Почему вопрос замены встал так остро?
В масштабе страны проблема выглядит почти катастрофичной. К 15 февраля 2025 года в России могут остановить 78,4 тыс. лифтов – техрегламент Таможенного союза требует прекратить эксплуатировать все лифты старше 25 лет. Самых проблемных из них – 38,4 тыс.
Не потому, что они старее других: они установлены в домах, которые копят взносы на капремонт на индивидуальных спецсчетах (а не в общем котле у регоператора). Копить взносы на спецсчете жильцы решили, чтобы самим распоряжаться своими накоплениями. Однако нужной суммы на новые лифты такие дома не накопили.
«У нас истек срок четырех из пяти лифтов, но денег на спецсчете не хватает на замену даже одного», - описал свою ситуацию председатель барнаульского ТСЖ Константин Емешин.
При этом модернизировать лифты – то есть заменить часть изношенных элементов – уже нельзя. Только менять.
Чем чревато продолжение эксплуатации устаревших лифтов?
То, что заплатить за замену лифтов в жилых домах обязано не государство, а сами собственники квартир, - не новость. Лифты - это в жилых высотках общее имущество собственников помещений (в том числе нежилых). Новость (немного пугающую) нынешней весной сообщила «Российская газета».
«С 1 сентября Ростехнадзор возвращается к контролю лифтового хозяйства. Будут регулярно проходить внеплановые проверки по сигналам жителей. Введены серьезные штрафы: до миллиона рублей могут взыскать с юридических лиц», - пишет автор публикации.
Другие СМИ пишут: в случае эксплуатации с истекшим сроком суд может остановить работу лифта. «Лифт будет опломбирован на 90 суток», - объясняет сайт «Российского лифтового объединения».
Словом, опять штрафы и угрозы.
Сколько денег нужно на замену устаревших лифтов?
В целом по РФ затраты на замену лифтов в жилых домах с разработкой проектов и монтажом – 200-300 млрд рублей. Сколько нужно на спасение жителей Алтайского края от штрафов и опломбировки лифтов?
Весной краевой минстрой сообщил «Банкфаксу»: в домах, которые копят взносы на счете регоператора капремонта, надо заменить 737 лифтов. В июне ведомство выдало у себя на сайте вторую цифру: там, где взносы копятся на спецсчете, надо заменить еще 1035 лифтов.
В сумме к дню «Х» в крае надо заменить почти 1,8 тыс. лифтов. Это вдвое больше, чем удалось сделать за 10 лет действия программы капремонта: с 2014 по 2023 год в крае в 299 домах установили 966 новых лифтов.
А с учетом утвержденной правительством края предельной стоимости лифта на замену нужно минимум 5,8 млрд. В том числе более 3,3 млрд - на дома со спецсчетами. Для сравнения: капремонт 300 домов в Алтайском крае по краевой программе в 2023 году обошелся в 1,5 млрд.
Предельная стоимость лифтов для работ по капремонту (а замена лифтов относится к капремонту) утверждена постановлением правительства Алтайского от 2 декабря 2022 года №462. Стоимость лифта грузоподъемностью до 400 кг: 3 248 579 рублей (количество остановок – не более 10) и 3 997 483 (более 10), грузоподъемностью более 400 кг 4 974 765 рублей.
Как решает проблему регоператор?
Напрашивается обычный вопрос: где деньги? Если взносы копятся в общем котле, на счете регоператора, лифт могут заменить, даже если дом не накопил всю сумму.
Более того, в 2023 году регоператор стал включать в аукционы условия рассрочки – нашлись подрядчики, которые установить лифты, получив полный расчет 5-7 лет. Это дало возможность ускорить замену.
В 2024 году из «общего котла» заменят 257 лифтов, рассрочка – семь лет. Ясно, что к февралю 2025-го лифтовая проблема все равно не решится. Тем не менее объем замен намного больше, чем в 2022 году (116 лифтов) и 2023-м (169).
Дома со спецсчетами – совсем другая история: им до недавнего времени никто рассрочку не предлагал.
В чем трудности накопления на лифты?
Емешин называет замену лифтов в домах со спецсчетами проклятой проблемой. Звучит громко, но сказано не для красного словца: она в самом деле трудно поддается решению.
Так, пятиподъездная девятиэтажка площадью 8 тыс. «квадратов» при нынешнем размере взносов (10,18 рублей за 1 кв. м) может собрать за год не более 1 млн. рублей. А надо - 16,5 млн, и не через 16,5 лет, а сегодня.
Тем временем цены на лифты растут (за последние пару лет лифтовое оборудование подорожало в полтора раза, приводит «Коммерсантъ» слова эксперта. И, к тому же, тратить накопления приходится на многое другое.
«Наш дом решил, что надо утеплить стены. До этого за счет накоплений пришлось заделывать щели, потому что дом вводился корпусами, между которыми оставили большие щели», - объясняет Емешин.
Меж тем, только в Центральном районе Барнаула, по сообщению администрации, нужно заменить 186 лифтов в 42 домах, на что требуется 600 млн рублей. На спецсчетах накоплена только треть от потребности, сообщает мэрия.
Что предлагают власти?
И вот для таких домов со спецсчетами власти предлагают механизм рассрочки. Минстрой края описал его более-менее подробно – рассказываем главное.
- Проект ускоренной замены лифтов запустила ассоциация «Российское лифтовое объединение» при координации Минстроя России.
- Участие в проекте дома начинается с написания заявки на вступление – его может заполнить на сайте "РЛО" уполномоченный представитель дома и представитель управляющей организации и .
- Заявитель получает одобрение и расчет сметы.
- Затем дом проводит общее собрание и голосует за замену лифтов. Собрание может инициировать владелец спецсчета (УК, ТСЖ, ТСН или рег. оператор), сами жильцы или даже один жилец.
- Заключается договор на проведение работ по замене лифтов.
- Оплачивать замену предлагается по частям. Аванс – 30%, еще 20% - после ввода в эксплуатацию, а остальное – в рассрочку на пять лет без процентов равномерными платежами.
Почему программа не вызвала энтузиазма?
Массового энтузиазма среди домов со спецсчетами программа пока не вызвала. В пилотном режиме ее протестировали сначала в Москве, с 2022 году апробировали и в других регионах. И за все это время по всей России заменили 800 лифтов в 24 регионах. Далековато до необходимых 40 тысяч.
Без энтузиазма в ней отнесся и Константин Емешин. Он понимает: для того, чтобы накопить хотя бы половину, а потом гасить платеж в рассрочку, нужно увеличить взнос на капремонт.
«Мы этот проект не просчитывали. Но как объяснить людям, что нужно увеличить тариф на капремонт? Ведь с 1 июля увеличились все тарифы», - рассуждает он.
Примерный расчет сделали жильцы барнаульского дома на ул. 50 лет СССР, 16, который тоже копит вносы на спецсчете и которому региональный минстрой еще в начале года посоветовал заменить лифты в рассрочку.
Корреспонденту «Вести Алтай» они объяснили: чтобы расплатиться, придется платить по 3-4 тыс. рублей в месяц. Сегодня квартира платит за капремонт по 520-660 рублей.
Есть ли другие варианты?
Жильцы дома на ул. 50 лет СССР рассчитывают на госпрограмму – вроде «Комфортной городской среды», по которой благоустраивают дворы. Логика могла бы быть такой же: жильцы вносят свою часть, бюджет покрывает остальные расходы.
К слову, в ряде регионов подобные программы действует вполне себе успешно. В Свердловской области, к примеру, с 2017 года. Доля жильцов - не менее 20%. И чем больше доля, тем больше шансов получить субсидию из регионального бюджета. Размер субсидии – от 30 до 80%.
В 2024 году в областном бюджета на замене лифтов в домах, где открыт спецсчет, предусмотрено 450 млн рублей. Это позволит обновить свыше 300 лифтов.
Что касается Алтайского края, то в 2022 году из краевого бюджета в общую копилку, на счет регоператора, поступило 100 млн рублей. Деньги помогли заменить 110 лифтов. Еще 14,5 млн выделил из федеральный «Фонд развития территорий». В общем, пока не густо.
Могут ли перенести сроки?
Поначалу последним днем эксплуатации лифтов старше 25 лет обозначили 15 февраля 2020 года. Но затем «последний день Помпеи» перенесли на ту же дату 2025 года. В мае 2024-го власти устно заявили: день «Х» продлят еще на пять лет.
Но официального документа на этот счет нам найти пока не удалось – скорее всего, его примут (если примут), как водится, в конце года. Чтобы не расслаблять напуганных грядущими штрафами граждан.
Откуда взялись 25 лет?
25-летний срок для лифтов утвердила еще в 2011 году комиссия Таможенного союза (прославившаяся и другими громкими новациями – к примеру, запретом на подворовой забой сельхозживотных для продажи мяса.
Называется документ - технический регламент «Безопасность лифтов». Однако почему был определен именно 25-летний срок, а не 30 или 20-летний, неизвестно.
Считается, что новые лифты должны отвечать всем стандартам безопасности, энергоэффективности, комфортности, доступности для маломобильных групп населения.
Константин Емешин утверждает, что ориентиром были евростандарты – техрегламент приняли еще при президенте Дмитрии Медведеве, когда Россия стремилась соответствовать европейским требованиям.
Самое важное - в нашем Telegram-канале