Жизнь

Настоящий жеребец для королевы

Конный завод “Алтайский” (Тюменцево) не так давно стал лучшим предприятием в мире, занимающимся разведением орловских рысаков. Подтверждение тому- “Международная звезда за качество”, врученная в Париже. Сегодня лошади, выращенные в “Алтайском”, есть у президентов, олигархов и даже английской королевы.

Жеребец Зодиак, выращенный на конезаводе, сейчас бегает в самой знаменитой шестерке Англии. За ними - карета королевы Елизаветы II. В далекую страну конь попал путем хитрых уловок, предпринятых богатым англичанином Рональдом. Вообще, закулисная борьба вокруг лошадей Тюменцевского конезавода разворачивалась в разные периоды существования предприятия и не прекращена до сих пор.

Темные лошадки

Начинался конезавод “Алтайский” с увлечения. Молодой купец Александр Винокуров, чей отец содержал в Новосибирске несколько магазинов, в начале прошлого века жутко заинтересовался лошадьми. Приобретал их у сибирских жуликов-перекупщиков и привозил на свою заимку, расположенную вблизи нынешнего райцентра Тюменцево. Поднабравшись опыта, Винокуров стал покупать лошадей в европейской части России. Так, в 1917 году он привез из Москвы двух жеребцов - Барчука и Капитала. Кони достались купцу по неимоверно высокой цене - 100 тысяч рублей золотом. Именно они стали производителями, от которых на Алтае появились племенные орловские рысаки.

Начавшаяся гражданская война самым неожиданным образом спутала планы Винокурова. Отказавшись эмигрировать в Китай вместе с родственниками, Александр Адриянович выступил союзником красных. Им он отдал часть своих лошадей. Но, конечно, не лучших производителей. Те заблаговременно были спрятаны в лесу самим Винокуровым и его работниками. Купец рассчитывал таким образом “купить” дружбу с красными и сохранить при себе орловских рысаков. Но представители новой власти в конце концов расстреляли Винокурова, так и не оценив его самоотверженного поступка.

Преданные купцу мужики прятали дорогого жеребца Барчука в лесах до 1919 года. А потом, когда советская власть взялась за восстановление дореволюционных конезаводов, его вернули в Тюменцево. Барчук в то время был одним из лучших производителей страны.

Барчук стал первой, но не единственной лошадкой с “Алтайского”, которую прятали. Несколько лет назад знаменитого жеребца Жаркого отдали на конезавод в Кемеровскую область. Жеребец в то время принадлежал нынешнему депутату Госдумы Андрею Кнорру. Рассчитывали, что конь пробудет в Кемерове месяц, исполнит свой “супружеский долг” и благополучно вернется в Тюменцево, где содержался. Но на конезаводе Жаркий прожил недолго - три недели. А затем его выкрали, связав сторожа конюшни.

На ноги была поднята вся кемеровская милиция. Но коня и след простыл. Его не выставляли ни на каких соревнованиях, проходивших в то время. Поэтому, как предполагает начкон Евгений Куковицкий, Жаркого увели только для того, чтобы он произвел потомство.

- В Кемеровской области есть люди, которые увлекаются лошадьми, - рассказывает Евгений Александрович. - Андрей Кнорр обратился к ним за помощью. И на следующий день они привели Жаркого. За то, что якобы нашли коня, потребовали три тысячи долларов. Пришлось заплатить.

Ход конем

Было в истории завода “Алтайский” и такое время, когда воровать приходилось самим. Правда, не столько воровать, сколько возвращать свое. После развала СССР ипподром Одессы отказался отдать лошадей, принадлежавших конезаводу. Ссылались на то, что предприятие задолжало за содержание лошадей, а потому они станут своеобразным погашением долгов. На самом деле деньги перечислялись на счет ипподрома, но не доходили до получателя. Время тогда такое было - смутное.

На Украине лошади “Алтайского” регулярно завоевывали практически все призы. Особенно преуспел на скачках конь Пакет. Именно его и не хотели отдавать сотрудники Одесского ипподрома. Тогда начкон решился на незаконный вывоз. Договорился с таможенниками, что Пакета все-таки выпустят из страны. Ночью погрузил Пакета и еще нескольких своих лошадей в спецмашину и привез в Москву.

VIP-подарки

Лучшие кони “Алтайского” содержатся сейчас на ипподромах Москвы. Там традиционно разыгрываются громкие призы (в частности, знаменитый “Приз Барса”, победитель которого считается лучшим орловским рысаком России). Именно в Москве были в свое время приобретены лошади для королевы Англии Елизаветы II, северокорейского лидера Ким Чен Ира и украинского олигарха Звегильского.

В 1992 году, по мнению института коневодста, жеребец Зодиак стал лучшим представителем породы в России. Конь и в самом деле был необычайно красив и очень резв. В Москве Зодиака увидел англичанин Рональд и сразу же положил на него глаз. Через несколько дней на конезавод в Тюменцево позвонили с московского ипподрома и попросили забрать Зодиака.

- А то здесь для него нашелся покупатель, - пояснили на другом конце провода.

Как вспоминает Сергей Куковицкий, в 90-е годы перевозка Зодиака влетела бы в круглую сумму. Поэтому решили коня продать. Покупателем выступил специалист из института коневодства, близкий друг Рональда.

- Но мы уже тогда понимали, что наш Зодиак уедет в Англию, - рассказывает начкон “Алтайского”. - А через некоторое время нам стало известно, что Зодиак возит саму английскую королеву. Это, конечно, очень почетно.

А для украинского политика и олигарха Звегильского друзья выбрали жеребца Изотопа. Мужчина давно увлекается лошадьми, и в его конюшнях собраны лучшие кони со всего мира. Увидев Изотопа, Звегильский, по рассказам очевидцев, попятился и спросил: “Откуда такой красавец? Этого не может быть!” Потом олигарх купил у “Алтайского” еще 15 коней, в том числе и Батиста, который в 2003 году выиграл московский “Приз Барса”. Батист стал самой дорогой продажей в истории конезавода - 15 тысяч долларов.

В прошлом году администрация президента России Владимира Путина приехала на московский ипподром за подарком для Ким Чен Ира. Тогда еще глава администрации президента Александр Волошин и министр сельского хозяйства выбирали трех лучших орловских рысаков. Рассматривали коней в течение нескольких дней. Самым красивым признали Ипплома, принадлежавшего конезаводу “Алтайский”.

- Купили его по предельно низкой цене, - негодует Куковицкий. - Президенту должно быть стыдно за такую цену: 200 тысяч рублей, то есть шесть тысяч долларов. Они назначают свою цену, а отказать мы не имеем права.

Ипплома и еще двух лошадей доставили в Северную Корею самолетом. В аэропорту орловских рысаков встречал лично Ким Чен Ир. Он стал поглаживать Ипплома и что-то говорить ему на ухо. Конь в ответ решил укусить корейского правителя.

- Мне потом министр сельского хозяйства выговаривал: “Чего это Ипплом у вас такой строптивый? Хотел укусить Ким Чен Ира!”, - смеется Сергей Куковицкий.- Я ему ответил, что наш конь по-корейски не понимает.

Ложка дегтя

Коней с “Алтайского” покупают для именитых персон, лошади конезавода регулярно завоевывают лучшие призы, само предприятие признано лучшим в мире - создается впечатление, что дела здесь идут отлично.

- Денег катастрофически не хватает, - делится Сергей Куковицкий. - У нас низкие призы на скачках. Продажа российских лошадей за границу очень затруднена из-за законодательства. Сегодня на конезаводе задерживается выдача зарплаты, да и запасенного овса хватит только до февраля...

Еще один конный завод Алтайского края, занимающийся разведением орловских рысаков, находится сейчас на грани закрытия. Речь идет о бийском заводе "Катунь". В связи с перестройкой предприятие вынуждено было брать кредиты. Основная их часть пошла на приобретение кормов для животных. Часть их не погашена до сих пор. Директор "Катуни" пытался найти инвесторов, но из этой затеи ничего не получилось. Сейчас завод распродает ценных лошадей буквально за копейки, так как денег на их содержание нет.

Ситуация, возникшая на бийском племзаводе, характерна для многих российских конезаводов и не является исключительным случаем.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость