Инструктаж проходит на площадке между "Сити-Центром" и баром "Че Гевара". В этот декабрьский пятничный вечер на очередной рейд пришло рекордное число людей – около двадцати. Большинство из них – школьники, семеро учатся в ПТУ. Самому старшему на вид около двадцати пяти. Среди них – две девушки. Друг с другом народ знаком мало, многие пришли на рейд в первый или второй раз.
– Те, кому нет восемнадцати, – а таких, как я вижу, здесь большинство, – с полицией не общаются. Если что, вы просто прохожие, – предупреждает Андрей и начинает раздавать роли. Главную – общаться с водителями, указывать на их неправоту и просить перепарковаться – он оставляет себе. Пока делегировать такие ответственные полномочия он никому из товарищей не готов. Двух самых крепких парней назначает своими "телохранителями". Они должны стоять между ним и нарушителем и в случае агрессии со стороны водителя сомкнуть спины и пресечь нападение. Стоять им рекомендуется именно спиной к водителю: когда человек не видит их лиц, он не реагирует на них как на потенциально опасных, и его легче будет обезвредить – такой психологический трюк.
Еще двое берут на себя обязанности операторов. Один вооружен фотоаппаратом и снимает происходящее "на передовой", второй – телефоном с хорошим разрешением камеры фиксирует события издалека. К обоим тоже приставлены "телохранители".Остальные – не статисты, их миссия – смотреть по сторонам и предупреждать нападение раздосадованных водителей. Прецедент был во Владивостоке, когда "стопхамовцы" отвлеклись на одного нарушителя и пропустили другого, который напал на них со спины с монтировкой. Одному из активистов тогда проломили голову.
Самый быстрый рейд
Предупрежденные, а значит, вооруженные активисты нестройным рядом идут к тротуару у перекрестка Красноармейского с Партизанской. Несмотря на знак "Остановка запрещена", это место давно уже стало еще одним парковочным рядом у магазина "Бахетле". Машины стоят впритык – пешеходам места уже не остается. Им приходится обходить машины либо по парковке "Бахетле", либо по проезжей части. Вот и в этот вечер здесь уже стоял почти десяток машин.
Первым объектом "нападения" "стопхамовцев" стала пожилая пара на "Жигулях". После просьбы Андрея перепарковать автомобиль сидевший за рулем мужчина с добродушной улыбкой отложил книгу, завел машину и поехал искать новый "причал" на соседней улице.
В остальных авто никого не было, поэтому Андрей под объективы видеокамер методично наклеил на лобовое стекло каждой по стикеру формата А4 с надписью: "Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу". Особенно старательно – на джипы Lexus и BMW Х5.
– Правильно мы делаем? – кто-то из юных "стопхамовцев" обращается к проходящему по тротуару мужчине средних лет.
– Абсолютно правильно! – не останавливаясь и продолжая лавировать между машинами, отвечает он.
Тем временем владельцы отмеченных клеймом автомобилей возвращаются к своим железным коням, без труда отклеивают стикер и садятся в машину. Что-либо сказать такой толпе не решаются. Вопрос Андрея: "Почему припарковались на тротуаре под знаком?" – как правило, игнорируют.
Не решаются парковаться на освободившихся местах и вновь подъезжающие автомобилисты. Завидев приближающуюся к ним толпу, выключают правый поворотник и отказываются от маневра. Лишь один из них на Mitsubishi Outlander попытался договориться с волонтерами, но получил твердый отказ. Тогда он решил заехать на парковку "Бахетле" прямо по тротуару, но трое активистов проявили принципиальность и преградили ему дорогу. Водитель с улыбкой отступил.
– Если бы мне такое наклеили, я бы вас всех поубивала к чертовой матери! – донеслось со стороны парковки. Так брюнетка на Infiniti выражала свою солидарность с автомобилистами. Андрей реагирует спокойно. "Лучше бы работать пошли", "купите автомобиль, тогда не так запоете" и прочее любой активист "Стопхама" слышал в своей жизни не раз.
Личные мотивы
Движение "Стопхам" набрало популярность несколько лет назад. Активисты тогда сыграли на раздражении москвичей по поводу хамства владельцев автомобилей (преимущественно дорогих), которые паркуются в неположенных местах. Со временем проект стал федеральным. И не только географически – инициативу "стопхамовцев" публично поддержал Владимир Путин, а в этом году проект даже получил государственный грант на 4 миллиона рублей. Злые языки утверждают, что таким образом власть попыталась направить энергию рассерженных горожан в мирное русло. Тем более что организаторами проекта являются выходцы из прокремлевского движения "Наши".
Дмитриев утверждает, что к политическим мотивам его деятельность не имеет никакого отношения. Организовать местное движение "Стопхама" молодой барнаулец решил позапрошлой зимой, когда на этом месте из-за неправильно припаркованных машин едва не пострадала его подруга. – Она шла с коляской, и ей пришлось обходить машины со стороны дороги, а там в это время в первую полосу перестраивалась иномарка, ее занесло, и она попала в коляску. Все обошлось, но осадок остался, – вспоминает Дмитриев. Тогда Андрей бросил в Интернете клич собраться под эгидой только набиравшего обороты "Стопхама". Вскоре барнаулец наладил связь с создателями проекта. Иногда из "центра" приходит помощь в виде наклеек или фирменных манишек. В прошлом году Дмитриев ездил на Селигер, где его и научили всем премудростям борьбы с хамством на дорогах.
Андрей Дмитриев уверяет, что местная организация с властями фактически не контактирует. Хотя иногда помощь не помешала бы.
– Перед каждым рейдом звоню в ГИБДД, говорю: "Приезжайте, здесь нарушителей надо массово штрафовать!" А меня уже узнают, по имени-отчеству называют. Говорят: "Хорошо, передадим патрулям". И никогда никто не приезжает, – улыбается Дмитриев.
Впрочем, полицию иногда вызывают и сами водители, которым кажется, что наклейку стикеров можно классифицировать как порчу имущества. Однажды это очень выручило Андрея и его товарищей во время рейда на улице Мерзликина в октябре. Тогда один недовольный автовладелец отправил "поговорить" с волонтерами пару десятков спортсменов. И если бы не вмешательство сотрудников ДПС, неизвестно, чем бы та ситуация разрешилась.
Маленькая победа
Всего через 20 минут после начала рейда тротуар около "Сити-Центра" опустел. Похоже, никто из волонтеров даже и не ожидал, что все пройдет так гладко и результативно. Показываю Андрею в сторону бизнес-центра "Идеал" – там всегда можно застать припаркованные на пешеходной зоне машины.
– Зачем? – недоумевает Дмитриев. – Они же там прохожим не мешают. Тут не дело принципа – наказать всех нарушителей. Нам важно навести порядок на конкретных проблемных местах. Оградив без крови отвоеванный тротуар красно-белой лентой, Андрей повел свою бригаду в засаду на фуд-корт "Сити-Центра" – греться и смотреть, кто сорвет импровизированное ограждение и поставит туда автомобиль. В тот пятничный вечер никто так и не решился порвать протянутую ленточку. До позднего вечера тротуар был пуст, пешеходам не нужно было искать пути обхода и тащиться с колясками мимо машин. На переполненную парковку "Бахетле" выстраивались очереди из трех – семи автомобилей.
Парковщик признался корреспонденту, что волонтеры хоть и добавили ему забот, но поступили правильно.
Что нам известно о "Стопхаме"?
В арсенале "стопхамовцев" есть два вида наклеек:
- Soft. Формат А4, легко отклеивается от стекла. Стоит примерно 75 рублей.
- Hard. Круглая, диаметром около полуметра. Без моющих средств не оттирается. Применяется для особо наглых водителей. Стоит около 250 рублей. Деньги на них собираются краудфандингом.
Кроме "Сити-центра" этой осенью "Стопхам" проводил акции на ул. Мерзликина, возле бассейна "Обь". Установление там одностороннего движения считают своей заслугой.
Следующая цель – проезд между гостиницей "Центральной" и крайадминистрацией.
Федеральный проект "Стопхам" существует с 2010 года. Его создало молодежное движение "Наши", но в 2012 году проект стал независимым. В 2013 году "Стопхам" получил из госбюджета 4 млн. рублей в виде гранта.
Активисты "Стопхама" могут быть привлечены к административной ответственности за повреждение имущества. Автовладелец вправе требовать возмещения стоимости работ по устранению наклейки (и последствий ее нанесения) со стекла автомобиля. "Их действия можно квалифицировать как хулиганство, как посягательство на частную собственность, – комментирует юрист Евгений Дедов. – Совершать с автомобилем какие-либо манипуляции без согласия его владельца могут только должностные лица уполномоченных органов. Граждане имеют право лишь зафиксировать нарушение на фото и направить снимок с жалобой в полицию".
Факт
Смотри видеозапись одной из акций барнаульских участников движения "СтопХам".
Самое важное - в нашем Telegram-канале