Барнаул
Читайте нас в соцсетях
Гид по развлечениям Барнаула
Новости

"А люстры мы разобрали..." Архитектор Евгений Тоскин открыл "СК" секрет исчезновения главного сокровища краевого драмтеатра

А заодно и успеха своей творческой мастерской "АМТ-проект", позиционирующейся в регионе как поставщик самых ярких идей сохранения культурного наследия сибирских городов и лучший реставратор общественных зрелищных зданий.

На счету Евгения Тоскина и его коллег - возрождение Алтайской краевой филармонии, драматических театров в Бийске, Горно-Алтайске, Барнауле. Готовы и уже начинают воплощаться в жизнь проекты реконструкции Новокузнецкого драмтеатра и Национального музея Республики Алтай.

Три из его проектов удостоены высшей награды престижного конкурса архитектурных и дизайнерских работ "Золотая капитель".

Главный принцип

Свою третью, по его признанию, самую почетную "Золотую капитель-2007" Евгений Тоскин получил за филармонию.

- Этому проекту отдано семь лет жизни. И премия не столько за проект, сколько за его реализацию. Начертить, нарисовать - мало. Надо еще построить, добиться, чтобы твой замысел был воплощен без искажений…

Филармония, как и драмтеатр, сдавалась к 70-летию Алтайского края. В сжатые сроки, параллельно надо было осуществлять авторский надзор на обоих объектах. Несколько месяцев Тоскин в буквальном смысле жил на стройке и в машине, параллельно курируя другие работы в Бийске, Новосибирске, Новокузнецке. Но вспоминает об этом времени как одном из самых счастливых периодов своей жизни, признаваясь, что, в принципе, удалось осуществить все заложенные в филармонии и драмтеатре новаторские идеи.

Те, кто уже побывал после реконструкции в этих зданиях, могли убедиться, насколько удобнее, функциональнее они стали. Но это не нарушает стилистику эпохи, в которую создавались памятники культуры.

Сохраняя, использовать - главный принцип, положенный в основу всех реставрационно-реконструкторских проектов мастерской Тоскина.

- В Сибири в целом и на Алтае в частности нет уникальных памятников, которым тысячу и более лет. Существующим историческим зданиям не более 100-150 лет. Все они используются. В них живут, работают, учатся, отдыхают люди. И мы обязаны обеспечить их нормальную жизнедеятельность. Поэтому я за то, чтобы какая-то внешняя сторона, представляющая интерес, сохранялась, а начинка была современной, - поясняет Евгений Геннадьевич. - Хороший пример - реконструкция Новосибирского оперного театра. Снаружи старую штукатурку убрали, поставили финскую штукатурную подсистему. Внешне она не отличается от того, что было, но здание утеплили. Внутри все интерьеры восстановлены и сохранены вплоть до мозаичного пола. Но сцену-то начинили по самым последним требованиям театральных технологий.

Колорит эпохи

- А сами-то вы какими новациями гордитесь?

- Их много. Ну, вот возьмем филармонию. Здесь сделана трехэтажная пристройка, кардинальным образом изменена внутренняя планировка. За счет этого стало возможным создание репетиционного зала, парадной лестницы, просторного вестибюля, гардероба и санузлов на первом этаже, роскошных фойе на втором и третьем этажах, выделение в самостоятельный блок административной части.

Спасибо главному инженеру проекта Наталье Тюковой и в целом НПЦ "Наследие", осуществлявшему инженерную часть проекта, за то, что не испугались такого смелого технического решения. Мы снесли там все и сделали картинку.

Архитектура - наука инженерная. Один архитектор - ничто, просто руководитель проектного дела. Если тебя могут понять инженеры и ты их понимаешь, только тогда можно что-то сделать. Рисовать красивые проекты, которые не найдут воплощения, все равно, что писать романы или картины в голове.

Строго научно филармония - никакая не реставрация. Там отреставрирован только фасад, внутри все интерьеры совершенно новые. Но в них обилие настоящей лепнины, великолепного паркета. И потом эти две огромные люстры в зале и на главной лестнице!.. Все это создает колорит эпохи*. Людям кажется, что все так и было всегда.

Хрустальная рокировка

- А вот из драмтеатра куда вы люстры дели? Народ интересуется. Люстры-то хрустальные были!

- Вот в филармонию, которая до этого не имела ни одной большой люстры, и дели. Я считаю это главной нашей находкой.

Когда мы зашли на драмтеатр, мне показалась совершенно несуразной классическая люстра, которая висела в зрительном зале, потому что сам театр выполнен в стилистике 1970-х годов. И просто везение, что в это время мы параллельно занимались филармонией. Я предложил: давайте мы эту люстру туда перевесим! Идея понравилась. Разобрали, почистили, скрутили обратно и повесили в зале филармонии, она словно там и была.

- Так вы еще и денежки бюджету сэкономили?

- Да. Если бы новую заказывали в Чехии, она обошлась бы в 10 миллионов рублей. Даже больше.

Сейчас, когда люди заходят в зал драмтеатра, никому не кажется, что здесь нужна люстра. Это уже другой зал. Он иначе, по-современному решен.

И большую люстру, которая висела в атриуме** драмтеатра (она тоже была там одна, ни то ни се: круглая люстра в центре прямоугольного пространства), мы разобрали, демонтировали и из хрусталя сделали большую люстру для главной лестницы филармонии. А для атриума драмтеатра заказали в Чехии и повесили в ряд три новых люстры. И этими люстрами, и всей рокировкой в целом я очень доволен.

Дом для принцессы

- Чем порадуете театралов, любителей истории, старины в новом году?

- Во-первых, я надеюсь, что начнется строительство Национального музея в Горно-Алтайске. За этот проект мы тоже получил "Золотую капитель". Если он будет реализован, конечно, это будет интересно. У музея огромная археологическая база, показать ее пока негде. Если появится новое помещение, это будет лучший музей этнографического направления во всем Сибирском федеральном округе. В нем предусмотрен специальный зал для принцессы Кадын***, которую народ и правительство республики намереваются вернуть на родину.

Нам была поставлена задача спроектировать зал таким образом, чтобы мумия принцессы экспонировалась ниже отметки земли и таким образом была как бы опять захоронена. Принцесса будет находиться в стеклянно-вакуумной капсуле. "Захоронение" будет выполнено в срезе и видно за стеклянной стеной. Это потребует специальных архитектурно-художественных тонкостей.

Одним словом, очень интересный проект. Он уже прошел экспертизу и должен войти в состав финансирования "Газпромом" как компенсация за газопровод, который пойдет по территории республики в Китай.

Во-вторых, с весны плотно займемся реконструкцией драматического театра в Новокузнецке.

А в-третьих, очень хочется продолжить театральную тему в Барнауле. И, по слухам, театр музыкальной комедии в 2008 году поставят на реконструкцию. В таком случае мы обязательно примем участие в тендере и, надеюсь, выиграем его.

Справка "СК"

Тоскин Евгений Геннадьевич - потомственный архитектор, член Союза архитекторов России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук. Родился в 1966 году в Казахстане. В 1992 году окончил Новосибирский архитектурный институт. С 1993 по 2001 год являлся главным архитектором Бийска. Затем создал собственную персональную творческую мастерскую (ООО "Архитектурная мастерская Тоскина" - "АМТ-проект"), которой руководит по настоящее время. Лауреат премии "Золотая капитель" (1999, 2003, 2007 гг.), лауреат премии Демидовского фонда (1997 г.).

*Народный дом, в котором в настоящее время располагается концертный зал краевой филармонии, был построен в 1898-1900 годах.

**В современной архитектуре атриумом называется внутренний световой дворик в здании.

*** Принцесса Кадын - хорошо сохранившаяся мумия знатной женщины, найденная в 1993 году на территории Республики Алтай (плато Укок) при исследовании уникальных комплексов пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры. В настоящее время экспонируется в выставочном зале Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Однако среди коренного населения республики широко распространено мнение, что Кадын является прародительницей алтайского народа и во избежание несчастий должна быть возвращена на родину.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии