Вряд ли кто-то, войдя в мастерскую Анны Николаевны, сможет удержаться от восхищённого возгласа. Место, где творит мастер — это маленькая вселенная расписных подносов, матрёшек, сервизов и шкатулок.
- 1 октября 1975 года я пришла в барнаульский цех, и за три месяца "с нуля" стала рабочим художественной росписи. После перестройки всё развалилось, и я с ещё тремя мастерицами работала в кооперативе. Но это продолжалось недолго. С тех пор я тружусь на дому.
Всё, что попадает в руки Анны Гуниной, тут же покрывается художественной росписью.
- Заказы бывают, но редко, поэтому я чаще всего работаю просто так, потому что не могу без этого. За почти 40 лет стажа я создала своё собственное направление. Ещё в 1983 году я привезла свои работы на художественный совет. Каждая их них заняла какое-то призовое место. Но самым приятным и неожиданным для меня оказалось присуждение авторских прав на свои изделия.
В богатстве фантазии алтайской мастерице отказать нельзя. Глаза разбегаются от буйства красок, завитков и неведомых цветов. Некоторые растения являются поистине "авторскими" — их даже в природе не встретишь.
- Я не знаю, как объяснить, чем мои работы отличаются от других. Наверное, у меня более свободное письмо. Я обычно сначала нахожу тему, а потом уже принимаюсь за работу. Только возьму изделие в руки — и мысль уже бежит впереди меня.
Тема традиции росписи для меня вообще очень животрепещущая. Я никогда не понимала, зачем нам писать ту же хохлому. Это прекрасная роспись, но если она родилась в Нижнем Новгороде, то пусть там и существует. Традиция включает в себя не только "цветки-лепестки", но и всю технологию производства изделия от дерева до лака. А то, что делаем мы — всего лишь подобие, имитация. Что мешает нам создать что-то своё? Сама алтайская природа даёт какие-то мотивы, какие-то темы — невозможно удержать себя в рамках!
Талант держать кисть
Всю свою творческую жизнь Анна Николаевна преподаёт свой предмет всем желающим. К ученикам, как и к работам, у неё свой индивидуальный подход.
- Я никогда не держала ребят за руку, никогда не говорила: "Это можно делать, а это нельзя". Так никогда не научишь мыслить самостоятельно. Откуда возьмётся художественный талант, если человек только копирует, а своего не привносит? Но технику письма, конечно, надо знать. Не бывает такого, чтобы человек сел и начал творить.
Художественная роспись прежде всего даёт человеку духовное развитие, считает мастер.
- Я вижу, что с течением времени мои ученики становятся добрее, начинают по-другому относиться к природе - у них дух меняется. И это закономерно: у человека со злым сердцем никогда не получится хорошей работы.
Чтобы попасть в ученики к Анне Гуниной, нужно просто прийти к ней в мастерскую.
- Писать я научу. А вот насколько красивыми будут получаться работы, зависит от того, что внутри у человека, держащего кисть. Многие мои ученики стали прекрасными мастерами. Меня иногда спрашивают: "Не боишься, что твои подопечные тебе на пятки наступают?" Да я горжусь ими! Если у меня есть знания, что их жалеть? Мои ребята подталкивают меня к тому, чтобы я сама развивалась.
В художественной росписи много правил, но есть одно главное.
- Изображать можно всё, что создано матушкой-природой. А так как в природе всё идёт по кругу, то и в росписи острые углы и прямые линии недопустимы. Рисунок должен двигаться, жить.
Судьба мастера
Художественную ценность работ Анны Николаевны отмечают не только в Алтайском крае.
- Не так давно на одной из российских выставок мимо нашей палатки проходил министр культуры. Было приятно, когда он подошёл к моим работам и сказал, что они очень необычные, и что он собирает такие вещи. А узнав, откуда я, был приятно удивлён. А почему бы не удивлять? Я бы очень хотела, чтобы искусство росписи преподавали в наших детских садах и школах. Ведь это наша национальная духовность!
Сейчас народный мастер Анна Гунина в буквальном смысле живёт в своей мастерской. И не потому, что много работы. Просто дом у женщины сгорел. Но она не унывает.
- Если бы не роспись, я не знаю, как бы я выжила. Работа очень помогает мне. Когда я беру в руки кисточку, я сразу же отключаюсь от всех проблем. А когда работы уезжают из мастерской на выставки, даже пусто как-то становится. Они меня согревают. У меня есть один самый любимый поднос, он случайно получился. На нём изображена моя родная деревня. И вот уже больше 20 лет он всегда притягивает к себе внимание.
Многие восхищаются работами алтайской мастерицы, но покупают не все.
- Иногда бывает очень обидно: человек подходит и говорит, как бы он хотел у себя иметь мою работу, но не может из-за отсутствия средств. Недорогие работы расходятся хорошо, но есть выстраданные вещи, которые я просто не могу отдать по дешёвке.
Больше всего Анне Николаевне хочется, чтобы её дело жило и развивалось.
- Художника определяет то, что останется после него. Если мои работы сохранятся, значит, я в этой жизни сделала что-то хорошее. Вершины мне не достичь никогда, но очень хочется как можно больше успеть.
Самое важное - в нашем Telegram-канале