В этом обзоре altapress.ru расскажет о самых интересных и, пожалуй, особенных услугах, инструментах и проектах, которые реализуют российские банки. Мы специально не говорим “уникальные”, потому что уникальность в современной банковской сфере моментально улетучивается.
Успешные решения быстро подхватываются конкурентами и реализуются на собственной платформе в виде довольно близкого аналога. При этом ряд новшеств разрабатывается конкурентами параллельно. Поэтому – расскажем об особенных фишках.
Фишка 1. Дышите в трубочку
Эксперты считают, что ключевым банковским трендом в ближайшие 5 лет станет развитие собственных экосистем и супераппов. И действительно, сегодня практически в каждом приложении крупного российского банка можно приобрести ценные бумаги и оформить страховку.
В некоторых – забронировать столик в ресторане, купить билет на самолет и даже послушать подкаст. Банки делают все, чтобы предложить своему клиенту как можно больше услуг. Главное правило — больше, чем конкурент. В редких случаях они создают отдельные самостоятельные приложения.
18 мая Сбер запустил приложение AI Resp, которое способно за минуту проанализировать звуки дыхания и кашля человека на наличие паттернов, характерных для COVID-19. Сервис разработан Лабораторией по искусственному интеллекту (ИИ) Сбербанка совместно с входящей в экосистему Сбера компанией СберМедИИ.
Выход этого приложения был анонсирован еще в январе этого года – с тех пор модель ИИ AI Resp была обучена более чем на 3000 обезличенных записей пациентов, больных COVID-19. Точность определения заболевания хорошая – 82%.
В приложении пользователь сможет найти инструкцию, согласно которой следует выполнять методику записи звуков. Разработчики напоминают, что приложение не может заменить классические лабораторные исследования, поэтому в случае возникновения симптомов вируса следует все-таки немедленно обратиться к врачу.
Приложение доступно для скачивания в App Store и Google Play.
Фишка 2. За экологию придется побегать
Также Сбер разработал мобильное приложение “Зеленый марафон” – оно приурочено к одноименной акции.
В сервисе имеется трекер бега на основе карт 2ГИС, которые позволяют отслеживать прогресс по GPS, акселерометру и гироскопу. Также в “Зеленом марафоне” пользователь может найти тренировочные планы, видео беговых упражнений и различные экологические челленджи.
За спортивные успехи можно получить промокоды от Okko, СберМаркета, Ситимобил, Delivery Club и других компаний экосистемы Сбера, а также тематические стикеры.
Главная цель акции – высадить свыше 180 тыс. саженцев. Финальный забег пройдет 5 июня по всей России – в том числе в Барнауле, в Парке спорта Алексея Смертина. Как же связан бег с деревьями? Дело в том, что каждый километр, который пробежит пользователь, приложение приравняет к 1 рублю, а деньги пойдут на посадку новых деревьев.
Фишка 3. Как узнать, кто вам звонит. Даже если это мошенник
Другой значимый тренд – борьба с преступностью. Количество атак мошенников на клиентов кредитных организаций ежегодно растет. По данным ЦБ, в прошлом году число кибератак с помощью социальной инженерии выросло в 1.9 раза по сравнению с 2019 годом. Поэтому уже не только государство с силовиками, но и коммерческие банки активно борются с мошенниками, разрабатывая все более надежные решения по защите средств клиентов.
Одним из таких решений стал проект Tinkoff Call Defender, разработанный одноименным банком совместно с мобильными операторами Tele2, «МегаФон» и «МТС». Антифрод-платформа позволяет определить характер различных видов и сценариев мошеннических звонков, в том числе – подмену номера. Доказанная эффективность – 8 из 10 случаев.
Платформа автоматически проверяет номер во время звонка по телефонным базам “Тинькофф мобайл”, а также мобильных операторов, участвующих в проекте. Сервис предупредит клиента, если тому позвонят потенциальные мошенники, информация будет передана в службу безопасности “Тинькофф”.
Если же на другом конце провода всё-таки не мошенники, то определитель укажет сферу и название компании, которая пытается связаться с абонентом – например, “Доставка еды”. Базы телефонных номеров постоянно обновляются при помощи моделей машинного обучения, разработанных в “Тинькофф мобайл”.
Подключить сервис могут абоненты “МТС”, Tele2, «МегаФон» и “Тинькофф мобайл” в настройках приложения «Тинькофф» в разделе «Приложение». Определитель номера работает как на iOS, так и на Android.
В конце апреля аналогичный сервис внедрил и Сбер. Опцию можно подключить в мобильном приложении “СберБанк Онлайн” - в разделе “Безопасность” нужно активировать кнопку “Проверять входящие звонки”. Пользоваться сервисом могут абоненты любых сотовых операторов.
ВТБ обещает, что и на его платформе появится определитель звонков.
Фишка 4. Миллион за информацию о мошеннике
Существует и другой способ борьбы с мошенничеством. Так, Альфа-банк предлагает самим клиентам поучаствовать в поимке злоумышленников, за что готов щедро заплатить – 1 млн рублей за достоверную информацию о мошеннике.
Банк интересуют сведения, которые позволят раскрыть мошеннические колл-центры или поймать самих преступников. Если информация действительно поможет достичь этой цели, Альфа-банк в долгу не останется. Можно сообщить номер, с которого звонили злоумышленники, предоставить запись телефонного разговора или контакты колл-центра.
Разумеется, программа премирования строго конфиденциальна.
Фишка 5. Бесплатные переводы в страны СНГ
Пару лет назад было сложно представить, что мы сможем переводить деньги из одного банка в другой без комиссии. Сегодня этим уже никого не удивишь.
Напомним, с 1 апреля 2020 года ЦБ установил нулевой тариф для коммерческих банков при переводе денежных средств через Систему быстрых платежей (по номеру телефона). В скором времени банки также перестали брать комиссию с физ. лиц. за данные операции.
МТС Банк пошел еще дальше – он запустил бесплатные онлайн-переводы в страны СНГ. Совершить перевод можно с банковской карты, электронного кошелька или мобильного лицевого счета абонента МТС в приложении МТС Банка, а также через МТС Деньги.
Перевод осуществляется практически “в два клика”. В приложении МТС Банка или на сервисе МТС Деньги пользователь должен выбрать “Платежи и переводы”, “Переводы в СНГ” указать страну отправки и банк-эмитент.
Денежные средства зачисляются в национальной валюте. Другими словами, после перевода деньги автоматически конвертируются – вместо рублей адресат, к примеру, получит сомони.
Пока данной услугой могут воспользоваться немногие – бесплатные переводы доступны только в Республику Таджикистан клиентам МДО «Душанбе Сити» и «Ориенбанк». Но в скором времени, как обещают в компании, в список войдут и остальные страны СНГ
Фишка 6. Законно снять деньги с чужой карты
Неделю назад стало известно, что в 2022 году банк “Открытие”, УБРиР и СКБ-банк запустят сервис по снятию денег в банкомате с чужой карты по QR-коду. Сервис в ближайшее время начнет тестировать ВТБ, а клиенты Тинькофф уже уверенно пользуются опцией – они ежемесячно совершают 40 тыс. транзакции на общую сумму в 3,5 млрд рублей.
Идея следующая – в мобильном приложении клиент банка генерирует QR-код на получение определенной суммы. Он может получить деньги, отсканировав код в банкомате, затем передать его другому человеку, а тот сможет без проблем снять средства со счета пользователя.
Используя данный сервис, банкоматами смогут пользоваться даже те, кто не захватил с собой банковскую карту, и те, кто не является клиентом банка.
Напрашивается вопрос: как клиент сможет защитить себя от мошенников? В Тинькофф QR-код активизируется на 24 часа, по истечению которых денежные средства получить не удастся. Кроме того, клиент в любой момент может отменить “активность” кода в приложении.
Как своих клиентов обезопасят остальные банки – пока неизвестно. Наверняка, что-нибудь придумают.
Самое важное - в нашем Telegram-канале