Над родословными работали целыми семьями. Рылись в архивах, находили родственников, брали интервью, чертили генеалогические схемы. Работа увлекала, затягивала. Сначала было просто интересно узнать, "как раньше жили", потом оказалось: история любой семьи неотделима от истории страны. И, честно записывая истории - пишешь Историю.
"Главное, что я поняла: человек не выбирает время, в котором ему жить. Он просто живет, - написала одна из победительниц конкурса, Надежда Курносова, старшеклассница из Смоленского. - И несмотря ни на что, какие бы сюрпризы ни преподнесла ему история - человек должен быть добрым, честным, трудолюбивым, и тогда о нем останется добрая память".
Голодали, воевали, работали
Из родословной Нади Курносовой (чтобы написать эту работу, Надя взяла множество интервью у своих старших родственников. Их воспоминания мы вам и предлагаем).
- "Дед Федор Семенович не очень оборотистый был, а вот жену его Филисаду Павловну вся родня хвалила, да и было за что. Начали они жить с мужем, и видя, что дела идут плоховато, семья растет, решила Филисада Павловна поправить дела. Посадила табаку - это был год 1920. Табак высаживали рассадой. Баба Анна хорошо помнила (ей тогда было семь лет), как тяжело было за табаком ухаживать - пасынковать, полоть несколько раз, часто поливать. А воду носили ведрами и на коромыслах с речки.
- Потом табак убирали, сушили в тени на жердях и сдавали в Бийск на табачную фабрику. Деньги хорошие за него давали. В первый год вырученных денег хватило на швейную машинку "Зингер". Филисада Павловна зимой на этой машинке шубы шила, летом снова табак садила, и заработанных денег уже хватило, чтобы купить молотилку. Тут немного зажили, а когда началась коллективизация, деда за эту молотилку чуть кулаком не объявили… Чтобы миновать ссылки, дед вынужден был отдать ее задаром в колхоз".
- "Мыло варили сами, из ненужного жира, кишок. Стирало хорошо, но запах был неприятный. А голову мыли щелоком: золу древесную заваривали в кипяточке, давали настояться, сливали, осадок выбрасывали, а водой мыли. Косы у всех были до пят и в руку толщиной. Зеркала были только у богатых. Чаще осколочек вмажут глиной в печку - и то хорошо".
- "Война сильно голодная была… Весной картошку мороженую выкапывали, которая под зиму на поле случайно осталась, лепешки пекли, ели. Помню, просо сырое ели. Брат Алексей с 12 лет пошел работать в МТС - это году в 1941-м, и ему выдавали хлеб, кусочек на день, сильно маленький был, чуть ли не со спичечный коробок. Вот его на всю семью и делили - вкус хлеба забывать стали. А самая большая мечта была тогда - наесться простого хлеба с солью и с водой, но досыта".
- "Детей рано приучали к крестьянскому труду, отцы учили мальчиков, матери - девочек. С шести лет давали маленькую, специально сделанную для детских рук косу, маленькими же граблями ребятишки сено сгребали. А конем на покосе править, поить коней - это самое ребячье дело было. Девочек с шести лет садили прясть лен и шерсть, ткать, и они же были главные няньки для братьев и сестер".
- "Долго топились кизяками, вплоть до 64 года. Натаскивали большой круг конского и коровьего навоза на землю. Добавляли немного воды и месили долго конями, ногами. Родители все на работе, ребятишкам давали на день задание – столько-то кизяков сделать… По тысяче кизяков каждый в среднем выкладывал. Кизяками все топили, потому что угля в то время не было, а дровами не топились - лес берегли. А вообще-то все считают, что кизяки не хуже дров и угля тепло держат. Жару от кизяков хватало и обед в печи сварить, и хлеб испечь. На зиму требовалось от 4 до 10 тысяч кизяков, смотря у кого какая изба".
- "Полы тоже были некрашеные, скоблили их дресвой (специальные камни на реке набирали, калили в каменке, затем обливали водой и так несколько раз, пока камень не разрушался). Сыпали эту дресву на пол, брали голик (старый банный веник без листьев) и шоркали руками. А когда устанут - ногами. А потом мыли травой - потнишником. Потнишник рос на косогоре - желтенькие колокольчики. Заваривали эту траву кипятком, мяли немного, и получалась как тряпка. А пол после этого становился желтый, красивый".
- "Многие в то время еще ни разу не видели трактора. Когда в 1931 году два американских трактора (своих еще не было) выезжали на поля, люди выходили смотреть всей деревней - это было чудом, ведь тогда еще вовсю сеяли вручную".
Терминология родства
(нужна для того, чтобы понять старые записи и объяснения пожилых родственников - большинство терминов сейчас не используется)
· Брат крестный - сын крестного отца.
· Братан, братеник, брательник - двоюродный брат.
· Братова - жена брата.
· Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.
· Деверь - брат мужа.
· Золовица, золовка, золова - сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
· Зять - муж дочери, сестры, золовки.
· Мать посаженная - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.
· Невестка - жена сына.
· Отец прибеседный, отец посаженый, отец ряженый - лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе.
· Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
· Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
· Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
· Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
· Свекор - отец мужа.
· Свекровь - мать мужа.
· Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
· Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
· Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.
· Сестренница - двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.
· Сноха, сыноха - жена сына, невестка.
· Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
· Тесть - отец жены.
· Теща - мать жены.
· Шурин - родной брат жены.
История конкурса
Конкурс "Моя родословная" был объявлен весной. В нем участвовали детские библиотеки Рубцовского, Баевского, Панкрушихинского, Заринского, Топчихинского, Усть-Пристанского, Курьинского, Смоленского, Бурлинского, Локтевского, Поспелихинского, Павловского, Алейского, Залесовского, Ребрихинского районов и еще какого, тася. уточни!! Всего на конкурс прислано 50 работ.
Работы оценивала эксперт Александра Станиславовна Рудакова (преподаватель истории лицея № 86), учитывая знание законов генеалогии, научность и красочность оформления. Первое место заняла семья Бражиных-Травиных, второе поделили семья Карамзиновых, Алла Гуринова, Надя Курносова из Смоленского. На третьем месте - Ирина Филатова. Также эксперт отметила Анатолия Дашкова, Анастасию Морозову, Марину Ламтюгину, Дарью Карпову и работу самого юного участника - пятилетнего Максима Зыкова.
Проект "Газета в образовании" продолжается
"Свободный курс" и школы Барнаула уже несколько лет реализуют совместный проект "Газета в образовании". Практика совместных проектов газеты и школ используется во всем мире. В рамках таких проектов в газетах и журналах регулярно появляются специальные разделы и рубрики, которые используется на уроках в качестве иллюстраций и дополнений к школьным учебникам, особенно по географии, новейшей истории, естествознанию, краеведению и другим предметам.
Проект дает ряд преимуществ не только школьникам и учителям, но и всему обществу. У школьников появляется возможность использовать на уроках самую актуальную и оперативную информацию, самовыражаться, создавая газетные материалы; участвовать в интересных конкурсах и акциях.
Учителя повышают свою квалификацию, участвуя в тренингах, мастер-классах и обучающих семинарах, получают дополнительный материал к учебным пособиям.
В итоге у всего нашего общества повышается уровень культуры восприятия СМИ, вырабатывается понимание роли качественной прессы.
Проект "Газета в образовании" реализуется в Алтайском крае издательским домом "Алтапресс" и газетой "Свободный курс" с 2004 года. В нем приняли участие более 600 человек из 13 школ Барнаула. В нынешнем учебном году программу будут реализовывать минимум 11 школ - участниц проекта с 2004 года. В течение декабря ожидается прирост еще 10 школ.
Подготовила Лариса ХОМАЙКО.
Самое важное - в нашем Telegram-канале