Продвижение красоты
Как Эбеля только не называют: орнитолог, блогер, пиарщик, эколог, фотохудожник, бердвотчер, путешественник, исследователь природы, автор научных статей, общественный деятель... И это не полный список. Однако этот человек с присущей ему скромностью рвется развенчать все термины: дескать, и не ученый я, и статьи простенькие, блогерство мое — это просто инструмент взаимодействия с аудиторией, фотографии — иллюстративный материал, а не искусство. А то, что три высших образования, так это как-то так получилось. Само собой.
"Он удивительно скромный", — говорит Лариса Никитина, заместитель директора по научно-просветительской работе ГМИЛИКА. Она уже несколько лет сотрудничает с Алексеем. Как-то он принял участие в фотовыставке-конкурсе музея "Живая природа Алтая" и выиграл. А уже на следующий год стал помогать в организации. Нашел проекту спонсоров и привлек к нему заинтересованных людей: общественных деятелей, экологов, фотографов, путешественников, туроператоров и просто зрителей.
Каждые выходные они устраивали встречи в музее. "У нас тут кипела жизнь, — вспоминает Лариса Никитина, — Алексей развернул колоссальную работу, которую я как специалист могу оценить только на пять с плюсом. Он из тех людей, про которых говорят: талантливый талантлив во всем. Он не только потрясающий фотохудожник и ученый, но и способный, я бы даже сказала, одаренный менеджер".
На последней такой встрече Алексей устроил в музее благотворительную фотосессию с питомцами Новосибирского центра реабилитации хищных птиц. В тот день ГМИЛИКА посетили свыше 700 человек, оставивших птицам груду ценных лекарств и почти 25 тыс. рублей. Дальше — больше: Алексей инициировал преобразование экспозиции "Живая природа Алтая" в передвижную и помог отыскать для этого ресурсы. Теперь выставка путешествует по России, выполняя свою главную задачу — экологическое просвещение.
Спасатели алтайских земель
Путешествует и сам Алексей, ведь на карте "двух Алтаев" достаточно мест, нуждающихся в заботе ученых. Вот, например, совсем недалеко от Барнаула — Кислухинский заказник. В нем развернулось целое поле (точнее, лес) для открытий: редкие виды растений и животных, вековые ели и болота. Тут можно встретить бородатую неясыть и сотни орхидей, а рядом — в остатках обского бора — гнездится черный аист, растет желтоцветковый ирис и заячья капуста. Казалось бы, рукой подать до этих мест. Но их природа мало изучена.
Как объясняет Алексей, в заказнике заботятся в первую очередь об охотничьих видах: завозят солонцы для лосей, косуль и кабанов, камни для глухарей и т. д. Егерь Сергей Байдуков в одиночку и беспрестанно воюет с браконьерами. А краснокнижные виды тем временем остаются без внимания.
На северо-востоке на 300 километров растянулся Салаирский кряж. Миллионы лет назад здесь была величественная горная страна. Сегодня Салаир — это древние холмы и увалы, обезображенные человеком. "Испохабленные", — говорит Эбель. Слишком уж много здесь золотоносных участков, охотников до золота тоже хватает. Поэтому некогда живописные реки изуродованы, а великовозрастные леса вырублены.
Или Рудный Алтай. Тут обитают редкие животные и встречается 50% краснокнижной флоры края: только в воде Колыванского озера живут четыре вида таких растений. В том самом озере, по которому днем катаются на скутерах, а ночью на лодках с рыболовными сетями. "И музыка здесь, и салюты по ночам", — добавляет Алексей. Редкие виды встречаются в районе озера все реже, свалки мусора — все чаще. Чтобы остановить деградацию озер, власти в Горной Колывани собрались строить национальный парк. Местные жители категорически против. Но и желающих нести ответственность за эту территорию среди них не находится.
А вот уже Республика Алтай, озеро Киндыктыкуль. Здесь гнездится больше 20 видов краснокнижных птиц. Но эта удивительная плотность рискует стать ниже. Пернатым вредят туристы. Алексей приводит пример: "Приезжают на озеро отдыхающие, садятся в лодку и плывут к острову, где горные гуси, куропатки и гагары сидят на яйцах. Люди приплыли и, конечно, напугали птиц. Те оставили гнезда, тут же появились крупные чайки и проредили в них яйца".
А на горного гуся еще и охотники есть. Местное население безобидное: алтайцы-теленгиты птицу не едят. А заезжие гости стреляют частенько. Как выражается Алексей, "страшные вещи творятся по незнанию": дело в том, что горный гусь довольно мелкий, и охотники думают, что он обычная утка. "Что-то уткоподобное летит — сразу стреляют, — сокрушается Эбель. — Но ведь если там уничтожить фауну, то на что смотреть-то? Холодная степь, камни кругом. Откуда возьмутся туристы, готовые покупать у местных кумыс и баранов? Их не станет".
К счастью, уже сейчас есть те, кому не все равно. Алексей находит единомышленников, с которыми старается решить проблемы. Они пишут бумаги в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов, лоббируют внесение птиц Киндыктыкуля в Красную книгу, готовят путеводитель по редким видам Салаира, проводят конференции и фотовыставки в Кош-Агаче, изображение горного гуся печатают на буклетах, открытках и футболках, а жителям Колывани объясняют, что только создание нацпарка спасет их озера.
Такой труд приносит плоды: скажем, за несколько лет численность горного гуся на Киндыктыкуле вырастает с 25 голов до шести десятков.
Алексей говорит, что подобные результаты — не главное. Для него важнее то, что все больше людей начинают заниматься исследованием и охраной природы. Поэтому своим ключевым проектом, "путеводной звездой" Алексей называет сайт "Птицы Сибири". Не потому, что его пользователи собрали практически полный каталог местных пернатых, а потому, что сегодня здесь объединяются люди, которым не безразлична природа. Они находят друг друга и вместе создают новые исследовательские проекты.
Не требует званий, премий и зарплат
Есть у Алексея и детские обучающие программы. Вместе с учеными алтайские школьники занимаются полевыми исследованиями. "Мы не теоретизируем, не просим их писать доклады,— объясняет Алексей. — Мы учим их проводить время на природе вдумчиво: наблюдать, слушать и рассказывать об этом другим". В интернете можно наткнуться на такие строчки: "24 мая мы совершили экспедицию с Клубом исследователей природы Алтая в Заринский район. Первая точка — Голубцово. Сурки продолжают рыть норы. Это видно по увеличению земляных холмиков у нор. Также мы сходили на склоны, где весной нашли астрагал бухтарминский. Надо выяснить, растет ли рядом с ним похожий". Это пишут в своем блоге мальчишки из туристического отряда "Караван". Тут же прикреплены снимки: вот гнезда ласточек, вот Алексей Эбель встретил черного аиста, а вот фотоловушка, жаль, сурок в нее не попал.
Черный аист — объект еще одного природоохранного проекта Алексея и его помощников. Деревья, способные выдержать массивные гнезда этих птиц, срубают. Луга и лесные болотца, в которых они кормятся, высыхают и зарастают, берега озер и рек становятся слишком многолюдными. Чтобы сохранить аистов на Алтае, орнитолог выискивает места их гнездования, ведет учет и наблюдает за ними, чтобы понять, какие условия жизни для них наиболее комфортны. В планах — кольцевать птенцов, строить гнездовые платформы, ставить фотоловушки и даже снять про черных аистов документальное кино.
Эбеля интересуют не только собственные инициативы. Алексей охотно присоединяется к проектам других общественников. Так, в декабре прошлого года он распространял информацию о сборе денег на покупку снегохода для егеря Кислухинского заказника. Уже в феврале этот краудфандинговый проект завершился покупкой новенькой "Ямахи". "Я там участвовал скорее как свадебный генерал", — улыбается Алексей. Но инициатор сбора Виктор Никулкин уверяет, что без Эбеля ничего не получилось бы.
"Алексей, без сомнения, удивительный человек, — уверяет и его коллега, новосибирский орнитолог и руководитель Центра реабилитации хищных птиц Елена Шнайдер. — Он работает с огромным рвением. Многие люди готовы тратить свои деньги на экосоциальные и зоологические проекты. Другие готовы вкладывать время. Но мало кто готов давать и то, и другое. А Алексей — всем ребятам пример".
На вопрос, как он к этому всему пришел, Алексей отвечает просто: "От детских увлечений никуда не денешься". Началось все в 14 лет, с первого фотоаппарата и первого полевого дневника. Потом пришло уже взрослое понимание того, что жители Алтайского края совсем мало знают о его природе. "Мне задавали вопросы: где почитать о природе Сибири? Посоветовать было нечего, — вспоминает Алексей. — С 20-х годов прошлого века у нас никто не занимался популяризацией науки, поэтому последним изданным книжкам под сотню лет, а в интернете сплошной копипаст. Все бездумно перепечатывают друг друга, не привнося в публикации ничего нового".
Алексей увидел решение проблемы именно в гражданской науке. Стал вовлекать в исследования добровольцев и вместе с ними громко заявлять о том, как богат и прекрасен Алтай. "Это удивительное явление, это независимый процесс познания мира, идущий от сердца, от души, — восхищается товарищ Алексея, член Русского географического общества и фотограф Денис Соломахин. — Люди занимаются исследовательской работой, не требуя научных званий, премий и зарплат".
Спрашиваешь у Дениса, кто же все-таки Эбель — орнитолог, блогер или, может, все-таки фотохудожник? А он отвечает: "Алексей — настоящий Человек. А как еще назвать того, кто ежедневно отдает всего себя для изучения и сохранения живой природы?".
Факт
Помимо исследовательских и природоохранных проектов Алексей Эбель развивает собственный бизнес — у него агрофирма.
Читать Алексея Эбеля: altay-birder.livejournal.com
Дорогие читатели!
Издательский дом "Алтапресс" и газета "Свободный курс" реализуют новый проект "Гражданин года".
Его цель — познакомить вас с неизвестными героями, теми людьми, кто бескорыстно, по зову сердца и совести делает жизнь окружающих людей лучше. Те, кто считает правильным и единственно возможным помогать соседям, беречь природу, откликаться на беды или создавать комфорт другим. Не важен социальный или материальный статус человека. Важны его хорошие поступки.
Если вы сами знаете таких героев, расскажите нам о них по тел. 26-50-09 или напишите на электронный адрес elenamaslom@gmail.com. Спустя год мы подведем итоги проекта и определим Гражданина года в Алтайском крае.
Самое важное - в нашем Telegram-канале