— Владимир Павлович, в августе 2014 года, когда мы с вами последний раз обстоятельно общались, в России как раз ввели продовольственные санкции. В стране заговорили о таком явлении, как импортозамещение. За это время вы уверовали, что оно возможно?
— Конечно, мы приняли этот процесс с великой радостью. Он позволил нам легко войти на рынок с новыми продуктами, увереннее вести переговоры с торговыми сетями. До этого они больше акцентировали внимание на западных производителях, нас особо не принимали в расчет. Объемы производства высокомаржинальной продукции за четыре года увеличились примерно на 30%.
— Новые продукты — это аналоги импортного сыра Philadelphia, которые вы выпустили после введения эмбарго?
— Просто так совпало. Эти продукты мы планировали запустить задолго до продовольственных санкций. К осени 2014 года у нас было уже готово оборудование для производства, упаковка.
— Какие-то негативные последствия санкций вы ощутили?
— Скорее нет. Были, конечно, свои сложности. Торговые сети стали более требовательными, начались регулярные проверки. Но нас, производителей, это только дисциплинирует.
Сыр в тюбиках
— За последние годы на волне импортозамещения количество конкурентов у вас увеличилось?
— Конкуренция в сегменте плавленых сыров практически не изменилась, так как на тот момент многие крупные зарубежные компании имели свое производство в России. Изменились только сырьевые потоки: мы, как и другие наши коллеги, львиную долю сырья теперь приобретаем в России и в странах Таможенного союза.
— Вам же делала предложение о сотрудничестве финская компания Valio. Не жалеете, что отказали?
— Мы не отказывали, даже дали согласие. Представители Valio должны были приехать к нам на завод, но что-то в последний момент изменилось. Сейчас думаю, что может оно и к лучшему. В европейской части страны у них уже есть свой завод.
— В 2014–2015 годах вы запустили целую линейку импортозаместительных сыров. Тогда это было популярно. А сейчас что хочет покупатель?
— У нас есть несколько проектов, которые планируем реализовать этой зимой. Например, плавленный сыр в тубах. В такую упаковку планируем фасовать творожный и пастообразный сыр. Сейчас монтируем установку по производству аэрированных сыров, наполненных воздухом. Помимо этого намерены выпустить на рынок порционный сыр типа моцарелла по 70 граммов, который можно тут же открыть и потереть в готовое блюдо.
В борьбе с фальсификатом
— В последние годы молочный рынок постоянно будоражат истории с фальсификатом. Доходило до того, что 70% российских сыров называли поддельными. Вы с такими случаями сталкивались?
— Конечно. Год назад на предприятии оборудовали специальную лабораторию для контроля входящего сырья. Аналогов ей нет ни у одного производителя плавленых сыров в крае. Теперь ежедневно анализируем качество сыров, масла, творога, поступающих на переработку, оцениваем свою готовую продукцию. На это уходит всего 3-4 часа. Когда мы отправляли сырье на стороннее исследование, это занимало около 10 дней.
— Это недешевое удовольствие?
— На покупку оборудования для этой лаборатории ушло более 5 млн рублей. Но это не так важно. Если из-за фальсификата тебя могут выкинуть из торговых сетей, потери будут значительно выше.
— А ваши конкуренты насколько честно в этом отношении работают?
— Нам сложно судить об этом. Но могу сказать точно, сейчас большое внимание уделяется борьбе с фальсификатом как со стороны государства, так и со стороны торговых сетей. Для нас репутация имеет значение, мы держим марку. Кто-то, возможно, к этому относится иначе.
Вывозят за пределы края
— Вы когда-то рассказывали, что всего 5% ваших сыров продается в Алтайском крае. Сейчас это соотношение изменилось?
— Да, оно увеличилось за счет расширения торговых сетей. Из федералов, с кем мы хорошо работаем, могу назвать METRO, «Ашан», «Ленту». Активно развиваем сетевые бренды, выпуская для крупных ритейлеров продукцию под собственными торговыми марками. Сейчас этот сегмент занимает 20–25% от общего производства.
Когда мы только начинали работать, в Алтайском крае было более 50 молочных предприятий, каждое имело цех по производству плавленых сыров. И вся их продукция была ориентирована на местный рынок. Мы же сразу решили, что будем свой плавленый сыр вывозить за пределы региона. Страна у нас большая.
— Что с поставками в ЕС, окончательно прекратились?
— Это произошло еще в 2015 году. Сейчас контейнерами наш сыр отправляется только в Соединенные Штаты Америки, и то совсем небольшими партиями.
— В ноябре ИД «Алтапресс» проводил экспертный совет с представителями пищевой отрасли. Каждый из присутствующих рассказывал, сколько продукции отправляет в Китай. Вы в этом направлении работаете?
— У нас были попытки зайти в Китай, но сделать это очень сложно. В этой стране своя политика: инвестор должен приехать и построить завод на территории самого государства. Надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится. Мы постоянно находимся в контакте с нашими китайскими партнерами. Интерес к алтайской продукции в Китае есть, осталось только убрать административные барьеры. Нам на это повлиять сложно.
Серьезное расширение
— Пару лет назад вы приступили к реализации нового инвестиционного проекта. На каком этапе он сейчас?
— Мы строим порядка 7 тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Полностью завершить проект планируем к 2020 году. Это позволит нам увеличить объемы выпуска продукции на 40–50%, расширить ассортиментную линейку. Сама логистика производства станет более четкой.
Часть оборудования по подготовке и переработке сырья — отечественного производства. Фасовочные линии импортные — из Германии и Италии.
— Сумму инвестиций может назвать?
— Порядка 100–120 млн рублей, из которых 40 млн мы уже вложили в строительство.
— Вы раньше говорили, что государственной поддержкой принципиально не пользуетесь. Ваша позиция не изменилась?
— Нет. Иногда для пополнения оборотных средств пользуемся банковскими кредитами, работаем в этом направлении со Сбербанком. Нам этого вполне достаточно.
Мы уже научены горьким опытом своих коллег, что увлекаться кредитами не стоит. Череда банкротных дел в пищевой отрасли тому доказательство.
Я придерживаюсь позиции, что тратить нужно ровно столько, сколько зарабатываешь. Это еще из молодости идет, тогда ведь не было кредитов. Появились свободные деньги — купил что-то: холодильник, диван или ковер. Занимать большие деньги на стороне — это уже зона риска, мало ли что может произойти.
— Так чем, по вашему мнению, плоха господдержка?
— Государственная поддержка совсем не плоха. Здорово, что пищевой отрасли уделяют внимание. Мы просто работаем по старинке, без сторонней помощи. В каких-то моментах это медленно, но зато спокойнее. Риски только наши.
Специальный вопрос
— Владимир Павлович, как вообще появилась идея заняться таким узким сегментом? В Алтайском крае присутствуют предприятия, для которых выпуск плавленых сыров это лишь часть производства.
— Когда в начале 90-х годов в России была разрешена так называемая свободная торговля, мне предложили закупать на Алтае нестандартный некондиционный сыр, поставлять его в Новосибирск, а взамен получать уже готовый плавленый продукт. Потом мне надоело кормить чужого дядю. Решил попробовать открыть собственное производство. Сначала арендовали площади маслосырозавода в Шипунове. В 2004 году открыли завод в Барнауле.
О чем еще рассказал собеседник
Что известно о Владимире Емелине?
Владимир Павлович Емелин родился 18 сентября 1956 года в барнаульском поселке Восточном. Здесь же окончил среднюю школу. После службы в армии учился в экономическом техникуме. Высшее образование получил во Всероссийском заочном финансовом институте. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию.
«Когда началась перестройка, меня затянула всевозможная хаосная торговля», — рассказал Владимир Емелин. Сначала он размещал заказы на изготовление плавленых сыров на различных предприятиях края. В 2004 году открыл собственный завод в Барнауле. В 2006 году Владимир Емелин одним из первых получил звание «Лучший предприниматель Алтайского края». Также он удостоен ряда других почетных званий.
Женат, воспитал дочь. Сейчас у Владимира Емелина уже трое внуков.
Факт
Больше 10 лет назад Владимир Емелин за собственные средства построил на своей родине, в поселке Восточном, открытую футбольную площадку. В 2014 году здесь постелили современный искусственный газон. Сейчас меценат задумывает о полноценном спортивном комплексе.
«Нам предоставили земельный участок для спортзала, но площадь оказалась небольшая, — рассказал Владимир Емелин. — Рядом у нас есть база, но там строиться не разрешили из-за близко стоящих линий электропередач. После этого вопрос подвис, но, думаю, что со временем мы к нему вернемся».
Самое важное - в нашем Telegram-канале