Художник, что рисует ... ветер
Когда одного из мастеров традиционной китайской живописи "го-хуа" спросили, сколько времени нужно учиться рисовать, он ответил: "Во всем важна последовательность: сначала нужно изучать иероглифы - на это уйдет семь лет. Далее необходимо вырастить бамбук в мастерской и рисовать, как он растет - на это также уйдет около семи лет. Еще семь лет следует наблюдать бамбук в природе. А когда научитесь рисовать ветер, который шевелит бамбук, вот тогда и можно ставить свою печать под картиной".
В рамках экспозиции "го-хуа" посетителям была дана возможность познакомиться и с другими проявлениями восточной мудрости. В выходные дни в выставочном зале прошли мастер-классы по фэн-шуй (искусству создания гармонии в душе и в мире) и танцу живота, а также сеансы ароматерапии, которые провели консультанты компаний "Стана" и "Масура". Однако центральной темой выставки все-таки стали произведения мастеров живописи и каллиграфии.
Как и тысячу лет назад
- Художник и каллиграф в современном Китае работает сейчас по тем же канонам, которые были в этих видах искусства и тысячу, и три тысячи лет назад, - рассказывает действительный член Петровской академии, художник Владимир Коньков. - У мастера есть только четыре драгоценности - рисовая бумага, тушь, камень для растирания туши и кисть из шерсти волка, тигра или другого животного. Эти предметы совершенно не изменились за тысячи лет, как не изменились техника живописи и стили рисования. Технику и стиль китайские мастера передают по наследству - художники одного рода рисуют в одной манере, одни сюжеты и даже иногда в одно время суток. Форма искусства должна оставаться неизменной, мастер имеет право только бесконечно совершенствовать свою технику.
В традиционной живописи Китая два основных стиля - стиль "прилежной кисти" (гун би), в котором главное внимание уделяется тщательной прорисовке деталей, и стиль "пишущий мысли" (се и), где художник пишет образ, не требующий детальной достоверности. Совмещение этих стилей - очень редкий случай в искусстве "го хуа" Единственная картина на выставке, выполненная сразу в двух стилях двумя мастерами - это "Лао-цзы на тигре". Тигр написан в технике "прилежной кисти", а сам мудрец - в стиле "пищущий мысли". В шкуре тигра тщательно выписан каждый волосок. На его написание мастер затрачивает время, равное промежутку между двумя ударами сердца. Если бы автор неправильно нарисовал хотя бы одну из шерстинок, то ему пришлось бы переписывать все полотно, так как в технике "прилежной кисти" ошибки недопустимы. На выполнение одной работы уходит не менее полутора-двух лет.
С древних времен сохранилась и традиция каллиграфического сопровождения картины. Надпись передает содержание рисунка и в то же время дополняет его. Вместо подписи автор картины ставит личную печать.
Красавицы и хризантемы
Традиционными сюжетами в живописи "го-хуа" остаются изображения природы, цветов, гор, людей, животных. Люди и животные, как правило, изображаются в стиле "прилежной кисти". Из представленных на выставке работ в тщательной манере выполнена "Девушка с цитрой". Этот музыкальный инструмент можно увидеть и "вживую" - он покоится в большом деревянном футляре прямо под изображением красавицы.
В манере "пишущий мысли" выполнены в основном картины с изображениями цветов (лотосов и хризантем), бамбука, горных вершин, покрытых снежными шапками. Горы на этих рисунках уходят небо и из-за облачной дымки их контуры становятся расплывчатыми. Свободная линия и плывущее пятно - это главные изобразительные элементы этого стиля.
Другое направление китайского изобразительного искусства - живопись тушью на шелке. Этот материал требует совершенно иного подхода. Работы, выполненные в этой технике, отличаются обилием мелких деталей, которые также нуждаются в четкой прорисовке. На выставке представлены всего два шелковых свитка. На одном из них изображены "Небожители", на другом - "Праздник Цин Мин (Нового года) на реке Бай-хе".
Очень впечатляла посетителей филигранная работа чжан-хуа - изображения драконов и других мифологических существ, вырезанные на цветной бумаге. Получается такое бумажное кружево, требующее уверенной и твердой руки, недюжинного терпения и изрядной аккуратности. Драконы тоже являются одними из главных персонажей традиционного искусства Китая. Как символы благополучия, они были представлены в виде резьбы по камню, росписи по деревянному вееру, а также в виде символики фэн-шуй.
P.S. Проектом "Молодежная палитра" сотрудники музея хотят привлечь в свои выставочные залы именно молодых посетителей. Для этой категории были выбраны в том числе и экзотические восточные веяния, представленные в экспозиции "го хуа". В продолжение этого проекта 26 июля откроется еще одна выставка - "Что нам стоит дом построить?", которая будет посвящена архитектуре и дизайну.
Елена ДМИТРИЕВА.