На дорогах все теснее
Согласно документу, на каждую тысячу жителей Барнаула приходится около 300 легковушек. Для сравнения: по данным аналитического агентства "Автостат", в середине прошлого года на каждую тысячу жителей Москвы приходилось 308 авто; Санкт-Петербурга — 316. В целом по Алтайскому краю уровень автомобилизации составляет 263 авто на 1 тысячу жителей, в Красноярском крае — 289, Новосибирской области — 276, Кемеровской — 234.
Василий Попов,
зампред городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи:
Не думаю, что корректно сравнивать Барнаул и Москву по этому показателю. В Москве значительную часть трафика составляют машины из Подмосковья. Кроме того, в столицу из регионов многие переезжают вместе с авто, и эти транспортные средства не попадают в московскую статистику регистрации транспортных средств. Конечно, аналогичные процессы наблюдаются и в Барнауле, но объемы таких видов миграций несопоставимы.
По расчетам властей, средний показатель ежегодного прироста автомобильного парка Барнаула составляет 3,75 % (10-15 тыс. машин в год). Если темпы роста автомобилизации сохранятся, то к 2025 году на 1 тысячу жителей будет приходиться уже 400 машин. Это далеко до европейского и американского уровня (порядка 500-800 авто на тысячу жителей), но достаточно, чтобы город окончательно увяз в заторах.
В программе отмечается, что "никто не мог предположить такого роста количества транспорта". Дорожная сеть города не рассчитана на столь высокую интенсивность движения. Улицы центра Барнаула уже перегружены автомобилями. В часы пик пробки наблюдаются на всех крупных магистралях и многих небольших улицах на всей территории города.
Также авторы констатируют парковочный коллапс: "Многие улицы центральных районов города работают в режиме дневных бесплатных парковок и практически исключены из состава функционирующей улично-дорожной сети".
Что поможет справиться с автомобилизацией?
Программа дает представление о том, как власти собираются решать проблему со стоянками для авто.
Во-первых, парковку на улицах и дальше будут ограничивать и запрещать. В последние годы на городских магистралях и узких улочках центра все чаще появляются знаки, полностью или в определенные часы запрещающие стоянку машин. Особенно там, где они могут помешать снегоуборочной технике и встречному разъезду автомобилей.
Второй важный момент: документ подтверждает планы мэрии создать сеть платных парковок в центре города. О том, что Барнаул вынужден будет пойти по пути крупных городов и брать с горожан плату за парковку в центре, власти говорят с 2015 года. Но претворять этот замысел в жизнь начнут, по информации altapress.ru, не ранее 2018 года.
В программе также говорится, что для борьбы с пробками придется ликвидировать "узкие места". Однако напомним: в ближайшие два года Барнаул ждет минимум реконструкций объектов дорожной инфраструктуры. Поэтому увеличивать пропускную способность пока придется малыми средствами.
Одна из них — развитие автоматизированной системы управления дорожным движением. Сейчас к ней подключены почти половина светофоров города. Система позволяет организовывать "зеленую волну" на основных магистралях. Правда, ее программировали еще в 2005 году под совсем другую интенсивность движения. Задача — актуализировать систему под современные реалии и подключить к ней больше светофоров.
Также у Барнаула появится своя транспортная модель — инструмент для стратегического планирования городских потоков и оперативного управления ими. Это интерактивная карта, которая отражает как текущую ситуацию в городе, так и дает возможность спрогнозировать ее развитие на несколько лет вперед. Модель отвечает на вопросы "А что если...?". А что если мы построим здесь жилой комплекс? А что если поменяем режим работы этого светофора? К чему это приведет?
Транспортная модель у города должна была появиться еще в 2016 году. Но тогда были еще перекрыты два моста через Барнаулку (на проспектах Ленина и Социалистическом) и исходные данные о транспортных потоках, которые предстояло занести в систему, искажали бы действительность. Из-за этого проект отложили на неопределенный срок, но не исключено, что к нему вернутся уже в 2017 году.
Транспортная модель позволит подойти к другому важному проекту: созданию на оживленных магистралях выделенных полос для автобусов и троллейбусов. В администрации понимают: прежде чем вводить платные парковки людям нужно предоставить в качестве альтернативы быстрый и удобный общественный транспорт.
Несколько лет назад власти вводили их в качестве эксперимента на проспекте Ленина, но идея провалилась из-за огромного числа припаркованных на обочинах машин.
С 2016 года на проспекте Ленина установлены знаки, которые предписывают парковаться исключительно параллельно. Если водители не будут нарушать это правило, то вновь оборудовать выделенные полосы возможно. Но теперь нужно просчитать — а не встанут ли в часы пик оставшиеся две полосы? Транспортная модель должна дать ответ на этот вопрос.
Справка
Программа развития транспортной системы барнаульской агломерации — документ, разработанный для участия в федеральном проекте "Безопасные и качественные дороги". В 2017-2018 году Барнаул ждет как никогда масштабная кампания по ремонту дорог. За два года в уличную инфраструктуру из бюджетов всех уровней вложат 3 млрд рублей. Однако эти деньги город может потратить только на замену асфальта, а не на капремонт, реконструкцию или строительство новых дорог. До 15 апреля документ находится в стадии публичного обсуждения.
Цифра
52% — такова доля выбросов от автотранспорта в общей структуре источников загрязнения атмосферы на протяжении последних восьми лет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале