Флюидные технологии
Фармкомпания из Бийска «Алтайвитамины» получила крупную субсидию из бюджета в размере 49,7 млн рублей в 2018 году.
По договору с Минобразования, деньги предназначались на создание высокотехнологичного производства «сальбутамола» в аэрозольной форме на основе энантиомерно чистой, микронизированной субстанции, получаемой с помощью флюидных технологий
При этом договор предусматривал выполнение ряда требований – проведение учеными АлтГУ и Института общей и неорганической химии исследовательских работ, привлечение к разработке конкретного количества молодых ученых, студентов и аспирантов и создание рабочих мест.
Потребовали 50 млн рублей
В 2019 году чиновники проверили, как использованы деньги налогоплательщиков. И пришли к выводу: предприятие не выполнило всех обязательств.
Министерство расторгло с ним договор в одностороннем порядке и потребовало вернуть в федеральный бюджет всю сумму. Бийчане же на суде намеревались доказать, что требования о возврате необоснованные – и отчасти им это удалось.
Чиновники приняли
Во-первых, сообщили в фармкомпании, головным исполнителем проекта является АлтГУ, а «Алтайвитамины» выполняли только роль транзитного звена.
Во-вторых, большая часть обязательств выполнена и даже перевыполнена. Так, «Алтайвитамины» обязалось вложить собственные средства (не менее 100% от субсидии) – а вложили больше: 50,44 млн рублей.
Перевыполнены и обязательства по привлечению ученых, студентов и аспирантов, по созданию рабочих мест и увеличению доходов занятых в проекте специалистов.
В целом оба этапа завершены успешно, чиновники их приняли без вопросов и даже рекомендовали продолжать проект. Но затем случилось непредвиденное.
Изменились законы
На третьей стадии проект был прекращен. Но – по объективным обстоятельствам. Уже после начала реализации изменилось федеральное законодательство.
Так, усложнилась госрегистрация фармпрепаратов. Производительность хроматографа не позволила выполнить новые требования по наработке образцов субстанции для проведения ее доклинических исследований.
И это невозможно было предусмотреть –хроматограф на момент покупки был самым производительным. К тому же на оборудовании такого класса и в России, и в мире еще никто не работал в промышленных масштабах.
А затем ввели обязательную маркировку препаратов, и на всех производственных линиях пришлось устанавливать оборудование. А это отняло большую часть денег, выделенных фармкомпанией на проект.
И обо всех этих трудностях в федеральном министерстве знали.
Суд согласился со всеми доводами фармкомпании, но решил, что деньги, выделенный на третий этап – 9,7 млн рублей, все же придется вернуть федеральному министерству. Несмотря на то, что его реализации помешали изменения в федеральном же законодательстве.
Решение опубликовано 23 апреля, информацию о подаче апелляционной жалобы пока нет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале