“Федерация за два года прошла серьезный путь”
- Триатлон в Алтайском крае сегодня — это модное развлечение для состоятельных людей или все-таки спорт с долгоиграющей стратегией?
- Я бы сказал, что это и мода, и тренд, по которому развивается весь мир. Если наш регион причисляет себя к глобальному сообществу, то триатлон – его неотъемлемая часть. Прошедший этап Кубка мира по гребле показал, что Барнаул теперь — новая точка на мировой спортивной карте.
Триатлон на Алтае начали культивировать системно с 2017 года, когда на «Бирюзовой Катуни» прошли первые коммерческие соревнования. С этого момента жители региона и стали узнавать малознакомый вид спорта.
- Каждая спортивная федерация в России должна иметь аккредитацию и программу развития. Какие основные цели прописаны в вашем документе?
- Федерация триатлона была организована в 2019 году, и за два года прошла серьезный путь развития. Это стало возможно благодаря имеющейся платформе в виде проекта Altai3Race, вокруг которой формировался постоянный пул спортсменов-участников и судей.
В нашей дорожной карте прописано четыре базовых принципа. Первый – это популяризация и формирование массовости вида спорта. Второе – создание полноценного судейского и организационного корпуса. Третий принцип касается комплектования сборной региона по юниорам и взрослым спортсменам.
Четвертый принцип важен в целом для всего региона и касается имиджевой составляющей, демонстрирующей, что в Алтайском крае можно качественно проводить статусные соревнования.
- А что уже удалось реализовать?
- Все четыре истории развиваются синхронно, где-то с большим успехом, где-то с меньшим. Если говорить о сборной региона, то она уже сформирована на базе Центра спортивной подготовки края в составе шести человек.
Есть свой судейский корпус, в который входят специалисты разных категорий, участвующие как в российских, так и международных соревнованиях.
«Заниматься одним видом спорта детям монотонно»
- Понятно, что Барнаулом Алтайский край не ограничивается. Есть ли триатлон за его пределами?
- Очень актуальный вопрос для территории, половина населения которой проживает в сельской местности. Как известно, каждый год в Алтайском крае проходят олимпиады сельских спортсменов. Договорились с оргкомитетом предстоящих соревнований в Мамонтово о том, чтобы провести показательные выступления по триатлону.
Продемонстрируем возможности такой дисциплины как кросс-дуатлон, включающей беговой и велосипедный этапы.
Регулярно проводим открытые тренировки по районам. Их главная задача — влюбить в триатлон спортивных тренеров на селе, которые в дальнейшем могут донести до своих воспитанников, насколько привлекательна мультиспортивность.
Опыт показывает, что заниматься одним видом спорта детям, как правило, монотонно.
Они устают, разочаровываются и в конце концов забрасывают тренировки. А если ребенок один день плавает в бассейне, во второй — бегает, в третий — катается на велосипеде, история получается совсем другая.
Мультиспортивность — неотъемлемая часть подготовки всех мировых атлетов, доказавшая свою эффективность. Известный биатлонист Уле-Эйнар Бьерндален, например, — прекрасный велосипедист, в межсезонье он успешно выступал в этом виде спорта.
- Задача федерации — привлекать спонсорскую помощь. Есть успехи в этом отношении?
- В уставных целях федерации такой задачи не прописано. Но мы живем в век капитализма и понимаем, что без формирования устойчивого бюджета развития не будет.
Успехи на этом поприще у нас есть, сформирован пул главных партнеров — это ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» и горнолыжный комплекс BERLOGA в Тягуне Заринского района.
Есть еще одна группа партнеров — это предприниматели, которые либо сами занимаются триатлоном, либо это делают их дети, поэтому они хотят нас поддержать небольшими суммами в размере 15-20 тыс. рублей.
- Каков бюджет алтайского триатлона?
- Годовой бюджет федерации относительно 2017 года, когда все только начиналось, увеличился многократно, с 4 тыс. рублей до 500 тыс. Министерство спорта Алтайского края нам в этом помогает.
«Соревнования — повод посмотреть и оценить наш регион»
- В декабре 2020 года после этапа Кубка России по зимнему триатлону в Тягуне, вас назвали «безбашенным партнером в классных проектах». Что безбашенного задумано на 2021 год?
- Триатлон с точки зрения организации — совсем не линейное мероприятие. Это не стадион, где играют в футбол, или обычный зал для баскетбола, у нас все сложнее. В голове у организатора нарисована своя схема транзитной зоны, дистанция, по которой будут двигаться спортсмены.
Все эти мысли важно правильно перенести на площадку. В Тягуне нам пришлось решать нестандартные задачи, и в итоге все получилось. Отсюда такие эмоции.
Что касается планов на 2021 год, идей очень много. Крупные старты на «Бирюзовой Катуни» прошли в мае и июне.
В августе ярким событием станет Сибирский фестиваль триатлона, который будет проходить в течение четырех дней. Это будет второе по значимости мероприятие в российском календаре нашего вида спорта.
Ждем порядка 500 гостей, в том числе из других государств. Уже есть заявки из Италии, Франции и Германии. В пиковые дни на старт будут выходить по 300-350 атлетов. Ожидаем приезд руководства Федерации триатлона России и лично ее руководителя Ксении Шойгу.
Впервые сформирован призовой фонд — за победу спортсмены будут получать около 1 тыс. долларов.
Сибирский фестиваль триатлона мы стараемся развивать с точки зрения имиджа и туризма. Думаю, что спортсмены из Мурманска или Вологды на Алтай просто так вряд ли бы приехали. Соревнования — прекрасный повод посмотреть и оценить наш регион.
«Финансовая точка входа не такая заоблачная»
- По вашим оценкам, сколько людей в Алтайском крае сейчас занимается триатлоном, и как реально можно оценить этот показатель?
- Цифра просчитывается очень легко — составляются протоколы после каждых местных соревнований. Есть также специализированный ресурс, на котором можно посмотреть, сколько участков с Алтая выступало на различных стартах.
Количество триатлетов в крае мы оцениваем в 100-150 человек. Полагаю, что в ближайшие годы этот показатель будет увеличиваться.
- Очевидно, что это спорт богатых. Только хороший велосипед, на котором можно показывать результат, стоит от 500 тыс. рублей. В этой связи вопрос — может ли триатлон в Алтайском крае стать массовым?
- Элитарность триатлона — это общемировая тенденция, которая, с одной стороны, манит, с другой — ограничивает. При этом я не скажу, что это самый дорогой вид спорта. Многие не знают, что в биатлоне, например, винтовка может стоить около 1 млн рублей.
На сегодняшний день Международная федерация триатлона активно продвигает дисциплины, которые не требуют серьезных вложений. Они предназначены как раз для тех, кто только начинает делать первые шаги.
Я говорю об акватлоне, где требуются только очки, шапочка и гидрокостюм. Кросс-дуатлон также можно освоить на недорогом горном велосипеде за 15-20 тыс. рублей.
Варианты и компромиссы всегда можно найти, главное желание. Финансовая точка входа на самом деле не такая заоблачная.
- Что за люди приходят в этот спорт?
- Благодаря такому движению как Ironman, сложилось представление, что в триатлон приходят только успешные состоявшиеся личности с достатком выше среднего. Отчасти это так.
Могу сказать точно, 99% — любители. Это своеобразный парадокс нашего вида спорта. В лыжных гонках, легкой атлетике такого перекоса не наблюдается. Наоборот, в некоторых циклических видах профессионалов принципиально больше, чем любителей.
- Некоторые придерживаются мнения, что триатлеты — это те, у кого в определенном смысле сдвиг по фазе. На ваш взгляд, что ими движет?
- Я в триатлоне с 2012 года и могу сказать, что это не просто спорт, это философия, жизненная концепция. Люди придерживаются здорового образа жизни, дружат со сном, выбирают правильные продукты, успешно соединяют спорт и путешествия, планируя старты в разных частях страны и мира.
Это люди общительные и с широким кругозором. Они умеют правильно выстраивать свое время, чтобы его хватало на работу, семью и тренировки. Четкий тайминг — их кредо.
Понятно, что обывателю, который лежит на диване с бутылочкой пивка, такой образ жизни кажется ненормальным.
«Мы серьезно отстаем от Новосибирска и Красноярска»
- Как вы оцениваете уровень инфраструктуры для вашего вида спорта? Что у нас есть и чего остро не хватает?
- Я бы разделил инфраструктуру на ту, что необходима для проведения соревнований, и ту, что требуется для организации тренировочного процесса.
На всех площадках мы говорим, не переставая, что Алтайский край — уникальная территория для проведения качественных соревнований. У нас есть особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», спортивный комплекс BERLOGA в Тягуне и барнаульский гребной канал.
Две из этих локаций могут принимать летние старты по триатлону, одна — зимние. Не каждый регион России такими возможностями располагает.
Что касается инфраструктуры для проведения тренировок на протяжении годового цикла, здесь, конечно, есть свои сложности. В этом плане мы серьезно отстоем от Новосибирска и Красноярска.
Будем постепенно решать данную проблему. В 2020 году мы получили дотацию от Всероссийской федерации триатлона на покупку велостанков. 5-7 единиц этого оборудования попробуем закупить нынешней зимой.
- В декабре прошлого года вы говорили, что гребной канал идеально подходит для триатлона? Этап кубка мира прошел. Что дальше?
- Предварительные переговоры о базировании на этой площадке состоялись. Увы, с точки зрения транспортной доступности гребной канал пока плохо подходит для ежедневных тренировок.
Надеемся, что с открытием Старого моста через Обь ситуация изменится, и со временем этот объект станет главным триатлонным центром Алтайского края, возможности которого выходят за рамки только проведения соревнований.
Мировой опыт доказывает успешность соединения гребного спорта и триатлона. Например, в не самой богатой европейской столице, такой как Белград, есть прекрасный триатлонный парк на базе гребного канала. Аналогичные спортивные коллаборации есть в Астане, Казани и Ростове-на-Дону.
«Написали в местную школу. Ждем решения»
- Есть ощущение, что триатлон — это все-таки больше коммерческая история. Хочешь тренироваться и выступать — плати. Есть ли вероятность, что в Алтайском крае когда-нибудь появится школа с бюджетным финансированием?
- О полноценной школе говорить рано, речь идет об открытии ставок тренеров. Такая возможность просматривается в Бийском и Заринском районах.
В селе Лесное Бийского района после открытой тренировки мы нашли несколько перспективных спортсменов, которые согласились выступить в дисциплине кросс-дуатлон. Без специализированной подготовки они смогли показать достойный результат на соревнованиях в Красноярске.
Сейчас от имени краевой федерации и министерства спорта региона написали письмо в местную спортшколу с просьбой открыть ставку тренера по триатлону. Ждем решения.
В Заринском районе примерно такая же история. После финала Кубка России по зимнему триатлону интерес к нашему виду спорта усилился. Через неделю район принимает соревнования по кросс-дуатлону.
Пригласим на старты тренеров и руководителей детских спортивных школ, чтобы они своими глазами увидели, что такое триатлон.
- Профессиональные тренерские кадры — есть ли они в алтайском триатлоне?
- До недавнего времени тренировочный процесс проходил на немного дилетантском уровне. В 2021 году два специалиста с Алтая прошли конкурсный отбор Федерации триатлона России и буквально неделю назад вернулись с обучения в Казани.
Теперь Дмитрий Климюк и Сергей Шульгин находятся в полушаге от того, чтобы получить дипломы профессиональных тренеров. В Барнауле работает еще один тренер - Иван Крюков, который также прошел обучение и специализируется на подготовке триатлетов-любителей.
Специальный вопрос
- У вас есть еще один проект Altai3Race — это попытка коммерциализировать спорт в не очень богатом регионе. У таких проектов в Алтайском крае есть будущее?
- Когда проект Altai3Race только зарождался, у нас было море скепсиса. Но оказалось, что в Алтайском крае не все так плохо и бедность, о которой так любят говорить, выражена только на бумаге.
Вокруг этого проекта появилось много людей, которые готовы не только участвовать в качестве спортсменов, но и вкладывать в него деньги. Передовой опыт доказывает успешность проведения официальных соревнований на площадке коммерческих спортивных проектов.
В мае на площадке IronStar (ведущий в России организатор «железных» дистанций. - Прим. ред.) прошел Чемпионат Краснодарского края и Кубок России по триатлону. В Казани на базе проекта Timerman в июне состоится Спартакиада молодежи России. Такой симбиоз работает во всем мире.
О чем еще рассказал собеседник
Досье
Денис Александрович Маховский родился 27 ноября 1983 года в Новосибирской области. Окончил Новосибирский государственный аграрный университет по экономической специальности. Затем работал в «Сибирском аграрном холдинге» и Россельхозбанке.
В 2012 году Денис участвовал во Всероссийском молодежном форуме «Селигер», где впервые участвовал в мультигонке, включавшей 10 видов спорта. Там же познакомился со спортсменами, которые занимались триатлоном. «Была мечта сделать качественное спортивное мероприятие, и в 2017 году она осуществилась. Вместе с партнером, который организует ультратрейлы на Алтае, мы провели первые триатлонные старты», - рассказал Денис.
С 2019 года является председателем Федерации триатлона Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале