда эксперты объясняли это коротким по числу рабочих дней январем и эффектом отложенного спроса. Наличие серьезных запасов, накопленных в предновогодний месяц, заставил торговые сети снизить свои объемы закупок. Предполагалось, что в течение года ситуация должна выправиться.
Как сообщает Алтайкрайстат, по итогам семи месяцев индекс промышленного производства действительно вышел в плюс и составил 100,2% к аналогичному уровню прошлого года. Наибольший рост объемов производства за этот период отмечается в молочной отрасли. Так, выпуск сыра и сырных продуктов вырос на 25%, масла сливочного — больше чем на 30%. По словам Дениса Зюзина, президента "Союза сыроделов Алтайского края" и гендиректора компании "Киприно", существенную роль в данном факте сыграло смещение покупательской активности в сторону эконом-сегмента, а именно сырных продуктов с растительным жиром и спредов. "Уровень доходов населения, к сожалению, не растет, поэтому востребованы такие виды продукции, — сообщил Денис Зюзин. — Но не надо это трактовать так, как будто производителям данная ситуация выгодна. Великих доходов с дешевой продукции мы не получаем. Но сложившиеся обстоятельства заставляют нас выпускать то, на что есть стабильный покупательский спрос".
Примечательно, что аналогичная тенденция характерна для всей молочной отрасли страны. В 2014 году производство сыра выросло с довольно стабильного уровня предыдущих лет в 420–440 тыс. тонн до 490 тыс. тонн. Как полагают эксперты, в нынешнем году объемы могут только увеличиться. Только за семь месяцев текущего года прирост уже составил 26%. И это на фоне не столько существенного роста объемов сырого молока. Как сообщает аналитическое агентство "СовЭкон", рекордные показатели выпуска сыра связаны с ростом экспорта пальмового масла в России и перераспределением натурального сырья на выпуск других видов продукции. Так, например, цельномолочной продукции в 2014 году по всей стране, в том числе и в Алтайском крае, стали выпускать меньше.
Колбасы стали деликатесом
Свой существенный отпечаток кризис сделал и на алтайской мясопереработке. Здесь на протяжении нескольких лет идет явное смещение покупательской активности в сторону мясных полуфабрикатов. А колбасы и мясные деликатесы явно теряют свою популярность. Как следствие за семь месяцев текущего года их производство снизилось на 15%.
По мнению Ивана Яшкина, председателя правления "Мясного союза Алтая", есть вероятность, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. В объединении полагают, что "эффект 1 сентября", когда большая часть бюджета семьи тратилась на подготовку детей к школе, уже позади. "Есть вероятность, что расходы на продукты питания, в том числе и мясные, у людей вновь увеличатся", — полагает Иван Яшкин. По его словам, чтобы сохранить объемы выпускаемой продукции, алтайские производители активнее выходят на рынки "богатых" регионов: Омской, Новосибирской, Кемеровской областей.
Примечательно, что резервы для наращивания объемов у алтайских мясопереработчиков имеются. Так, в регионе практически разрешился вопрос с вывозом скота в живом весе в Казахстан. С изменением курса тенге закупать КРС в Алтайском крае приезжим из соседней республики стало не так выгодно. "Нынешняя ситуация с сырьем не идет ни в какое сравнение с тем, что было в конце прошлого года и начале этого, — сообщила “СК” Светлана Бурындина, исполнительный директор “Заринского мясоперерабатывающего завода”. — Забой скота мы увеличили в разы. После того как интерес к алтайскому мясу со стороны казахстанцев схлынул, закупочные цены стабилизировались".
Хлебом единым
Противоречивая ситуация складывается на местном рынке хлебопечения. С одной стороны, объемы производства хлеба и хлебобулочной продукции в Алтайском крае постепенно падают. По крайней мере об этом свидетельствует официальная статистика. Так, по данным Алтайкрайстата, за семь месяцев снижение составило порядка 3%.
При этом сами хлебопеки этим данным не особо доверяют. По словам Бориса Беньковского, гендиректора компании "Русское поле" и президента отраслевой гильдии, при подсчете объемов производства не учитывается продукция, производимая мини-пекарнями, зарегистрированными под ИП. Доля подобных предприятий на рынке с каждым годом только увеличивается.
По мнению Бориса Беньковского, идет процесс изменения потребительских предпочтений покупателей. Эксперт уверен: в отличие от мясной и молочной отраслей, где снижение доходов населения привело к увеличению объемов выпуска продукции эконом-класса, в хлебопечении такой тенденции не отмечается. Напротив, объемы выпуска дорогих функциональных хлебов постепенно увеличиваются. Так, в 2014 году производство данной продукции выросло в 6 раз и составило 8,4 тыс. тонн.
В гильдии полагают: в этот год отрасль еще прибавит как в объемах производства, так и в стоимостном выражении своей продукции. Производителям в этом отношении, как ни парадоксально, поможет пресловутый финансовый кризис. Сырный продукт или спред жители края продолжат намазывать на кусочек хлеба, а уж точно не ветчины.
Самое важное - в нашем Telegram-канале