В память о сильных духом
Идея о возведении нового памятника, посвященного переселенным в Барнаул заводам и их работникам, возникла у Союза промышленников Алтая в феврале 2020 года.
Установят его на жилплощадке за бюстом Киры Баева. Открытие планировалось 9 мая еще в прошлом году, однако коронавирус отсрочил дату почти на год.
С идеей о новом монументе Союз промышленников обратился в институт архитектуры и дизайна политеха, где преподает Кульгачев. Студенты живо отреагировали на конкурс и выставили достойные проекты. Их можно было бы реализовать, если бы не одно «но».
«Студенты замахнулись на колоссальные идеи и объемы в своих эскизах. Монументальное искусство имеет свою специфику, и их задумки невозможно было бы осуществить в указанные сроки. Мне пришлось выставить свой проект, который был одобрен», - пояснил скульптор.
Вертикаль в небо
Кульгачев придумал два варианта памятника.
Один из них изображал карту Алтайского края, на которой были бы отмечены населенные пункты, куда эвакуировали заводы с европейской части страны. На другой стороне — рельефы трудового подвига заводчан. От этого монумента скульптор отказался — получился слишком «увесистым».
Реализовать он решил вторую идею с классическим сочетанием камня и бронзы. Две треугольных стелы, не соприкасаясь, будут стоять рядом друг с другом, образуя щемящую вертикальную линию. Другая их сторона будет «рваной». Линия символизирует четко поставленную задачу того времени, а сколы олицетворяют трудности в достижении этой цели.
«Я решил использовать медальный прием. С одной стороны на постаменте надпись «Все для фронта, все для Победы». На левой стеле со стороны аверса, главной стороны, изображены литейщики, заливающие расплавленный металл в форму. На правой – георгиевская лента, которая объединяет две стелы и, обхватив их, уходит на сторону реверса. На ней изображены женщина с ребенком, стоящие у станка, уходящий на фронт поезд и орден Трудового Красного Знамени с названиями заводов», - рассказал мастер.
Высота памятника - шесть метров. Фигуры барельефа — больше двух метров.
К работе автор приступил еще весной. Место под мастерскую ему выделил камнеобрабатывающий завод «Аквинк», который взял на себя всю техническую часть сооружения.
Камни привезли из Саяногорска, а рельефы отливали на Рубцовском литейном комбинате.
По мнению скульптора, подобные памятники вносят «нравственную струю в повседневную жизнь города».
«Они говорят человеку, что хорошо, а что плохо. Проходя мимо монумента, ты обязательно обратишь на него внимание. А если еще и задумаешься, чему он посвящен, то станешь прямым соучастником творческого процесса. Памятник облагораживает место», - пояснил он.
Установка памятника – дело ответственное, считает Кульгачев. Монумент должен вписываться в окружающую среду - только так он будет оказывать эмоциональное воздействие на человека.
«Только гармония между окружающей средой и скульптурой создает единое целое. Когда человек попадает в такую обстановку, ему хочется в ней побыть, понаблюдать, посидеть рядом. Это очень ответственный момент жизни памятника. Мне кажется, для этого монумента место выбрано удачно, другого расположения я не вижу», - подчеркнул скульптор.
Самое важное - в нашем Telegram-канале