О вымысле
Я не вижу за собой права что-то выдумывать. Литератор так устроен, что часто берет проблемные сюжеты, а вся радость — это для юмористов, наверное. Когда я перечитываю свои работы конца 1990-х-начала 2000-х, просто поражаюсь, как там все ужасно и безрадостно.
Не знаю, стал ли я с тех пор писать лучше или хуже, но я точно стал менее радикальным и определенно вижу больше света в конце тоннеля.
О Москве
Время, когда все ехали в Москву, — прошло. Можно быть известным писателем и жить где угодно, тем более что сейчас и редактировать можно в интернете. Более того, среди известных современных писателей лет 30-40 совсем немного москвичей. Писатель Михаил Тарковский, например, уже стал большим сибиряком, чем сибиряки.
О профессии
Я не спускаюсь в шахты как Эмиль Золя. Специально не меняю профессию, чтобы понять своих героев. У меня и так профессий много. Я и дворником работал, и грузчиком, и штукатуром-облицовщиком. А еще я повар четвертого разряда.
О земле
Я родился в Кызыле, потом мы переехали в Красноярский край. Родители до сих пор живут в деревне. Я там часто бываю, вот и сейчас оттуда, сделал такой крюк. Люблю работать на земле, посмотрите на руки. Но делать это каждый день весь год, конечно, тяжело.
О музыке
Я не умею играть ни на одном музыкальном инструменте. Просто иногда строчки рифмуются сами собой. Когда находятся люди, которые могут играть, тогда получается что-то. В начале мая мы с группой «Гаражная мелодика» записали альбом с оптимистичным названием «Не умру молодым». Слушать я его, конечно, не советую.
Об автографах
Я люблю автографы, но они у меня какие-то однообразные получаются.
О науке
Научить человека писать невозможно. Я веду семинары в литинституте, что-то подсказываю, анализирую. Но не учу. Это же не сразу: выучился и начал писать. Я вон 10 лет тренировался, прежде чем отнес рассказ в журнал. Нельзя сказать: ставь вот это слово после вот этого — и все, человек научился.
О семейной жизни
Мы с женой не так много времени вместе, чтобы говорить о совместимости или несовместимости двух творческих людей. Мы уже сформировались, поэтому понимаем, что нужно иногда давать друг другу время для одиночества.
Моя жена — драматург. Драматурги близки к писателям по темпераменту (в большинстве довольно замкнутые люди). Вот если бы она была поэтессой, то не знаю даже…
О критике
Я общаюсь с читателями на таких вот встречах. В сети редко. Я вообще не очень-то слежу за тем, что обо мне говорят. В 2013 году вышла книга «Все о Сенчине», я чуть с ума не сошел, пока читал: столько мнений!
О работе
У меня нет никаких схем, по которым я пишу. Просто появляется сюжет. Печет где-то в районе сердца. Если не получается, то даже лучше. Писательство — тяжелая работа, но радостная. Это чудо, когда почти из ничего на бумаге рождается целый мир.
О герое нашего времени
В идеале, конечно, «героем нашего времени» должен быть человек, которому мы будем подражать, идеальный человек. Но такого просто нет.
О своих героях
Человек рождается не для счастья и не для страданий. Он рождается для осмысленной созидательной жизни. Многие мои герои должны повлиять на читателя. Чтобы он сказал: я не такой, я так жить не буду.
Говорят, мой герой — это «маленький человек». Ну, у меня и президент в рассказах фигурирует. И потом, например, начальник вытрезвителя — уже не маленький человек.
О Шукшине
Я не долго думал, ехать или не ехать на Алтай. Мне позвонил Тарковский и посоветовал, так что отказываться было как-то даже боязно. Давно хотел побывать в Сростках. Считаю, что шукшинские рассказы «Охота жить» и «Алеша Бесконвойный» — это просто шедевры. Не знаю, почему именно они мне нравятся. Если знаешь, почему, — значит, уже не нравятся.
Об убийствах
Если вы сейчас про роман «Елтышевы», то я не специально убиваю или калечу своих героев. Это происходит с ними в жизни. И финал у «Елтышевых» такой не по моей воле. Я знаю этих героев, они живут на улицах, по которым я хожу. Я не живодер: люблю своих героев, даже если они не очень хорошие люди.
Чем известен Роман Сенчин
Российский прозаик, литературный критик, вокалист групп «Гаражная мелодика» и «Свободные радикалы». Родился в Кызыле Тувинской АССР. Автор романов «Минус», «Нубук», «Елтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло», «Изобилие».
В 2009 году роман «Елтышевы» вошел в шорт-листы литературных премий «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», а в 2011 году — в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».
В 2012 году Сенчин получил премию правительства РФ, а в 2015 году третью премию «Большая книга» — за роман «Зона затопления».