Но в конце концов - накануне Дня воздушного флота России - он все же согласился побеседовать с корреспондентами «СК» об авиационном бизнесе, развитии бизнес-авиации на Алтае, да и не только об этом.
Тонкости авиабизнеса
- Авиационный бизнес очень специфичен: он требует огромных финансовых вливаний. Та же спецтехника очень дорогая, а отдача от ее использования будет спустя даже не год, а годы. В чем проявляются тонкости авиабизнеса?
- Да, наш бизнес финансовоемкий. Авиапредприятие «Алтай» занимается содержанием инфраструктуры аэропорта, поддерживает в надлежащем состоянии технику, и не только этим. Буквально на днях приобрели две единицы техники, одна машина стоит семь миллионов рублей, а другая четыре. Плюс ко всему содержание полосы, спецсигналов и т. д.
- Когда авиапредприятием руководила управляющая компания, ее представители заявили, что наш аэропорт эксплуатируется не на всю мощь, только в утренние часы. Соответственно сотрудники, обслужив несколько утренних рейсов, потом попросту отдыхают, и это надо менять...
- Да, действительно, основной поток пассажиров идет в утренние часы. Но это совсем не значит, что люди, обслужив рейсы, отдыхают. Почему это происходит? Людям удобнее вылетать утром - а в основном из Барнаула летают в европейскую часть страны - и прилетать в место назначения утром. И вылетать обратно в Барнаул вечером. Но мы обязаны содержать наших сотрудников из расчета круглосуточной работы, потому что наш аэропорт - запасной. Случись непогода в Томачево - мы являемся основным запасным аэродромом для Новосибирска, и все рейсы будут направляться туда.
Бизнес-авиация
- Года два назад в алтайских СМИ было заявлено, что в крае скоро будет работать служба аэротакси. Однако все как-то заглохло. Вообще, есть перспективы работы и развития подобной службы в Алтайском крае?
- Если опираться на международный опыт, эта отрасль должна начать развиваться. Но только в том случае, когда общий уровень жизни людей позволит пользоваться услугами такой службы. Для Сибири это пока рано, а в Москве подобие службы аэротакси развивается как бизнес-авиация. Не хотелось бы загадывать, но, возможно, уже на следующий год такая услуга появится и в Барнауле, и, соответственно, в Алтайском крае. И барнаульский аэропорт будет всячески содействовать бизнес-авиации. Деловые рейсы будут осуществляться, конечно, не на нашей базе, а на базе авиакомпании. И у нас в крае такая база есть - «Алтайские авиалинии». Насколько мне известно, некоторые инвесторы заинтересованы в приобретении доли этого предприятия. Сейчас ведутся интенсивные переговоры именно о развитии деловой авиации на Алтае.
Направление Сочи-Владивосток
- Нынешним летом особенно остро проявился дефицит прямых рейсов на южное направление - Сочи, Анапа. И, по мнению многих пассажиров, у нас очень мало рейсов популярного направления Владивосток. С чем это связано?
- У нас сейчас есть два рейса в неделю во Владивосток. Но это, соглашусь, крайне мало. Недавно наше предприятие начало работать с авиакомпанией «Московия». Сейчас мы решаем важный вопрос: как продлить один рейс Москва-Барнаул до Владивостока. Но местная компания «Владавиа» всячески препятствует приходу новых авиакомпаний на свой рынок. Если у нас все получится, появится дополнительный рейс на Дальний Восток. Насчет южных направлений. В позапрошлом году мы активно работали с «Оренбургским авиалиниями» в анапском направлении. Но по итогам работы авиакомпания не получила ожидаемые показатели. И они программу полетов через Оренбург свернули. В этом году по направлениям Сочи и Анапа мы работаем с хабаровской «Дальавиа».
- Существует ли дефицит билетов в этих направлениях? Дело в том, что многие летят в эти города через Москву…
- Да, дефицит билетов есть. Ведь эти рейсы транзитные. Но мы стараемся все же сделать рейсы прямыми. И в этом году удалось «завернуть» сюда «Дальавиа». Они дали нам немного - всего порядка 50 мест на Сочи, и столько же на Анапу, и всего лишь раз в неделю. Однако, понимая, что на следующий год «Сибирь» не введет прямой рейс на Сочи - ей выгоднее перевозить людей из Москвы, - мы уже сейчас работаем с другими авиакомпаниями, чтобы «южного пробела» в летнем расписании не было. Переговоры ведутся с якутской авиакомпанией, той же «Московией».
Направление Сургут-Белокуриха
- С недавнего времени в структуру авиапредприятия «Алтай» стал входить и бийский аэропорт. Много говорилось о его выгоде, о том, что здесь будут приземляться пассажиры, направляющиеся на отдых в Белокуриху. Каково, на самом деле, авиапредприятию иметь в компаньонах банкрота?
- У акционерного общества «Бийский аэропорт» на балансе числится здание аэровокзала, потом с привлечением «Газпрома» там сделали удлинение полосы с двух сторон, перрон. Но эти сооружения не использовались раньше по назначению, не используются и сейчас. Естественно, приходят в негодность. А аэропортовской деятельностью там занималось госпредприятие «Аэропорт Бийск». Оно использовало часть полосы и имущество, которые являются федеральной собственностью. Но там нет экономических предпосылок для работы в рыночных условиях. И сейчас госпредприятие проходит процедуру банкротства. Но! Как мы, так и краевые власти понимают, что бийский аэропорт необходим Алтаю. И с помощью администрации края и по ее поручению 6 апреля мы там начали аэропортовую деятельность. Нашему авиапредприятию там ничего не принадлежит, мы все арендуем. И делаем свою работу – обслуживаем воздушные суда. В Бийск три раза в неделю летают рейсы двух авиакомпаний из Сургута и Нижневартовска. Почти на 100 процентов эти пассажиры - клиенты Белокурихи. Вот ради них, развития курорта мы и работаем в Бийске.
О контрольном пакете
- Как известно, администрации края принадлежит 52 процента акций авиапредприятия «Алтай». Вы чувствуете какое-либо внимание с ее стороны?
- Сейчас мы находимся под пристальным вниманием администрации края. Это чувствуется. Нам не только помогают, но и ставят задачи, то есть - требуют. Может быть, эти поручения для авиапредприятия и нежелательны…
- Какие, например?
- Понимаете, тот же аэропорт Бийск, с точки зрения коммерческой, авиапредприятию невыгоден. Но нам говорят: «Он нужен краю». И сейчас наша обязанность сделать там все так, чтобы выполнить поставленную задачу - удовлетворить нужды края, получить выгоду. Это реально. Но отдачи не стоит ожидать через полгода. А года через два, думаю, можно будет говорить об успехах нашего предприятия в Бийске.
- Сколько кандидатур рассматривалось администрацией края и советом директоров предприятия на пост гендиректора?
- Четверо. Все мы разговаривали с Александром Карлиным, губернатором Алтайского края. Моя беседа длилась 50 минут. Могу заверить, что губернатор задавал очень компетентные вопросы о нашем авиационном бизнесе.
Вечный вопрос
- Уже притчей во языцех стал вопрос журналистов окомфортных условияхв здании аэровокзала Барнаула. Вернее, обих отсутствии. Так они тамвсе жебудут?
- Будут! Вот на столе лежит проектная документация реконструкции здания аэровокзала. Проектом его занимался известный красноярский институт «Сибаэропроект». Правда, на реконструкцию требуется совсем не маленькая сумма в 292 миллиона рублей.
- Чего бы вы хотели пожелать авиаторам и пассажирам в канун дня авиации?
- Благополучия, успехов в деятельности еще совсем молодой отрасли - авиации. И, конечно же, здоровья. А пассажиров отдельно хочу заверить, что со своей стороны мы сделаем все для безопасности полетов, их комфортности.
Справка «СК»
Виталий Михайлович Архипенко родился в Омске в 1962 году. Окончил в 1982 году Омское летно-техническое училище по специальности «Пилот гражданской авиации». По распределению попал в барнаульский объединенный авиаотряд. В 1991 году без отрыва от производства окончил академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта». Семь лет летал на Ан-2 в составе химической эскадрильи. Потом переучился летать на пассажирских самолетах Л-410, Як-40, которые были в составе эскадрильи. В 1997 году барнаульское предприятие вступило в стадию банкротства, в этом же году было организовано ООО «Авиапредприятие «Алтай». Работал в отделе договоров, коммерческом отделе, начальником отдела, заместителем коммерческого директора, коммерческим директором, директором по обеспечению авиаперевозок, директором по маркетингу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале