Жизнь

Скульптор Олег Закоморный рассказал, как он делал памятник сеятелю

14 сентября в Барнауле торжественно открыли памятник столыпинстким переселенцам на Алтай, который город принял крайне настороженно. Мы поговорили с автором, в интервью Олег Закоморный сказал, что не понимает, чем крестьянин так уж не нравится барнаульцам, и посоветовал к нему привыкать.

Олег Закоморный, скульптор, автор памятника "Его Величеству Крестьянину", установленному в Барнауле на площади Октября.
Олег Закоморный, скульптор, автор памятника "Его Величеству Крестьянину", установленному в Барнауле на площади Октября.
Анна Зайкова

— Олег Георгиевич, с какими трудностями вы столкнулись при установке памятника?

— Эта работа сама по себе очень сложная. Мы привезли скульптуру из четырех частей, из четырех, представляете? Она не габаритна, так что ее доставили фурой, большим грузовиком из города Жуковского, там комбинат художественного литья. Монтаж занял четыре полных дня, буквально с восьми утра до восьми-девяти вечера. Вот так вот мы работали. Это действительно сложная композиция.

— Вам нравится то, что получилось?

— Да. Получилось красиво, на мой взгляд.

— Вы так себе это и представляли?

— Ну, в общем, да.

— Олег Георгиевич, расскажите, пожалуйста, историю памятника: как он вообще появился? Вы получили какой-то заказ от администрации нашего края?

— Ну, получилось так, да, что мне было доверено осуществить такую работу. Собственно, идея, сама идея поставить памятник и посвятить его нашим предкам, принадлежит губернатору Александру Богдановичу. Поскольку я тоже потомок переселенцев столыпинских времен, я считаю, что это очень символично и справедливо, чтобы в городе стоял такой памятник. Это просто дань уважения нашим дедушкам и прадедушкам. Здесь нет ни политики никакой, ничего; это просто красивая и памятная композиция.

— Но почему все-таки обратились именно к вам? Ваша выставка в Барнауле понравилась зрителям, неужели и чиновники ее посещали?

— А вот представьте, да! Александр Богданович Карлин очень внимательный человек, он прекрасно разбирается в истории и искусстве, просто таким образом сложились отношения, что он предложил эту работу мне и оказал такое доверие. И когда он пришел посмотреть, мы были где-то на середине монтажа, но уже все основное стояло, он сказал, что очень достойная работа и он очень доволен, что не ошибся в выборе.

— Олег Георгиевич, объясните, пожалуйста, свой замысел: что выражает эта композиция?

— Это же символы. Это не значит, что сеятель куда-то идет, — это русское крестьянство. Сейчас, конечно, другой век, но вот так крестьяне выглядели, собственно, в те времена. Я, конечно, много материала изучил, все типично для того времени, и одежда, и все.

— Что написано на постаменте?

— С фасадной части бронзовая доска, там написано: «Переселенцам на Алтай от благодарных потомков». А еще на задней стенке постамента выбит в граните текст, короткая историческая справка. Это тоже необходимо, чтобы люди понимали.

— Многие удивляются, почему эта справка без знаков препинания.

— Такой порядок. Если обратите внимание на мемориальные доски, знаки препинания там не применяются. Я тоже удивился, но такие правила.

— Олег Георгиевич, ваша работа мало кого в Барнауле оставила равнодушным, сейчас ее горячо обсуждают.

— Критикуют ее, да, я видел.

— Почему это происходит, по-вашему? Вы ожидали, что памятник так примут?

— Мне просто непонятно, почему он может не нравиться, этого я никак понять не могу. Что в нем может быть… Я скажу вам честно: на мой взгляд, это очень содержательная, глубокая…

— … работа?

— Произведение искусства. Что может не нравиться? Ничего плохого в скульптуре нет. Что я могу сказать? Привыкайте. Это очень добрая работа, я со всей душой ее делал.

Там, на этом месте, стоял бетонный Ленин весьма колхозного вида, он разваливался, он был просто аварийным, его нельзя даже… Знаете, у вас еще один такой есть, стоит напротив гостиницы на бульваре. Единственный хороший Ленин у вас — большой напротив администрации. Вот это — да, скульптура, авторская работа. А то, что наплодили этих памятников, — это не красит город.

— Мне доводилось слышать разные упреки, например, многим кажется, фигура девочки непропорционально маленькая…

— А что в ней непропорционального? Это маленький ребенок, знаете, дело в том, что у старших детей уже были какие-то обязанности, они оставались дома, пасли скот и так далее, а малышню такую брали с собой в поле.

Что думают о памятнике на площади Октября профессионалы от искусства?

Инфографика: установка памятника "Его Величеству Крестьянину"
Инфографика: установка памятника «Его Величеству Крестьянину»
Михаил Хозяйкин

Любовь Шамина,
искусствовед:

Тема очень хорошая. И вроде бы памятник удачно вынесен, должен вписываться в архитектуру площади. Но мне показалось, что есть несоответствие очень большого постамента и маленькой картинки. У скульптуры несколько другой язык, здесь должна быть символика, а это — повествовательная жанровая картинка.

Инна Галкина,
директор Художественного музея:

Работы Олега Закоморного очень искренние, задушевные, в них есть какая-то человеческая теплота и лиризм. Знаете, крупнейший наш искусствовед Ванслов пишет, что для Закоморного характерна картина в скульптуре. Он, собственно, по этому пути в Барнауле и пошел, и чем больше я хожу мимо, тем больше мне памятник нравится.

Анатолий Щетинин,
скульп­тор:

Площадь Октября — это историческая площадь. И вполне уместно, что памятник переселенцам установлен именно здесь, на центральной площади города. Данная скульптура — это произведение искусства, поэтому логично, что она появилась перед Художественным музеем.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость