По словам Дениса Кускова, гендиректора аналитической компании TelecomDaily (Санкт-Петербург), 25 базовых станций — это "хорошее количество" для старта. Их зона действия закроет, как минимум, центр города.
Сергей Эмдин рассказал о том, что сеть Tele2 в Алтайском крае в целом будет развиваться "сбалансировано с ростом" числа абонентов и что компания "обречена на медленный рост".
Сергей Эмдин,
гендиректор Tele2:
Рынок сложный. Одна из его проблем в том, что новых людей не появляется. Проникновение сотовой связи в России 170%. У каждого человека в среднем по две SIM-карты, включая младенцев и пожилых людей. Наши абоненты — это те, кто к нам перешел от других операторов или купил себе вторую "симку" и стал ею пользоваться.
Также Эмдин сообщил, что в регионах с низкой долей рынка (Алтайский край входит в их число), Tele2 видит "потенциал для роста". Но развитие компании будет осторожным, сбалансированным, так как в последние годы она уже много инвестировала в сеть (в 65 регионах были запущены сети 3G, в 28 регионах сети 4G) и у нее есть финансовые обязательства перед кредиторами.
Сергей Эмдин часто выезжает в регионы, и в Барнаул он приехал с рабочим визитом.
Сергей Эмдин,
гендиректор Tele2:
Мы много ездим по регионам. Телеком-рынок находится в периоде консолидации, федерализации. Уже нет такого, что каждый регион живет своей жизнью, со своим продуктом и своими особенностями, сейчас гомогенная среда. Практически все, что мы делаем, делается из одной точки — из Москвы. Но тем не менее нам очень важно иметь обратную связь, насколько это приемлемо в том или ином регионе. Особенно в таких, как Алтайский край. Потому что здесь, я уже говорил, у нас очень маленькая доля рынка.
По его словам, везде, где у Tele2 маленькая доля рынка, стоит задача добиться, как минимум, такой же доли, как по стране в целом (по итогам 2016 года доля рынка Tele2 в России, по данным компании, составила 15%). Делать это оператор намерен с помощью интересных тарифных продуктов. Причем речь идет уже не столько о низкой цене, сколько о наполнении. Хотя ценовая политика оператора остается демократичной.
В качестве примера Эмдин назвал предложение из новой линейки тарифов Tele2 "Мой" - остатки минут, гигабайт и SMS из пакетов услуг в конце месяца не сгорают, а переносятся на следующий. Компания Tele2 предложила такую опцию первой в России, другие операторы после ее скопировали.
О чем еще рассказал Сергей Эмдин в Барнауле
О том, что цены не имеют значения
— Сегодня дисконтом очень сложно завоевывать сердце потребителя. 10 лет назад средний ARPU по рынку был 700 рублей, а у нас — 300-400 рублей. Разница 300 рублей - большие деньги. Сейчас у всех 300 рублей, у нас — 250 рублей. Но 50 рублей даже в самых бедных регионах не заставит людей бросить старого оператора и перейти к другому. Очень важно наполнение, и тот ореол, который сопутствует компании в целом и ее линейке тарифов.
О чуде российского телекома
— Отрасль телекома — одна из жемчужин в российской экономике. То, что она сделала и продолжает делать — это чудо. В нашей стране не так много отраслей, в которых есть жесткая конкуренция. Она привела к тому, что отрасль плодотворно развивается. Мы берем лучшее, что есть в мире, и развитие происходит на рыночных условиях. Я имел опыт работы во многих традиционных отраслях — автопром, энергетика, управление инфраструктурными объектами. Телеком реально другой — здесь другие люди, другие правила.
О "наркотике" безлимитных тарифов
— Безлимитные тарифы в мобильной связи существовать могут, но это должен быть либо нишевый и очень дорогой продукт, либо оператор должен иметь возможность жестко ограничивать тех, кто качает слишком много. Но тогда это уже будет не "безлимит". Большинству людей, которые пользовались безлимитными тарифами, на самом деле безлимит не нужен, им нужно 10-20 Гб в месяц, просто большой пакет. Но находятся 1-4%, которые держат 20% трафика в сети. Они перегружают сеть и ухудшают качество связи для других абонентов. Безлимитный тариф, как наркотик для оператора. Да, абоненты за "безлимитку" платили больше и с точки зрения выручки это было хорошо. Но при этом они "разрушали организм оператора". Кайф есть, а жизни нет. Это реально наркотик, от которого мы отказались, не успев на него подсесть.
О смерти Wi-Fi
— Wi-Fi – это умирающая технология. Но она умрет не полностью. Будет жить дома и на работе. Но не в общественных местах, куда люди приходят на время — кафе, аэропортах. Самый большой феномен, с которым приходится бороться, — это человеческая лень. Человек придет в кафе, ему не надо спрашивать какой-то там пароль от интернета. Зачем? У него и так все хорошо, все работает в сети мобильной связи.
О будущем отрасли
— Телеком постепенно исчезает. Скоро его не будет вообще. Будет площадка, на которой существуют телеком-услуги, интернет и все смежные сервисы. Каждая компания должна будет выбрать, чем она займется на этой площадке. Кто-то возьмет инфраструктуру, кто-то контент, кто-то сервисы для общения и так далее. Бизнесы сильно трансформируются.
О сети 5G
— Сети 5G будут не для людей, а для машин. Но эти машины поменяют нашу жизнь. Сейчас стандартов еще нет, они только разрабатываются, там есть ряд проблем. Но они решатся, в это вкладываются огромные средства в глобальном масштабе. Я думаю, в ближайшие пять лет мы уже увидим элементы этих сетей в реальной жизни.
Самое важное - в нашем Telegram-канале