Ирина, инженер-математик по профессии и предприниматель по жизни, покинула Россию в самом конце 1990-х. В том, что все решила правильно, и новым домом ее семьи должна стать непростая для эмигрантов Аргентина, не сомневалась.
Себя она в тот момент сравнивала с кошкой: «Она всегда приземляется на четыре лапы». Продала за бесценок барнаульскую квартиру и... Навсегда оставила бизнес, который строила в лихие 1990-е — киоски с молоком, пряниками и т. п.
Впрочем, поначалу она не думала, что навсегда. На месте выяснилось: без языка, денег (которые быстро закончились) и знания местных обычаев в новой стране трудно не то, что заняться бизнесом — даже найти работу «по-белому».
Зато там, в Аргентине, Ирина стала художником.
Мысль радикально сменить профессию пришла, наверное, не только потому, что заставила жизнь. Скорее, она вспомнила детское увлечение и увидела, где сможет себя найти.
В Буэнос-Айресе, городе туристов и ярмарок, все говорило о том, что люди, которые что-то умеют делать руками, точно не пропадут.
Правда, для тех, кто знал ее как барнаульскую бизнес-леди, и встречал лет через пять после эмиграции, это было словно явление бабочки из гусеницы. Так не похожа оказалась эта женщина, не расстающаяся с кистями и красками, на прежнюю себя.
Первую картину в Аргентине она нарисовала на холсте, изготовленном из старой дочкиной блузки. Первый успех — а ее творение на ярмарке купили за 40 долларов — подсказал: надо продолжать.
Ирина раскрашивала тарелки в хохломском стиле и разрисовывала матрешек, набивая руку. Работала оформителем в школе и давала уроки искусства. А для души писала необычные картины. Необычное — привлекало. «Фантастические видения, которые как будто висят в воздухе и лишены земной поддержки», - описывал ее картины местный обозреватель.
«Ирина — организатор двух групп: "Душа художников" и "Источник искусства", членами которых являются местные жители. Вдохновленные ею, они начали писать картины под ее руководством и успешно выставлять их», — рассказывал о ней один из местных сайтов.
Итогом ее аргентинских приключений стал вывод: в любой стране выживает тот, кто двигается, хочет идти вперед и может делать то, что до этого не делал никто... Только не говорите, что это банальность.
В Аргентине Ирина рассталась с мужем и вышла замуж за певца танго, рекламиста, художника и актера с очень говорящим для российского телезрителя именем — Луис Альберто Парра. У ее Луиса не было счета в банке. Но он принял ее такой, какая она есть.
«А у меня выросли крылья», — рассказывала она тогда.
В 2007-м вместе с Луисом они закрыли и эту главу жизни — аргентинскую.
Две ее дочки к тому времени оперились, нашли работу, и супруги вместе с младшим сыном Ирины перебрались в Испанию. Сначала на юго-восток страны — в небольшой городок Альмерия у самого синего моря.
Ирина пришла в "Красный Крест" и сказала: „Даю уроки живописи, есть опыт работы с детьми-инвалидами“. Но все подобные места оказались заняты.
«Тогда я спросила, нет ли у них такого места, куда люди не идут? Я год вела бесплатно занятия с алкоголиками и наркоманами, проходящими реабилитацию. И смогла получить документы на право преподавать», — рассказывала она о своих первых шагах в Испании.
Получив официальное право преподавать, Ирина стала давать уроки живописи женщинам с проблемами в семье — муниципалитет за это неплохо платил.
А в свободное время вместе с Луисом они собирали камни, разбросанные у моря философом-природой, и рисовали на них маленькие картины. Те, кто путешествовали по побережью Средиземного моря, так описывали встречи с Ириной.
«Я подошла к блондинке на набережной, и увидела, как она деликатно рисовала на маленьких камнях. Это было что-то maravilloso (чудесное)», - делилась впечатлениями испанка из Севильи.
Англичанину Джону Чезару одна из ее каменных миниатюр чем-то напомнила знаменитого Уильяма Тернера. Ирина, маркетолог от природы, сказала ему: «Скажите мне, сэр, какой камень вам нравится, и я скажу вам еще несколько вещей».
В ее акценте он услышал русские нотки. Она подтвердила: «Да, я русская, я из алтайских гор — мы называем их Русский Тибет». И добавила: «Я знаю, вы храбрый человек, и всего добьетесь». «Вы художник или гадалка?» — описывает свое удивление англичанин.
Из блога Джона Чезара:
«История Ирины и ее пронзительный взгляд тронули меня. Что-то в ней заставляло меня замереть, как камни, которые она разрисовывала.
— Спасибо, Ирина. Я думаю, вы особая женщина».
Сейчас Ирина живет и работает в Барселоне в большом районе Сан-Андреу и вместе с местными художниками организует выставки и акции. Общается она на испанском и каталонском. И чуточку забывает родной язык — не всегда сразу подбирает подходящее русское слово. Но родную страну — разве ее забудешь?
«В прошлом году на мою выставку пришли украинки и русские, живущие в Барселоне. Мы там все, выходцы из Советского Союза, называем себя «СССР». А что нам делить? Мы подружились», — объясняет она.
Она часто общается с ними по WatsApp и через соцсети, и говорит, что там, вдали от родных мест, они все — земляки, даже если кто-то из них приехал из России, а кто-то из Украины или Белоруссии.
«Когда местный оркестр, состоящий из белорусских музыкантов, пригласил нас на пробный прогон, мы все кричали им по-русски: молодцы, так держать!» - говорит она.
Ирина вспоминает, с каким воодушевлением пару лет назад приняла приглашение провести мастер-класс о жостовской росписи в Русском Доме — организации, созданной для наведения мостов между Россией и Испанией.
«Ко мне пришли 75 человек, каждый ушел со своей работой», — говорит она.
Художник в Барселоне, городе, где сама атмосфера поощряет искусства, а власти района выделили людям искусства прекрасный выставочный зал — казалось бы, о чем еще мечтать и куда стремиться? Ирина, однако, продолжает удивлять.
«Я снимаюсь в кино уже 10 лет. Это не любительские фильмы — я на профессиональной сцене», — буквально ошарашила она.
Сниматься ее пригласили, когда вместе с Луисом, актером по одной из профессий, Ирина пришла на съемочную площадку короткометражки «Она». Мужу дали главную роль. Она получила маленькую.
«Я снимаюсь на второстепенных ролях, в массовке, в рекламе. У меня были даже три главные роли в фильмах ужасов — только никому не говори, что я играла Вия!», — смеется она.
Участие в съемках приносит деньги: второстепенные роли — до 70 евро в день, в рекламе — до 700 евро. Последний кастинг для съемок рекламы косметики она с успехом прошла в июле 2019-го.
Ей оплатили поездку в Мадрид на скоростном поезде и выдали гонорар: 400 евро. Деньги имеют значение, объясняет она, но это точно не главное.
Может быть, в этом увлечении есть что-то от недоигранных детских игр? — задаю я ей вопрос. В ответ она не соглашается — но и не возражает. Да, в детстве Ирина училась в театральной студии в Доме пионеров, а в институте входила в команду кавээнщиков. А почему на сцену тянет сегодня?
«Мне просто очень нравится участвовать в съемках, нравится этот «мир», ты всегда проживаешь еще одну жизнь и учишься новому», — объясняет Ирина.
В историческом фильме она жила жизнью работниц текстильной фабрики Барселоны, которые 100 лет назад отстаивали право на восьмичасовой рабочий день и детские сады.
«Меня взяли, потому что я умею шить на швейной машинке «Зингер». И я на ней в фильме шила! У меня были четыре собственных платья по моде того времени, ботинки и чулки», — рассказывает Ирина.
Два последних фильма, в которых она снималась, получили первое место на конкурсе министерства культуры Испании. Ирина не очень уверенно переводит их название — «Подгоревшее зернышко кукурузы» — и его продолжение «Дети без обуви». Но вполне понятно объясняет их суть.
«Это фильмы-утопии, фильмы-предупреждение — как мы можем дойти до того, что у нас всех будут не имена, а номера», - поясняет она.
А в начале года Ирина выставила у себя на страничке в Facebook сертификат помощника врача, подписанный королем Испании. Она хотела научиться грамотно помогать мужу, попавшему в аварию, и пошла учиться на курсы. Помощник врача в Испании - что-то вроде медсестры, но более узкого, чем в России, профиля.
«Слава богу, что я получила образование в нашем политехе, мозг готов был учиться. На курсах осваивала медицину, параллельно учила каталонский язык, а чтобы правильно называть мышцы и кости - латынь. Когда на экзамене я смогла все мышцы написать на латыни, моя преподаватель просто танцевала», - говорит она.
Теперь Ирина работает частной фирме и приходит на дом к очень больным пациентам — берет анализы, ставит, если нужно, укол инсулина, если можно - выводит погулять. А свою работу она описывает не медицинскими терминами: «Я поднимаю им настроение».
«Я легко поднимаюсь в любое время суток. Иногда прихожу к человеку — хочется просто сравняться с землей, в каком он состоянии. Говорю себе: та-ак, собралась, перчатки надела, маску надела. И начинаю общаться. Когда уходишь от него, а он начинает улыбаться - вот это для меня медаль», - объясняет Ирина.
Ирина уехала из страны, когда ей было 36. Сейчас ей 56 — она не скрывает, сколько ей лет, и даже, кажется, рада возрасту: дети выросли, и, значит, открылось еще больше дорог и возможностей. Немного фитнеса. Много хороших эмоций. И никаких подтяжек и омолаживающих уколов - зачем, если и так выглядишь на 27, рассуждает она.
Тем более, что у нее по-прежнему полно энергии.
«Я пишу книгу. Года два назад я работала с пожилыми людьми и увидела: раскраски хорошо действуют на здоровье. Хочу разобраться, как разные цвета, орнаменты и символы влияют на мозг. Надеюсь, моя книга поможет тем специалистам, которые будут заниматься с этими людьми», - говорит Ирина.
Что-то подсказывает мне, что эта книга обязательно будет написана и издана.
Кто такая Ирина Шутова де Парра
Ирина Шутова родилась в 1963 году в Барнауле. Окончила Алтайский политехнический институт, инженер-математик. Работала на одном из оборонных заводов Барнаула. В конце 1980-х после сокращения на предприятии открыла киоск на старом базаре по продаже мороженого. В дальнейшем развивала сеть киосков, главным образом, бакалейного направления, принципиально не торговала алкоголем. В Аргентину эмигрировала в 1999 году.
Самое важное - в нашем Telegram-канале