Происшествия

"Эйрюнион", "Дальавиа", "Континент". Какая авиакомпания станет следующим банкротом?

В минувшую субботу, 27 августа, из барнаульского аэропорта имени Г.С.Титова авиакомпанией "Таймыр" был выполнен чартерный рейс на самолете Ту-154М Барнаул - Норильск. На борту находилось 147 человек. Все они приобрели авиабилеты на рейсы авиакомпании "Континент", которая 29 июля объявила о банкротстве.

Из барнаульского аэропорта авиакомпания "Континент" выполняла прямые рейсы в Анапу и Норильск, а также промежуточные в Иркутск и Красноярск.

Пассажиров "Континента" (до выполнения чартерного рейса), на основании решения руководства Росавиации, "подсаживали" на свободные места самолетов авиакомпаний "Сибирь", "Аэрофлот", "ЮТэйр". До Москвы. Оттуда - в Норильск.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин отправил также две телеграммы в Росавиацию с просьбой организации чартерного рейса до Норильска.

Виталий Архипенко,
генеральный директор авиапредприятия "Алтай":

Несмотря на то, что 147 человек улетели чартерным рейсом 27 августа, проблема все же есть. В Алтайском крае остались люди, у которых до сих пор на руках билеты на рейсы "Континента". И мы продолжаем работать.

Отправили людей в Иркутск и Красноярск (через Москву).

Возможно, придется организовать еще один чартерный рейс до Норильска. В аэропорту сейчас формируются списки людей, у которых билеты на рейсы "Континента".

Появление на авиарынке "Континента" (впрочем, как и других перевозчиков) прозрачно. Сначала авиакомпания получает разрешительные документы на полеты в Росавиации (свидетельство эксплуатанта), заключаются договоры с аэропортовыми службами.

Также авиакомпания подает в интересующий ее аэропорт заявку, которую сотрудники (к примеру, барнаульского аэропорта имени Г.С.Титова) обязаны выполнить - на основании Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре аэропортов. В случае отказа деятельностью аэропорта могут заинтересоваться в ФАС. Так как аэропорты занесены в Перечень субъектов естественных монополий.

Аэропорт вправе отказать авиакомпании в сотрудничестве лишь в том случае, если рейсы новой авиакомпании не вписываются в действующее расписание полетов. Однако барнаульский аэропорт регулярно "занят", в основном, лишь ранним утром, когда тремя авиаперевозчиками выполняются рейсы в Москву, плюс еще рейсы по различным дням недели в Санкт-Петербург, Сочи, Сургут, Краснодар, Томск, Екатеринбург. Но последние направления вводятся, как правило, в летнее расписание. Поэтому авиакомпания "Континент" оформила все соответствующие документы вошла в расписание барнаульского аэропорта. До 29 июля - даты банкротства.

Почему авиакомпания обанкротилась?

Эксперты связывают это, в основном, с тем, что у перевозчика закончились деньги. Ведь основной капитал авиакомпании получают во время продажи билетов на свои рейсы. Этими деньгами рассчитываются за обслуживание в аэропортах, заправку топливом и т.д. А в июле ажиотажа при приобретении билетов уже не наблюдается - как правило, люди заранее покупают билеты, планируя отпуск.

И именно в отпускной период у нас чаще банкротятся авиакомпании. "Первый звонок" был в августе 2008 года, когда тысячи пассажиров по всей стране не могли вылететь рейсами альянса авиакомпаний "Эйрюнион" (туда входили перевозчики "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс"). В сентябре 2008 в аэропортах страны "застряли" пассажиры авиакомпании "Дальавиа". Ситуации были "разрулены" на самом высоком правительственном уровне.

В отпускной период в 2011-м году возникла проблема с "Континентом". Руководство Росавиации делает громогласные заявления о том, что отраслевые проблемы надо искоренять самым решительным образом - например, не давать допуск эксплуатанта авиакомпаниям, у которых в парке менее 20 самолетов одного типа.

На это заявление эксперты лишь разводят руками: если, допустим, в парке авиакомпании есть 10 "Боингов-757" и 10 "Боингов-737", тогда (на основании заявления руководящих профессионалов) авиакомпания также не сможет получить допуск на деятельность. Это разные воздушные суда. Получается замкнутый круг.

...В барнаульском аэропорту, безусловно, в кратчайшие сроки решат проблемы всех клиентов "Континента". Но универсального совета на будущее, как обезопасить себя от возможного банкротства авиакомпании в отпускной период, у экспертов авиаотрасли нет.

P.S. На 1 сентября состоялись четыре чартерных рейса для доставки пассажиров обанкротившейся авиакомпании "Континент".

1. Рейс Барнаул - Норильск 27 августа в 07.40 (время местное);
2. Рейс Домодедово - Норильск в ночь с 29 на 30 августа в 00.00 (время московское);
3. Рейс Домодедово - Норильск в ночь с 30 на 31 августа в 00.00 (время московское);
4. Рейс Уфа - Норильск в ночь с 31 августа на 1 сентября в 00.00 (время московское).

Все рейсы выполнены воздушными судами Ту-154 авиакомпании "Таймыр".

Сотрудники авиапредприятия "Алтай" формируют новые списки пассажиров для чартерного рейса из Барнаула.

Пассажиры "Континента", желающие вылететь из барнаульского аэропорта, могут позвонить по следующим телефонам барнаульского аэропорта: 543-009, 543-100, 543-186.

Кстати

В 2010 году Минтранс разработал законопроект "О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров". По нему предлагалось создать с 2012 года специальный гарантийный фонд, сформированный на средства всех российских перевозчиков. Если кто-то из перевозчиков банкротится, то другая авиакомпания сможет взять перевозку пассажиров на себя.

Справка

Альянс AiRUnion - альянс российских авиакомпаний, членами которого являлись авиаперевозчики "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". 2 мая 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании на базе пяти региональных авиакомпаний, входящих в альянс, единой авиакомпании - холдинга "Эйрюнион".

С середины августа 2008 в разных городах РФ прошли массовые задержки рейсов альянса из-за долгов перед поставщиками авиатоплива и наземных услуг в размере более 1 миллиарда долларов.

Авиакомпания "Дальавиа" базировалась в Хабаровске. Существовала с 1999 года по 2008 год. В 2008 году долги компании превысили 2 млрд руб, что впоследствии и привело к банкротству.

В 2010 году обанкротились "КД авиа", "Заполярье", "Амурские авиалинии".

На 29 июля задолженность авиакомпании "Континент" перед российскими аэропортами превысила 32 миллиона рублей. Росавиация объявила об аннулировании сертификата авиакомпании.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость