Руководство национального парка "Сайлюгемский", чей сотрудник также оказался на борту Robinson R66, не стало отрицать, что пассажиры летели на охоту. Но охота, по их версии, должна была вестись на волков, которые в последнее время активно терроризируют чабанские стоянки.
20 января вертолет Robinson R66 потерпел крушение в Кош-Агачском районе. Причиной аварии, по данным Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СКР, стала потеря мощности двигателя. К месту падения был направлен вертолет Ми-8 авиалесоохраны, но его помощь не потребовалась, поскольку все находившиеся на борту люди не только остались живы, но и смогли самостоятельно дойти до автотрассы, а потом на попутках добраться до райцентра. Оказалось, что пилоту и пассажирам удалось вовремя покинуть кабину – до того, как она загорелась.
Инцидент не на шутку озадачил местную общественность, когда стали известны некоторые подробности маршрута и состав пассажиров. Выяснилось, что воздушное судно вылетело из поселка Кузедеево в Кузбассе, а на его борту был его владелец – предприниматель Александр Говор, который известен как член совета директоров "НефтеХимСервиса" (инвестор строительства нефтеперерабатывающего завода в Яйском районе Кемеровской области) и один из учредителей ОАО "Инрусинвест". Появившаяся информация всколыхнула давние разговоры о том, что на территории Кош-Агачского района богатые предприниматели частенько используют браконьерские методы во время охоты. В частности, охота на животных ведется с вертолета, что запрещено законодательством.
История сразу стала пополняться различного рода слухами. В интернете появилась версия о том, что вертолет был обстрелян местными чабанами. Особую пикантность сюжету придало то обстоятельство, что одним из пассажиров оказался инспектор национального парка "Сайлюгемский" Валерий Оргунов. Общественность Горного Алтая прекрасно помнит события шестилетней давности, когда в результате крушения вертолета Ми-171 погибли семь человек, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и председатель местного охоткомитета Виктор Каймин.
Общественный деятель Акай Кине от имени республиканской общественной организации "Духовный центр тюрков "Кин Алтай" направил в правительство и парламент республики обращение, в котором предложил наложить мораторий на охоту и любые частные полеты над территорией республики. Несколькими днями позже он объявил о награде в 50 тысяч рублей за информацию, которая позволит документально установить возможные факты браконьерства. Позиционирующий себя как зайсан рода телесов, Акай Кине напомнил, что "дух Алтая может покарать всякого, кто охотится в священных местах и на священных животных, как это произошло с вертолетом Ми-171 в 2009 году, пассажиры которого расстреливали архаров".
Версию о браконьерской охоте категорически отвергли в национальном парке "Сайлюгемский". Как сообщила заместитель директора по экологическому просвещению Олеся Малюкова, Валерий Оргунов, будучи опытным охотником, должен был выступить в роли проводника для пассажиров вертолета, которые собирались устроить охоту на волков (в последнее время волки стали представлять серьезную проблему для Кош-Агачского района). Вопрос о необходимости сокращения численности этих хищников неоднократно поднимался на сессии районных депутатов.
Олеся Малюкова,
заместитель директора по экологическому просвещению национального парка "Сайлюгемский":
Попытки организации наземных рейдов на волков из-за отсутствия снега, на котором видны следы хищников, не дали заметных результатов; только с вертолета можно эффективно находить волчьи стаи, но у государственных структур не было необходимых средств для финансирования воздушной разведки. Поэтому было принято решение обратиться к частнику, который, оформив необходимую лицензию на отстрел волка, прилетел на своем вертолете, планируя совместить приятное с полезным – поохотиться и частично помочь в решении проблемы по регулированию численности волка.
Замдиректора национального парка "Сайлюгемский" специально подчеркнула, что охоту на волков не планировалось вести с вертолета. Все это должно было произойти на территориях, сопредельных с национальным парком, а инспектор Валерий Оргунов был прекрасно информирован о том, где проходят границы особо охраняемой природной территории.
Амыр Айташев,
главный редактор РИА "Новости Алтая":
Прежде чем давать оценку происшедшим событиям, напомню, что владелец сгоревшего вертолета – кузбасский миллиардер Александр Говор – не в первый раз замечен на вертолете на Алтае. В 2011 году в Турочакском районе, непосредственно примыкающем к Кузбассу, местными жителями был зафиксирован факт охоты с вертолета с бортовым номером 7151, с которого убили косулю и самку лося. Велось разбирательство со стороны прокуратуры Республики Алтай. Чем оно закончилось, неизвестно.
Мне удалось установить, что вертолет марки "Макдоннелл-Дуглас" с бортовым номером RA-07151 принадлежит фирме "Кустард РУС", фактическим владельцем которой является Александр Говор. Упавший и сгоревший в этом году вертолет Robinson принадлежит фирме "Кустард", и на его борту находился непосредственно бизнесмен Говор. Как писал журнал "Форбс", в 2010 году Говор купил вертолет, на котором летал на свою виллу, стоящую на берегу озера в Горном Алтае. Также было установлено, что непосредственно в качестве его личного егеря и проводника на Алтае, на которого было оформлено озеро Говора, выступает нынешний директор национального парка "Сайлюгемский" Александр Чайка. Сотрудник данного природоохранного учреждения Валерий Оргунов также находился на борту сгоревшего вертолета.
Зная эти факты, трудно поверить в объяснения администрации национального парка, что господин Говор летел на выручку скотоводам Кош-Агачского района с целью уничтожения волков. Вообще тема волков – штука спекулятивная. В прошлом году на Кош-Агачский район было выдано 600 разрешений на отстрел волков, хотя, по оценкам биологов, на весь район поголовье волков – не более сотни, и ранее разрешения на отстрел волков в таких количествах не выдавались. Это делается для того, чтобы вооруженные люди имели возможность практически круглый год находиться с оружием на природе. То есть действия властей прямо направлены на потворство браконьерам.
Григорий Долгих был уволен Александром Бердниковым в начале сентября 2014 года с должности председателя комитета по охране и воспроизводству животного мира Республики Алтай. Вместо него исполняющим обязанности был назначен алтаец Айдар Ойношев, охотинспектор с многолетним стажем. Однако в конце года Министерство природных ресурсов России отказало в согласовании его кандидатуры, а заместителем председателя комитета (всех заместителей руководителей министерств и комитетов назначает лично Бердников) стал Юрий Михайлов. Следует полагать, что этот вертолет окажется не последним из упавших вертолетов браконьеров, так как охота с вертолета подразумевает выполнение фигур пилотажа в сложных условиях гор, а пилоты малых вертолетов в основном не имеют подобных навыков, так как обладают лицензиями пилотов-любителей, обучившись в Подмосковье.
Об этом пишет listock.
Самое важное - в нашем Telegram-канале