Экономика

"Извините, качество отвратительное"

Очень часто приходится слышать от механизаторов и руководителей хозяйств отзывы о низком качестве техники и запчастей к ней. На фоне непрерывного роста цен на сельхозмашины эта ситуация вызывает у крестьян негодование.

Теряем позиции

"Это же слов цензурных не хватит, чтобы рассказать, какие сегодня запчасти продают, - с возмущением говорит водитель КамАЗа из села Лосиха Косихинского района Николай Улитин. - Я тут недавно в Барнаул приехал, зашел в магазин. Спрашиваю у продавца: "Ты почему старой шестерней торгуешь? Нашел в металлоломе, вытер мазут и пытаешься какому-нибудь дурачку спихнуть"!

"Если раньше мы не знали, как устроена коробка у Т-4, то теперь за посевную по два-три раза ее приходится ремонтировать, - признается председатель СПК "Путь Ленина" Поспелихинского района Анатолий Дьякин. - Запчасти берем и в фирмах, и на заводах. Извините, качество отвратительное!"

Еще 10-15 лет назад сельхозмашиностроение края занимало лидирующие позиции на рынке страны. За эти годы спад продукции в отрасли составил по разным наименованиям от 10 до 17 раз. В результате падения производства, неритмичной работы заводов да и многих других причин ухудшились технические параметры выпускаемых изделий. По словам председателя комитета по промышленности краевой администрации Александра Шепшелева, продукция алтайских машиностроителей во многом становится неконкурентоспособной. Ей на замену приходят техника и запчасти заводов из Новосибирска, Кемерова, Волгограда, Минска.

Ежегодно алтайские сельхозпроизводители приобретают машины, тракторы, комбайны и запасные части к ним на 4-6 млрд. руб. По скромным подсчетам, 1,2 млрд. рублей приходится на продукцию из других регионов, аналоги которой выпускают наши заводы. Наверное, это не случайно.

По данным директора Алтайской машиноиспытательной станции Сергея Гилева, пахотные тракторы "Алттрака" не более чем на треть соответствуют технико-экономическому уровню, которой должна отвечать конструкция: Т-4А - на 34%, Т-402 - на 29%, самый современный Т-404 - на 26%. При этом Сергей Иванович не в восторге и от продукции конкурента "Алттрака" - Волгоградского тракторного завода.

В то же время процветает рынок контрафактной продукции, реализуемой мелкими фирмами. Генеральный директор ООО "Агроцентр" Александр Костин говорит, что на долю крупных снабженческих организаций приходится не более четверти от всех проданных запчастей.

Будет работа, будет и качество

В чем же причины наших неудач? Участники июньского совещания по проблемам сельхозмашиностроения края, которое проходило в Рубцовске, говорят, что качество техники напрямую зависит от степени загрузки, от ритмичности работы заводов, ее производящих.

Но большинство предприятий испытывают недостаток средств. Одним не хватает денег, чтобы доработать и внедрить в серийное производство перспективные изделия ("Рубцовский машзавод", "Павловский агроснабхолдинг"), другим - чтобы вообще запустить конвейер ("Алттрак"). "Без мощного финансового вливания, без поддержки государства нам не поднять сельхозмашиностроение", - делает вывод Александр Шепшелев.

Он предлагает законодателям заложить в краевом бюджете деньги в размере 20-30 млн. руб. на финансирование инновационных проектов, а также по примеру кемеровских властей предусмотреть механизм удешевления алтайской сельхозтехники, закупаемой нашими крестьянами.

Но председатель бюджетного комитета крайсовета Александр Романенко говорит, что и заложенные на это депутатами деньги не используются. В прошлом году 140 млн. руб., предусмотренных на лизинг сельхозтехники, остались не потраченными. Потому что руководство Главного управления сельского хозяйства (ГУСХ) заняло жесткую позицию: ни рубля лизингового фонда не давать тем, кто покупает не алтайскую технику. В этом году из 150 млн. руб., предусмотренных на лизинг промышленного оборудования, истрачено только 40 млн. руб., говорит Александр Романенко. Ни одно предприятие сельхозмашиностроения не обратилось за компенсацией инвестиционных кредитов. Кто мешает?

Генеральный директор ФПГ "Сибагромаш" Виктор Толстов, не стесняясь, отвечает: "Компенсации по банковским процентам за кредит получают те, кто ближе стоит к кормушке власти". Он говорит, что слишком много сложностей при оформлении бумаг. А главный инженер управления сельского хозяйства Родинского района Владимир Прядко советует властям принять более льготные условия лизинга сельхозтехники, сместить платежи на конец года. Поскольку даже экономически устойчивые хозяйства не могут вовремя заплатить и вынуждены разрывать лизинговые договоры.

Не деньгами едиными…

И все же проблемы качества лежат не только в финансовой плоскости. Нужно на предприятиях наводить элементарный порядок, искоренять воровство. "Мне стыдно, что у нас под боком такой завод, - заявляет главный инженер управления сельского хозяйства Рубцовского района Василий Камышев руководству "Алттрака". - Наверное, только я как официальное лицо не имею свободного прохода на завод. А подпольные дилеры, торгующие некачественными запчастями, чувствуют себя там как дома. Надо закрыть потайные лазейки и упростить легальный доступ, тогда рынок к вам вернется".

Наверное, надо изменить систему сбыта. "Сегодня агроснабженческим фирмам трудно реализовывать готовую продукцию "Алттрака", поскольку дилерская скидка начинается с партии в пять тракторов", - говорит Александр Костин.

Мэр города Рубцовска Артур Дерфлер видит один из путей повышения качества и снижения себестоимости продукции в кооперации предприятий края. Он предлагает закрыть устаревшие литейные производства, где плавят чугун в вагранках, а полнее загрузить цехи, в которых стоят современные индукционные печи.

Виктор Толстов считает, что начинать следует не с проблем качества, а с создания в крае унифицированной системы земледелия: "Мне агроном должен сказать, какая техника ему нужна, а он сам не знает. Нет системы земледелия на Алтае!" Толстов также сетует на слабую квалификацию ИТР на рубцовских заводах и предлагает перевести подготовку инженеров по сельхозмашинам из АлтГТУ в Рубцовский индустриальный институт.

Зам. начальника отдела механизации ГУСХ Владимир Колтаков думает, что начинать надо с порушенной правительством в 2002 году системы обязательной сертификации сельхозтехники. В мае четыре наиболее крупные агроснабженческие фирмы края объявили, что готовы к добровольной сертификации своей деятельности. "Мы, - рассказывает Владимир Трофимович, - создали общественную сертификационную комиссию, в которую вошли авторитетные в этой области специалисты. Агроснабженцы заявили на весь край, что дают гарантии качества, предоставляют всю документацию на технику и запчасти, а в случае брака их меняют. Мы собираемся отслеживать, как будут выполняться эти обещания, обращаясь, если потребуется, за помощью в государственные надзорные органы. Результаты будем сообщать потребителям".

Один из членов сертификационной комиссии Сергей Гилев сказал: "Наукой и практикой доказано, что комфорт на рабочем месте увеличивает производительность труда на 35 процентов и позволяет сэкономить 15 процентов энергоресурсов. Механизаторы не знают этих цифр. Но они чувствуют их достоверность своим спинным мозгом".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость