– Я побывал в 82 странах, но в этом году езжу в основном по России. Глупо ездить по гостям, когда дома не все комнаты посмотрел. Сейчас смотрю все, что еще не видел в России. Из знаковых вещей после посещения Алтая у меня еще остались Камчатка, Сахалин. Ну, и все.
– Мне безумно понравилось. Мои ожидания оправдались. Мы сюда ехали не просто смотреть на красоты Алтая, поэтому старались быть не в тех местах, куда все едут. Например, мы не стали посещать плато Укок – там уже столько народу было, столько про это написано. Стояла задача посмотреть на остатки древних цивилизаций. Мы смотрели петроглифы, скифские курганы.
– На какое место в своем рейтинге я бы поставил Алтай? Честно скажу, для меня на первом месте в России трасса "Колыма", которая идет от Якутска до Магадана. Это самая красивая дорога у нас. Чуйский тракт – твердое второе место. На это каждому российскому человеку надо посмотреть.
– Удивило, что едешь вдоль реки – и везде есть туалеты и мусорные баки. Причем мусор вокруг не валяется – значит, баки вывозят. Я такое мало где видел. У вас очень много оборудованных стоянок именно для туристов. Много кафе – у нас ни разу никто не отравился. То, что такая инфраструктура появляется на Алтае, – это очень хорошо. В других регионах такого еще нет.
– Разочарований как таковых не было. Мне все понравилось.
– Я не бреюсь уже восемь дней – именно столько я находился на Алтае. Решил, что раз еду в экспедицию, то бриться не буду. И решил не делать этого до конца поездки, потому что обещал младшему сыну дать потрогать бороду.
– Я здесь здорово упал. В последние два дня мы были в заповеднике, жили на кордонах. Я там подскользнулся на камне, теперь спина болит. Упал на фотоаппарат – разбил объектив. Это второй случай в путешествиях, когда у меня что-то встречается с фототехникой. Первый был в Марокко, когда снимал волну, – она меня полностью окатила, и фотоаппарат, по сути, утонул.
– Это миф, что по России очень дорого путешествовать. По любой стране можно путешествовать как дорого, так и бюджетно. По тому же Алтаю можно ездить с палаткой. Горячее блюдо в местных кафешках стоит 40 рублей, а в Москве – 1 300. Можно очень бюджетно ездить по России.
– Да, иногда узнавали. Шли по Барнаулу, из машины выскочил молодой человек: "Можно я с вами сфотографируюсь? Клево!" Сел в машину и уехал.
– В качестве сувенира купил себе медведя, вырезанного из дерева. Когда были на кордоне Беле, встретили там художника, который занимается поделками из плавуна. Я понял, что надо обязательно там что-то купить, – из каждой поездки привожу поделку, которую ставлю на полку в своем баре. Я, наверное, и ресторатором стал потому, что дома уже негде ставить привезенные статуэтки.
– Я знаю Алтай, а не Республику Алтай и Алтайский край. О том, что это два разных региона, возможно, знают ваши соседи, но не вся остальная Россия.
– Потенциал Алтая огромен. И это не только потенциал, здесь уже полно туристов. Если вам немного развить инфраструктуру и побольше рассказать о себе миру, то все будет еще лучше.
– Я захожу на сайт Перми и вижу скучные лица чиновников. То же самое и с другими городами, в том числе Барнаулом. Мне этого не надо. Я хочу знать, чем заняться, что поесть, где остановиться. Я сейчас такой портал делаю. Это будет проект типа Википедии, где каждый сможет написать о своем городе.
– С поездкой на Алтай получилось очень просто. Я сидел у себя в ресторане, приехал известный алтайский фотограф и блогер Алексей Эбель. Говорит: "Поехали к нам на Алтай, у нас очень красиво". Это было примерно полгода назад – раньше не мог приехать, потому что все было расписано на несколько месяцев вперед. Если сейчас посмотреть на мой календарь, то у меня до 1 декабря уже все распланировано. Максимум есть два-три свободных дня между поездками. Если не планировать, то ничего не успеешь.
– Я ненавижу юг. Самая нелюбимая страна – это Индия. Я был в Варанаси – это такое место, где течет река Ганг. Садишься на лодочку, плывешь, а мимо тебя проплывают обугленные трупы. Рядом кто-то чистит зубы, кто-то купается, кто-то готовит. И всегда вокруг много людей. Я для уединения уходил в общественный туалет и запирался.
– Самые любимые страны – это Норвегия и Исландия. Я люблю северные пейзажи. Чтобы выйти, посмотреть по сторонам, крикнуть и понять, что никто тебя не слышит. Поэтому северная эстетика для меня гораздо ближе.
– Фотографией я увлекся случайно. Интересовался трофи-рейдами, в поездки начал брать с собой фотоаппарат – обычную мыльницу. Там были фотографы. Я как-то сравнил свои фотографии с их снимками – у меня какая-то ерунда оказалась. Думал, дело в фотоаппарате. Стал постепенно покупать все дороже. Когда дошел до самого дорогого, увидел, что фотографии не изменились. Понял, что это скорее с руками проблема. Стал учиться. Учился следующим образом: что-то снимал, выкладывал на форум и просил не хвалить, а критиковать. И так на своих ошибках я стал учиться.
– Я всю жизнь боялся летать. За неделю я начинал бояться, за три дня – трястись, за 10 минут до самолета меня практически в него запихивали. Как-то в течение месяца три раза подряд пришлось лететь в командировку. Я заметил, что во время третьего раза мне уже не так страшно. Я решил, что для преодоления своего страха надо летать. И я сказал себе, что буду летать каждую неделю. Не важно куда, главное – перестать бояться. Потом втянулся, сейчас мне нравится летать на чем угодно. Только на ракетах пока не летал.
– В школе я ненавидел сочинения. Когда уже начал путешествовать, то решил, что я же взрослый дядька, поэтому могу что-нибудь написать. Написал статью, предложил знакомым редакторам. Никто ее даже смотреть не стал. Кто-то посоветовал: заведи блог. Там я опубликовал свою статью, пошла обратная связь, меня это затянуло. Стал писать очень много. После этого главные редакторы много раз звонили, предлагали вести колонку в их журналах.
– Я знаю в совершенстве три языка. Их мне хватает для любых путешествий по миру. Это русский, английский и язык жестов. Там, где не работают русский и английский, отлично помогает язык жестов. Я это в первый раз понял, когда покупал чай в китайском магазине. Я с продавщицей на английском, а она все только: "Ни хао, ни хао…". Тогда я переключился на русский и жестами объяснил, что мне надо.
– Первое путешествие не было никакой страстью. Я учился в советское время, был железный занавес, но каким-то чудесным образом несколько учеников из нашей школы смогли поехать по обмену в Германии. Помню, у меня там было первое впечатление: "Вау! У них есть кока-кола в банках". У них были йогурты, пудинги – у нас ничего этого тогда не было. Это был 1987 год.
– Тёма Лебедев – душка. Мы с ним дружим и ездили от Нерюнгри до Северного Ледовитого океана. Тёма – очень интеллигентный, спокойный, вежливый человек, с которым в обычной жизни очень приятно общаться. Поверьте, то, что он пишет в блоге, – это сценический образ. Он тролль. Провокатор. Но в жизни он совершенно другой.
Самое важное - в нашем Telegram-канале