Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

Что собой представляет сегодня Союз художников Алтайского края?

В Алтайском крае местное объединение российских художников открылось одним из первых в Сибири – в 1940 году. Незадолго до юбилея Любовь Шамина, один из самых авторитетных искусствоведов Сибири, рассказывает, как государственная организация превратилось в общественную, и объясняет, почему молодые художники Алтая стремятся стать ее членами. 

Гарантии несвободы

– Работу нашего объединения глобально можно разделить на два периода: до развала Совет­ского Союза и после. Мне кажется, я могу сравнивать, делать выводы и анализировать, так как видела все, что происходило тогда и сейчас.

Основное отличие между прошлым и настоящим в системе отношений с государством – раньше художников "кормили" социальные заказы, сегодня – собственная предприимчивость. С одной стороны, былые устои гарантировали им определенную стабильность, с другой – ограничивали свободу творчества. То есть если художник тяготел к пейзажу, то должен был писать виды родного края, к портрету – передовиков производства, к жанровой композиции – картины из жизни завода, сцены битвы за урожай и пр. Эти моменты всегда оговаривались. И еще до окончания работы художник получал за нее деньги, мог их тут же потратить – такая была уверенность. Заказчик, кстати, потом не мог отказаться от готовой картины, даже если она ему не нравилась.

…Однако они писали и для души – не могли не писать. Вот сегодня мы уже можем составить свое мнение и представление о художниках старшего поколения. Самое ценное, что от них осталось, что их характеризует, – это непроданные работы, "застрявшие" в мастерских, оставшиеся у вдов и потомков, то есть написанные не на заказ, а для себя.

Бок о бок

– Художники среднего поколения – 60–70-х – проходили отличную школу и получали знания на академических дачах. О, какая это была для них радость! Питание, жилье – все было бесплатно, только работайте. И они работали по два, по три месяца без перерывов. А потом организовывали выставки с анализом, с разбором... Можно сказать, что этот опыт был для них лучше любого института. Доказательство тому Михаил Яковлевич Будкеев – первый и единственный в крае народный художник России. Он не имеет образования, только огромный талант, желание и, безусловно, знаменитые академические дачи. Они и стали его профес­сиональными институтами.

Иногда листаю архивные материалы… Художники ездили на пленэры, собирались группочками. Смотришь: маэстро Николай Петрович Иванов, а рядом талантливый, но пока малоизвестный молодой живописец. Станет ли он такой же звездой? Необязательно.  Но они рядом, учатся друг у друга.

В 60–70-е союз активно выдавал мастерские, художники работали друг с другом бок о бок, что также способствовало объединениям. Придешь к ним, они все перемазанные, кругом эскизы, картоны какие-то… И столько счастья в глазах. Всякое, конечно, бывало: и соперничество, и перипетии различные, но это все вторично.

Предприимчивость

– После развала Советского Союза в рядах наших художников наступила растерянность: кормившую их систему упразднили, Союз художников лишили всяких средств и превратили в обычную общественную организацию, которая должна зарабатывать себе на жизнь сама. Кому-то было проще остаться на плаву. Например, Володя Каминский смог занять свою нишу, так как был художником-дизайнером, а эта область в 90-е стала очень востребованной. Дизайнеры начали углублять свое образование, участвовать в интересных проектах. Это хорошая школа, неплохой заработок. Но они ведь и без станкового искусства не могут. Пишут все равно…

Еще один положительный пример того, как человек сумел перестроить свое сознание, – Анатолий Щетинин. Он оказался не только талантливым, но и предприимчивым человеком. Сразу было видно, что ему хочется организовывать что-то свое. Тем и занялся, сделал все по-деловому, грамотно. А теперь вот проводит выставки, выискивает молодых художников, помогает им.

Но таких немного. Большинство оказалось совершенно не приспособленным к новым условиям. Учились выживать. Не так уж удивительно, что сегодня художники часто задаются вопросом: нужен ли им союз? Для чего, действительно? Денег нет, мастерских новых нет, творческих дач тоже… Но союз все же нужен, потому что художник не может существовать один, сам по себе! Эти люди тянутся к общению, к объединению, так как прекрасно понимают, что иначе многие из них пропадут.

Любовь Шамина,
искусствовед:

Проблемных моментов, конечно, везде хватает. Меня, например, сейчас очень беспокоит Новоалтайское художественное училище. Сильных педагогов, из "могучей кучки", сложившейся в 60–70-е, там, к сожалению, практически не осталось. В образовании появилась какая-то легковесность, училище потеряло свой былой высокий статус. И если появляется звездочка, я нахожу ее, например, в Санкт-Петербурге. Сейчас это прямо как болезнь – наиболее талантливые люди уезжают, не находя здесь соответствующей среды, работы, которой бы им хотелось заняться. Это обидно и больно. Я пожила достаточно, чтобы так говорить.

Справка

Алтайская краевая организация Союза художников России была создана в 1940 году. В 80-е годы у организации появился свой выставочный зал. Сегодня в объединение входят больше 130 художников.

Краевая юбилейная выставка "70 лет Союзу художников" откроется 30 сентября в Выставочном зале организации (пр. Ленина, 111).
В экспозицию войдут работы художников разных поколений. Всего более 200 картин.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии