Жизнь

Сидите и не тявкайте: как барнаульцы 40 лет живут в подвале детского сада

Вот уже 40 лет в центре Барнаула в подвале под детским садом №261 ("Истоки") живет Олег Вершинин вместе со своей мамой, Татьяной Гаськовой. Они терпят не только спартанские условия в помещении, но и травлю со стороны арендаторов здания, несмотря на то, что вселились в подземелье законно. Людям пришлось дойти до Верховного суда, чтобы их не выставили на улицу без предоставления жилья. Altapress.ru съездил в этот подвал и выяснил, в каких условиях живет семья и почему их не могут переселить.

Татьяна Гаськова, жительница подвала на улице Червонной.
Татьяна Гаськова, жительница подвала на улице Червонной.
Анна Зайкова

Десять кошек и три собаки

В подвальном помещении на Червонной, 8 довольно душно и влажно. Путь к комнатам, в которых десятки лет живут люди, лежит через так называемый "оздоровительный клуб", который фактически представляет из себя несколько комнат для спортивных тренировок.

Когда попадаешь в жилой сектор, в коридоре сразу же натыкаешься на кошек (их десять) и собак (их три). Такое число кошек здесь нужно для того, чтобы убивать огромных крыс, которые здесь не переводятся. А собак посоветовали завести в полиции после серии краж: дверь в подвал почти всегда была открыта из-за духоты. Запах от животных, несмотря на их большое количество, несильный.

Татьяна Гаськова, жительница подвала на улице Червонной.
Анна Зайкова

В жилом секторе подвала несколько комнат. В одной живет Олег Вершинин, напротив — его мама, по соседству с ними еще одна семья, их родственники. В соседнем крыле прописана пенсионерка. Остальных людей, которые тут когда-то жили, выселили без разговоров, так как у них не было прописки.

Условия в подвале суровые: общий на всех душ и туалет, обшарпанные стены, кругом отопительные трубы. Все коммуникации давно изношены, трубы текут, из нового — только электропроводка и тусклые светодиодные лампы, некоторые из которых мигают.

Несмотря на общее гнетущее впечатление, в квартирах у жильцов подвала относительно чисто и даже уютно. В окнах можно увидеть лишь ноги проходящих мимо людей. Летом их открывают только ночью из-за постоянно летящей пыли от проезжей части.

В 1978 году Татьяна Гаськова с мужем и двумя сыновьями переехала в Барнаул из Якутии. Женщина устроилась на работу в интернат, который располагался на ул. Червонная, 8, там же ей дали комнату — правда, под землей. Тогда было законно отдавать часть помещений в здании сотрудникам организации.

Следующие 10 лет женщина пыталась добиться того, чтобы их прописали в этом временном жилье, чтобы потом переехать в нормальное, как сделали предыдущие обитатели. Устав от мытарств, Татьяна написала письмо Михаилу Горбачеву.

Татьяна Гаськова, жительница подвала на улице Червонной.
Анна Зайкова

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— В итоге еще через полгода, в марте 1988-го, мы наконец получили прописку. Не без попыток поторговаться со стороны администрации Железнодорожного района. Тогдашний глава, Юрий Петров, после этого заявил моей матери в лицо: "Ты в Москву проблемы поехала решать? Вот с ними теперь их и решай. А пока я при власти, ты квартиру не получишь". Очень долго после этого нас еще не ставили на очередь на получение жилья. Но и с очередью все равно не переселяют.

Олег Вершинин, житель подвала на улице Червонной.
Анна Зайкова

Перестройка и эпопея с выселением

В 90-е годы интернат превратился в лицей, а затем вовсе переехал в соседнее здание. В 2010-м году на Червонную, 8 заехал новый арендатор — компания "Каникулы" во главе с Натальей Борисовой, и начался ремонт под будущий детский сад.

Жильцов пытались выселить, в том числе с помощью тогдашнего главы комитета по образованию Александра Артемова, но безуспешно, ведь они были официально прописаны в этом нежилом помещении. Тогда арендатор стала завышать людям квартплату (доходило до сумм, которые тогда платили в благоустроенном жилье). А затем вышло постановление о запрете проживания в подвалах, и прокуратура не разрешила брать с жителей деньги. А еще через некоторое время Борисову сняли с должности из-за начавшегося против нее следствия.

На улице Червонной.
Анна Зайкова

Вскоре после этого на Червонной, 8 начал работать детский сад. С первой заведующей, Ольгой Исаевой, у жильцов сложились хорошие отношения. Но вскоре перед ней поставил условие комитет по образованию: жильцов в подвале быть не должно. Состоялся суд, на который заведующая принципиально не захотела пойти.

В итоге людей оставили в покое до тех пор, пока учреждение не возглавила Татьяна Бочкарева. С этого времени у обитателей подвала началась эпопея с выселением и судами.

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— Новая заведующая начала заставлять нас съезжать. Мы написали коллективное письмо в прокуратуру. В ответ на нас подали в суд с иском о выселении. Еще в 2015 году Железнодорожный районный суд признал наше право жить в подвале законным. Добились этого мы только благодаря тому, что сумели выбить у заведующей детского сада наши поквартирные карточки и их копии. Но истцы — комитет по муниципальной собственности, комитет по образованию и детский сад — подали апелляцию. Краевой суд постановил нас выселить. На тот момент, когда нам удалось подать кассационную жалобу, к нам уже приходили приставы и пытались выгнать.

Верховный суд РФ нашел множество ошибок и несостыковок в решении краевого суда и отправил дело на пересмотр. В итоге судьи установили, что людей вселили в подвал законно с разрешения бывшего работодателя и выселить их без предоставления другого жилья нельзя.

Олег Вершинин, житель подвала на улице Червонной.
Анна Зайкова

"Выкурим их оттуда"

Когда начались суды, жизнь в подвале стала еще более невыносимой. Полтора года в жилище Олега Вершинина и в комнате его матери не было электричества. Его выключал сантехник детсада, по совместительству работавший электриком. Просто ради забавы, с одобрения заведующей, утверждает мужчина.

Многочисленные жалобы результатов не дали, ведь у остальных жильцов свет был. В итоге люди ходили с фонариками и готовили еду в соседнем корпусе до тех пор, пока в подвал не заехал арендатор, владелец спортивной секции Александр Алтухов, и не сделал там вынужденный ремонт. Но теперь он претендует на комнаты, занятые жильцами.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— Дело в том, что в аренду ему отдали все помещение — вместе с нами. Нас даже в плане нет. И он считает наши комнаты своей территорией. Заведующая его всячески подзуживает, чтобы он нас травил: чем быстрее, говорит, мы выкурим их оттуда, тем быстрее ты займешь все помещение. Ругань — самое малое, что мы от него терпим. Он постоянно захлопывает дверь в нашу секцию, которую мы открываем для проветривания. Часто выключает нам свет после того, как уходит с работы.

Одна из ссор с Олегом Вершининым закончилась для Александра Алтухова судимостью. В октябре 2016 года он избил мужчину и сломал ему ребро.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— Это было во время ремонта. Мы начали с ним ссориться по поводу того, что он залил входные ступеньки краской и фактически перекрыл нам выход. В ответ на мои претензии Алтухов сказал, чтобы мы сидели в своих комнатах и не высовывались. Я ему ответил. Тогда он толкнул меня, я не стал это терпеть и в ответ толкнул его. В итоге он поколотил меня, разбил голову, сломал ребро, нанес многочисленные ушибы. Я не смог с ним справиться, так как он спортсмен, да и веса во мне в два раза меньше, чем в нем. По поводу избиения я написал заявление и выиграл суд. Ему дали год условно.

Бывший сотрудник Алтухова, тренер по рукопашному бою Владимир Юрин, рассказал altapress.ru, что предприниматель открыто конфликтовал с жильцами. Его самого, рассказывает мужчина, пытались настроить на то, чтобы выжить людей: всячески вредить им, запугивать. За такое "содействие" ему обещали должность старшего тренера на освободившейся территории.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Владимир Юрин,
тренер по рукопашному бою:

— Алтухов вместе с заведующей детским садом постоянно строили планы по выдавливанию людей из подвала, обсуждали это. Мне говорили, что это бомжи, что их проживание там — дело времени. Оба они регулярно поливали этих людей матами. Я понял, что не могу в этом участвовать, и уволился. На суде по делу об избиении Олега я все это рассказал, и готов еще раз подтвердить хоть где: конфликт между Вершининым и Алтуховым — не случайность, это часть спланированной травли.

Теперь предприниматель не применяет физическую силу к обитателям подвала, но и мирно жить не желает. Вместе с заведующей они пишут жалобы — например, на то, что жильцы позволяют себе держать кошек и собак. Однако ветпроверка нарушений не нашла, все животные оказались привиты, ухожены и не агрессивны.

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— На нас жалобы пишет, а сам незаконно работает. Разве можно с судимостью работать с детьми? Не говоря уже о нарушениях с точки зрения СанПин — какой оздоровительный клуб может быть в подвале?

Предприниматель Александр Алтухов не ответил altapress.ru на многочисленные звонки, но редакция по-прежнему готова выслушать его позицию.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Жильцы подвала рассказывают, что заведующая детским садом Татьяна Бочкарева периодически заходит к ним и лично пытается на них надавить, оскорбляет.

Олег Вершинин,
житель подвала на ул. Червонной:

— Когда мы снимаем ее визиты на телефон, она держит себя в руках. Только выключаем, на нас льется отборная ругань. Говорит, что мы мрази и твари, что мы самовольно захватили ее помещение, что мы крысы подвальные, и чтобы мы сидели и не тявкали.

В разговоре с altapress.ru Татьяна Бочкарева заявила, что претензий к жителям подвала не имеет, выселять их не собирается, поскольку есть решение Верховного суда, к ним не заходит. В подвале, по ее словам, из представителей детского сада бывает только сантехник, который снимает показания счетчиков.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Казусы законодательства

Получить другое жилье обитатели подвала не могут. Они стоят в третьей сотне списка малоимущих. За последние пять лет жилье получили только два человека из этой очереди.

Ирина Пироженко,
юрист, представитель Олега Вершинина:

— Признать комнаты жильцов непригодными для проживания администрация отказывается из-за их размещения в нежилом помещении — подвале. Межведомственная комиссия в отношении нежилых помещений не работает. Поэтому их не могут расселить вне очереди.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

Сейчас жителям подвала снова приходится судиться: на них подали в суд как на злостных неплательщиков коммунальных услуг. Олегу Вершинину и его матери начислили по 50 тысяч долга. То, что они исправно платили за свое жилье до тех пор, пока у них не отказались брать деньги, суд принял во внимание, но постановил: жили — значит, платите.

Люди даже писали прошения на имя заведующей детского сада с просьбой начислять им платежи, но ответа не последовало. В банке от них деньги тоже не брали, потому что никто ничего им не начислял. Как в такой ситуации можно было платить за жилье, непонятно. Сейчас Олег Вершинин и остальные жильцы пытаются оспорить решение суда о взыскании долгов.

Жизнь в подвале на улице Червонной.
Анна Зайкова

История этих людей после очередного сюжета в СМИ вызвала настолько сильный общественный резонанс, что ей заинтересовался глава Следственного комитета РФ. Алтайское СУ СКР держит ситуацию на контроле, жильцов и заведующую детсада уже допросили. Но, как пояснили обитателям подвала, если в истории не найдут уголовной составляющей, за проверкой ничего не последует. А глава комитета по образованию Барнаула Наталья Полосина по-прежнему считает, что люди, живущие под детским садом, должны сами решить, куда им деться оттуда, ведь жить в образовательном учреждении по закону нельзя.

Сейчас жильцы подвала хотят к себе хотя бы элементарного человеческого отношения. Они намерены вновь просить администрацию обследовать помещения на пригодность. Если подвал наконец признают непригодным, люди будут добиваться жилья вне очереди.

Ирина Пироженко,
юрист, представитель Олега Вершинина:

— Мы не соглашаемся с утверждениями администрации о невозможности обследования ими нежилых помещений. В одном из недавних судебных процессах представитель администрации заявил о том, что из жилых в нежилые помещения не переведены. Потом в письменных ответах они вдруг стали считать иначе. Хотя в технической документации помещения значатся жилыми. Как следствие, обследование вполне возможно.

Жители подвала надеются, что в преддверии выборов на них обратят внимание вышестоящие власти и помогут решить их проблему с жильем.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость