Опыт иркутян
130-й квартал — это проект, инициированный экс-губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. К 350-летию города в 2011 году он поставил задачу реставрировать исторические памятники и создать территорию с прибыльным бизнесом.
Работать начали в 2009-м. На территории было шесть памятников архитектуры и множество разрушающихся деревянных домов, уличные туалеты, помойки. «Это было трущобное, списанное в утиль наследие, на месте которого уже решили строить многоэтажное жилье», — рассказывала Елена Григорьева на мастер-классе фестиваля «Зодчество в Сибири».
Иркутские архитекторы создали проект регенерации территории, разбили его на отдельные лоты-усадьбы и предложили их девелоперам. Григорьева признается, что желающих, которые бы поверили в рентабельность проекта, было мало. Тем более что все происходило в условиях экономического кризиса.
Проект сдвинулся с места, потому что мощно работал административный ресурс. Бизнес настойчиво приглашали, в каких-то случаях, может, и заставляли. «Но предприниматели не пожалели. Одни окупили затраты через несколько месяцев, другие удачно продали свои усадьбы, не пожелав ими заниматься. Сейчас здесь самая высокая аренда квадратного метра коммерческих площадей», — рассказала Григорьева на мастер-классе по 130-му кварталу, который проходил на фестивале «Зодчество в Сибири».
За 10 лет в исторический квартал Иркутска бизнес, включая РЖД, вложил около 6 млрд рублей. Еще 700 млн — бюджет. Проект приносит около миллиарда рублей в год в бюджеты разного уровня.
Сейчас в городе по тому же принципу реализуют более крупный проект — «Иркутские кварталы». В его рамках по заранее продуманному плану идет реновация большой исторической части города, в которую в том числе вписываются жилые дома.
5 проектных фишек 130-го квартала
Рецепт для Барнаула
Преображать исторический центр Барнаула следует начать, как и в Иркутске, с выстраивания взаимосвязанной системы общественных пространств, формирования основных пешеходных потоков. Важно важно понять, что там должно располагаться, зачем туда придет человек: попробовать национальную кухню, купить сувенир, посмотреть историческую экспозицию и т. д.
Центральной точкой притяжения, от которой можно начать выстраивать такие связи, может стать Барнаульский сереброплавильный завод:
«Это просто волшебное место. Из него можно извлечь полноценную прибыль, которая окупит все затраты. Там даже река есть!».
Сереброплавильный завод следует развить в первую очередь за счет связей с ул. Мало-Тобольской, Льва Толстого, аптекарским парком, который разбит в парке «Центральный». Для этого нужно построить удобные променады, чтобы исторические достопримечательности не были отдельными островками, а встраивались в систему. Может быть, и трамвай войдет в сценарий исторической части города, говорит архитектор.
Елена Григорьева уверена, что на территории сереброплавильного завода недопустимо строить крупный торгового центра: «Лучше арт-галереи, музеи, рестораны, небольшие гостиницы и другие подобные виды бизнеса».
Григорьева подчеркивает, что проектирование — это не только художественное озарение. «Архитектура — это стык искусства, экономики, исследований. Если будет необходимо, мы готовы приезжать, консультировать».
Самое важное - в нашем Telegram-канале