В начале была буква
Дизайн фирменной упаковки яиц разработала подрядчик из Барнаула около года назад, рассказал Сергей Молоков, соучредитель «АС-Агро», которой принадлежит производитель яиц - птицефабрика в Павловске.
Очевидно, надпись на упаковке яиц ("Павловское") попалась на глаза представителю "Студии Артемия Лебедева", и в шрифте он усмотрел большое сходство с "Клементиной" - а исключительные права на этот шрифт принадлежат "студии".
В феврале в "АС-Агро" пришел запрос от правообладателя. Автор его заявил, что владелец птицефабрики неправомерно использует шрифт "Клементина".
И предложил подтвердить покупку шрифта - прислать номер заказа и подтверждающие документы, заявив, что расценит отсутствие ответа как отсутствие лицензии и будет вынужден обратиться в суд.
А суд с нарушителя авторских прав может взыскать до 5 млн рублей - да еще и госпошлину и судебные издержки.
Иск на миллион
В ответном письме барнаульская компания попросила подтвердить, что авторское право на шрифт принадлежит именно "студии". Переписка, однако, не заладилась: "Мы ответа не получили", - сказал Сергей Молоков.
Уже перед подачей иска в арбитраж в «АС-Агро» все же пришло еще одно послание от "студии": претензия. На сей раз правообладатель требовал выплатить 500 тыс. рублей, добавив, что в противном случае обратится в суд, где будет взыскивать уже 1 млн.
Иск на миллион и поступил в краевой арбитраж 1 августа от "Студии Артемия Лебедева". Такая вот история. Но у нее есть, так сказать, предыдущие серии.
Проси больше
Фирма Артемия Лебедева и раньше высуживала компенсацию за свои шрифты (а их у нее несколько десятков). Как правило, требовала от нарушителя авторских прав 1 млн рублей.
Получала - намного меньше. При этом проигранных исков altapress.ru обнаружить не удалось.
К примеру, московская фирма "Здоровье" нанесла на свои брендированные автомобили надпись «Мы везем здоровье». Шрифт - все та же дорогая "Клементина".
"Студия" и здесь потребовала в суде миллион. Арбитраж обязал «Здоровье» выплатить 50 тыс. (+2 тыс. рублей - госпошлина).
При этом в фирме «Здоровье», собственно, и не отрицали, что использовали лебедевский шрифт. Но объяснили суду, что только на автомобилях и совсем недолго - 2-3 месяца.
К тому же после получения первого запроса эта фирма исправилась и приобрела таки права на шрифт по договору-оферте, акцептовав его путем оплаты счета в размере 29 697 рублей.
Серийные иски
А годом раньше "студия" судилась с другой московской фирмой - "Бестфуд". Та нанесла шрифтом "Клинкопись" надпись "Орешки" на упаковку фруктово-ореховой смеси. Исключительные права и на этот шрифт принадлежат фирме Артемия Лебедева.
От "Бестфуда" также требовали миллион, но высудили только 100 тыс. Судебные разбирательства о компенсации за неправомерное употребление "Клинкописи" длились более девяти месяцев.
Но самый громкий иск фирма Лебедева затеяла в 2015 году к издательству "Эксмо". "Лебедевцы" усмотрели, что при оформлении книги Татьяны Устиновой «Ковчег Марка» неправомерно использовался шрифт «Клементина».
От "Эксмо" правообладатель требовал денег (1,5 млн рублей), а кроме этого - уничтожения всего тиража, в котором использовался шрифт. Дело закончилось мировым соглашением - издательство перечислило "студии" 30 тыс. рублей. Уничтожения литературы удалось избежать.
Ранее altapress.ru рассказывал о серийных исках, которые подают правообладатели товарных знаков к большому числу предпринимателей, зарабатывая на этом.
Евгений Госьков, председатель краевого отделения «Опоры России», говорит, что объективное заключение эксперта помогает снизить сумму требуемой от предпринимателя компенсации за нарушение авторских прав до 20 раз.
Справка
«Студия Артемия Лебедева» (ранее - «WebDesign»). Учредитель фирмы – Артемий Лебедев, дизайнер, предприниматель и блогер.
Самое важное - в нашем Telegram-канале