Потребитель

«Вы посмотрите, чем кормят детей!»: как алтайский кооператор пытается привить людям любовь к здоровой еде

Потребительский кооператив «Будем здоровы», который производит натуральное пюре из овощей и ягод, планирует запустить собственный интернет-магазин. Шаг вынужденный: идея развивать в Барнауле сеть магазинов здорового питания с треском провалилась. Основатель и главный вдохновитель проекта Алексей Дуров не сдается. За 10 лет, что он пытается привить людям любовь к продуктам без «химии», было и не такое. Это история взлетов и падений неунывающего кооператора.

Производство пюре в кооперативе "Будем здоровы"
Производство пюре в кооперативе "Будем здоровы"
Ирина Пергаева

На игле фаст-фуда

Идея об открытии собственного магазина, где можно было бы торговать своей продукцией — замороженным пюре, сухими овощными смесями и хлебом, у Алексея Дурова появилась давно. А когда осенью прошлого года он стал участником «АлтайПродМаркета», сомнения вообще отпали.

В тот момент наш герой не сомневался: кооперативам с их разнообразием товаров нужен выход в большой розничный мир. Тем более, что спрос на натуральные продукты на выставке был огромный. На деле оказалось, что все это только грезы.

Маленький прилавочный магазин с незатейливым названием «Алтайский крестьянин» появился в центре Барнаула в начале июня. В ассортимент вошли овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, молочные продукты, сладости, чаи, крупы. Все — от личных подсобных хозяйств, фермеров и небольших кооперативов.

Ассортимент магазина «Алтайский крестьянин»
Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям

Чтобы удовлетворить покупателей, Алексей Дуров, большой приверженец вегетарианства, даже пошел на сделку с совестью и впустил на полку «мясников». Кооператив «Чарышагропродукт» начал возить в Барнаул свои натуральные колбасы.

Первое время, пока «крестьянский» магазин был еще на слуху, дела шли хорошо. Затем интерес покупателей подутих, продажи снизились. Торговая точка начала приносить убытки. Продержавшись так полтора месяца Алексей Дуров принял решение закрыться. Денег на то, чтобы держать магазин дальше, в «Будем здоровы» не было.

Алексей Дуров,
руководитель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Будем здоровы»:

У меня есть знакомая, которая еще в молодости выбрала правильное направление в бизнесе: сейчас у нее две аптеки. Если в нашем магазине средний чек был 200−300 рублей, то от нее люди выходят, оставив не меньше тысячи. Вот это я понимаю доход. И пока транснациональные корпорации будут травить россиян своей продукцией, ситуация не поменяется.

Кооператор уверен: местный покупатель просто не готов к натуральным продуктам, при чем фактор денег здесь не решающий. По его мнению, львиная доля современных потребителей, вышедших из 90-х, крепко подсели на фаст-фуд и покорн. В еде они ценят прежде всего вкус, сдобренный усилителями, запах и цветастую упаковку. А что внутри, вроде бы и не важно — главное брюхо набить.

Алексей Дуров,
председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Будем здоровы»:

Тему здорового питания нужно поднимать на государственном уровне. Вы посмотрите, чем кормят детей в детсадах. Спрашиваю свою внучку: «Вика, что ты сегодня в садике ела?», она отвечает: «Сосиски». И так почти каждый день. Я совершенно уверен, сколько бы в нашей стране не проводили Олимпиад и Чемпионатов мира по футболу, вопрос здоровья граждан это не решит.

Замороженное овощное пюре
Управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям

Что такое переменчивый потребительский интерес в «Будем здоровы» знают не по наслышке. В прошлом году кооператив представлял свою продукцию на выставке в Белокурихе. Дегустация прошла на ура: представители местных санаториев с удовольствием поедали и нахваливали овощные пюре и хлеба, жали руки Дурову. Самому кооператору показалось, что ну вот она та самая ниша, ведь кому как не санаториям заботиться о здоровье граждан.

Да не тут-то было: выставка прошла, про кооператора из Первомайского района быстро забыли. Это было настоящее фиаско.

Позитивное начало

А ведь история кооператива «Будем здоровы» начиналась вполне позитивно. Сам Алексей Дуров смеется: разве может быть по другому, когда за дело берутся «отмороженные» алтайские «моржи». Дело в том, что наш герой много лет занимается закаливанием вместе с «Белыми медведями». Правда не для рекордов, а ради здоровья. Такие же как и он и стояли у истоков кооператива. Когда все начиналось, их было 12 человек.

Алексей Дуров показывает общую фотографию и рассказывает: «Вот это Юрий Михайлович, ему 86 лет, и он до сих пор ездит в Шипуново на велосипеде. Валентина Петровна в свои 85 три раза в день обливается холодной водой. В кооперативе два моих брата, дочь и племянники».

В 2015 году, когда все начиналось, отбоя от желающих сдать свою продукцию на переработку не было. У людей кооператив принимал тыкву, морковь и ягоду. Все только натуральное и выращенное собственными руками. Это принципиальная позиция.

Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева
Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева

Алексей Дуров,
председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Будем здоровы»:

Я как-то оказался в одном из сел Косихинского района. Люди в прямую говорили: «Мы тут с голоду помираем без работы. Помогите!» Чтобы у таких людей была возможность заработать хотя бы на сдаче своей продукции, мы и создали кооператив.

В 2016 году кооператив уже стал заметен на уровне региона. «Будем здоровы» выиграл краевой грант среди кооперативов на реализацию своего проекта по замороженным овощным пюре. Сумма Дурову досталась относительно небольшая — 700 тысяч рублей. Мелочь по сравнению с десятками миллионов, которые местный Минсельхоз раздал мясникам и молочникам. И на этом спасибо, говорит Алексей Дуров.

Полученные от государства средства кооператор направил на оборудование. В 2016 году в «Будем здоровы» полностью обносили свой цех, добавив к грантовым средствам собственные. Теперь при стабильном спросе здесь можно перерабатывать до 1 тонны сырья в день.

Производство пюре в кооперативе «Будем здоровы»
Ирина Пергаева

Рецептуру замороженного овощного пюре Алексей Дуров разрабатывал самостоятельно. Обращения к ученым «плодов» не принесли, те ему только советовали добавить в разогретое сырье сахарку. Кооператор был в недоумении: в чем тогда польза?

Алексей Дуров,
председатель сельскохозяйственного потребительского кооператива «Будем здоровы»:

Дело в том, что процесс замораживания не только сохраняет все полезные свойства продукта, но и усиливает их в разы. Для сравнения: даже при самой щадящей термической обработке при 30−40 градусах самый «нежный» витамин С сразу разрушается.

Хлеб с луком и морской капустой

Тяга к здоровому питания у нашего героя была давно. 10 лет назад в Бобровке Первомайского района он открыл цех по производству хлеба с полезными добавками. Массовый продукт, выпущенные по традиционной технологии на дрожжах, Дуров называет не иначе как «химическое оружие».

Сейчас в ассортименте линейки «Алтайский житный» на основе пророщенных зерен ржи и пшеницы несколько наименований: хлеб с семенами льна и подсолнечника, с луком (его для цеха выращивает и сушит другой кооператив) и даже морской капустой для людей с йододефицитом.

Хлеб с полезными добавками от кооператива «Будем здоровы»
Ирина Пергаева

Продукцию цех выпекает без дрожжей, заквасок, сахара и при щадящей температуре, чтоб максимально сохранить целебные свойства исходного сырья.

Изначально хлебный бизнес шел у Дурова хорошо. Кооператору удалось зайти на полки магазинов торговой сети «Раздолье», которых только по Барнауле было 17.

Правда эйфория стабильного сбыта длилась недолго. Когда сеть свернулась, продажи пошли на спад. Какое-то время предпринимателю еще удавалось держаться на плаву. Несколько лет постоянные клиенты даже ездили за полезным хлебом из Барнаула в Бобровку. Но на таких энтузиастах долго не протянешь. Сейчас, как и овощные пюре, полезный хлеб выпускается в основном под заказ.

Бабушки в Instagram

Вопрос сбыта и продвижения в кооперативе «Будем здоровы» сейчас стоит на первом месте. После того, как идея с собственной торговой сетью с треском провалилась, продажи было решено перевести в интернет.

При содействии «Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» кооператив разрабатывает новый сайт. А еще заходит на площадку интернет-магазина одного из алтайских производителей здоровых круп.

Активно осваивают члены кооператива и социальные сети. Бабушки и дедушки постят фотографии здорового питания в Instagram и делятся советами долголетия.

Алексей Дуров
Ирина Пергаева

Эффект от этого уже есть. После того, как в Сети появился ролик о здоровых продуктах с Алтая, звонки с предложениями о сотрудничестве пошли из других регионов страны. Сейчас Алексей Дуров прорабатывает вопросы поставок в Кемеровскую, Новосибирскую, Кировскую области и Красноярский край.

По словам кооператора, наибольший интерес у потребителей вызывают так называемые сухие десерты -высушенные овощные смеси чем-то напоминающие цукаты, только без сахара. Кооператор уверяет: такое блюдо было популярно еще при дворе Екатерины Великой и называлось тогда русское сухое варенье. Пришло время его возрождать, заявляет Дуров.

Тыквы. Урожай. Огород
ССО

Большие надежды в плане продвижения продукции кооператор возлагает еще на один проект. Дело в том, что помимо непосредственно производства есть у него и общественная работа. Пару лет назад Алексей Дуров совместно с единомышленниками создал организацию по развитию ЗОЖ «Наше здоровье».

В этом году она претендует на президентский грант. Если все получится, «Наше здоровье» проведет серию встреч и круглых столов для барнаульцев, заботящихся о своем питании. Чем их больше, тем яснее становится перспектива того, что натуральные продукты когда-нибудь станут популярными.

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Рассказать новость