Потрудилась частная фирма
Еще 11 лет назад завод-производитель полиэтиленовых труб «Трубопласт-А» заказал объемный документ с длинным названием: «Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». Выполнить его должна была частная фирма. И, разумеется, не бесплатно.
Фирма-подрядчик славно потрудилась над тем, чтобы описать территорию завода. Замерила, сколько вредных веществ он выбрасывает - результаты директора успокоили: превышения ПДК нет в радиусе 100 метров.
Раз нет превышения, разработчик отметил важный момент: наносить санитарно-защитные зоны заводу не нужно — а это потребовало бы отдельной большой работы и дополнительной платы.
Плюс 220 тыс рублей
Но, как известно, нет в России ничего менее постоянного, чем правила жизни. В 2018 году премьер-министр Дмитрий Медведев (теперь уже бывший) озаботился экологией. И ввел своим постановлением № 222 новые правила.
«По этому постановлению старый документ оказался не нужен и меня обязали делать проект санитарно-защитных зон», - говорит Александр Атабаев.
Для завода цена вопроса 220 тыс. рублей. Чтобы заработать эти деньги, завод должен произвести и продать 15 километров полиэтиленовых труб (63 мм диаметром).
«Чтобы волки не подохли»
Александр Атабаев говорит, что не прочь помочь стране стать чище и лучше.
«Если государство заботится о здоровье людей и говорит: у тебя есть выбросы, поэтому ты разрабатывай технологические мероприятия по их сокращению и доведению до нормы. Я бы это понял»,— рассуждает он.
Между тем, инспекторы Роспотребнадзора каждый месяц на заводе «надувают шары» - берут пробы воздуха прямо там, где «рождаются» трубы. Превышения норм за много лет не обнаружено.
«Спрашиваю в Роспотребнадзоре: вот ваша лаборатория у нас берет пробы воздуха в цехе и делает анализ, превышения ПДК нет - может, нам не надо делать этот проект? Все равно надо», - продолжает директор.
Более того, от завода до ближайшего жилья - километр, и стоит он в лесу.
«Черт бы с ним, я бы все понял, если б у меня было превышение. Но у меня его нет. Зачем я должен 220 тысяч рублей платить за то, чтобы обозначать мою санитарную зону? Чтобы волки не подохли»? - недоумевает мой собеседник.
Мусор — в головах
Другая тема, тоже экологическая, обернулась для завода составлением новых бумаг. Ну, и новыми поборами тоже.
Мусорная реформа обязала его провести инвентаризацию всех его отходов по компонентам и поставить свой объект на государственный учет как производителя мусора. И более того - составить еще один длинный документ: проект образования отходов и лимитов на их размещение.
Такие проекты готовит тоже частная фирма, а ее услуга стоит 112 тыс. рублей. Чтобы заработать на оплату этой бумажной работы, заводу надо изготовить и продать ещё примерно 7 км труб.
«В 2008 году мы уже заказывали по требованию госорганов проект нормативов образования отходов. Вся та информация не устарела. Когда уже в этом году к нам приехал директор фирмы-разработчика, он старый документ изучил, уехал к себе, напечатал новый.
Но если вы сейчас сравните оба документа, вы увидите: старое перенесено в новое», - говорит Атабаев.
Поможет это решить мусорный вопрос в России или нет, мы не знаем. А вот вывоз мусора после реформы подорожал для завода с 450 до 2,5 тыс. рублей. Притом, что завод как производил, так и производит две бочки отходов в месяц.
Плюс договор аренды
Вообще, заботу государства о сохранении природы директор всячески приветствует. И когда заводу, расположенному в лесу, в лесничестве указали заключить договор на маленький участок под проездом до основной трассы, он это, конечно, сделал. Хотя расстояние до трассы - всего 200 метров.
В общем-то, пустяк, если бы не одно обстоятельство. Раз ты арендатор леса — значит, должен разработать и утвердить проект освоения лесов с особым разделом о противопожарном оборудовании и инвентаре.
И вот за то, что предприятие арендует 200 метров неширокой лесной дороги, от него потребовали хранить у себя 150 лопат, 50 багров, пять поджигателей, две бензопилы, четыре емкости и даже пожарный автомобиль.
По три лопаты на сотрудника
«Мы лесникам говорили: норма в законе — 150 лопат на километр дороги, а у нас проезд 200 метров. Давайте интерпретируем - у нас же столько людей нет. Не дашь же человеку три лопаты в руки. Нет, делай, как написано», - вспоминает директор.
И ведь не делать нельзя: наличие инвентаря дотошно проверяют все блюстители закона, включая прокуратуру и лесников.
Если недосчитываются хоть пары лопат, штрафуют. Года три назад у нас нашли небольшую «недостачу» инвентаря. Меня вызвали в мировой суд. Судья построил меня, я встал по стойке смирно и выслушал «приговор»: штраф - 10 тыс. рублей, - говорит Атабаев.
Еще два километра на бюрократию
Тем временем наступил 2019 год. Президент заявил о прорывных задачах, стоящих перед страной, о том, что времени на раскачку нет. Правительство — о том, что резко сократит число актов с обязательными требованиями к бизнесу.
Чиновники приняли это к сведению. И правила, связанные с эксплуатацией лесных угодий, изменились. Старый проект освоения лесов устарел, экологическое ведомство потребовало заказывать новый.
«Из нового проекта убрали 150 лопат - оставили только 50. Теперь нам надо не 50 багров, как раньше, а только три. А также две пилы «Дружба», поджигатели, громкоговоритель-автомобиль», - объясняет собеседник.
Лицензированной организации, которая занялась разработкой нового проекта освоения лесов, заплатили 28 тыс. рублей. В пользу бюрократии произвели еще 2 км труб.
Настольная книга предпринимателя
Между тем, по мере того, как эксперты по заданию правительства весь прошедший год выясняли, какие устаревшие нормы надо отменить, чтобы бизнес совершил долгожданный экономический рывок, в стране появлялись новые нормы.
К примеру, только в 2019 году и только в КоАП изменения внесли 45 законами, указывает правовая база "Консультант плюс".
Александр Атабаев — как, видимо, большинство предпринимателей, изучает в КоАПе все, что касается бизнеса — у него на столе выписка всех новшеств на 2020 год. Но и у него не нарваться на «административку» не получается.
И он опять (и мы вслед за ним) задает вопрос: какие стороны нашей жизни это улучшило?
Плюс 125 тыс. рублей
Директор рассказывает.
«Приезжает к нам водитель за трубами, мы ему пишем: не берем с тебя деньги за погрузку, грузи сам. Но советуем уложить их по диагонали - чтобы груз не вышел за борта.
Он не соглашается: тогда он на три бухты меньше увезет и придется ехать второй раз. И грузит поперек. Его на мосту останавливает транспортная инспекция, рулеткой замеряет и видит: с обеих сторон вылезло по 10 см. И меня как грузоотправителя штрафуют», - говорит Атабаев.
Штраф водителю, неправильно погрузившего бухты, 1,5 тыс. рублей. А грузоотправителю, который на покупателя повлиять не может, — от 250 до 400 тыс.
Мы написали ответ — ребята, у нас в счете написано, что он забирает груз самовывозом, мы сами ему не грузили. Нам отвечают: а мы вам выписываем штраф ниже низшего предела — 125 тысяч рублей, - продолжает Атабаев.
Чтобы заработать эти 125 тыс. рублей, заводу надо произвести еще 8,5 км труб.
Очень грамотный вредитель
Парадокс в том, что директор вообще затруднился назвать хотя бы одно решение властей последних лет, которое улучшило бы положение бизнеса. Наоборот: насущные проблемы не решаются годами.
Особый счет у него к федеральному закону № 44, который ввел правила проведения закупок для всех государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
«Этот 44-й закон написал какой-то очень грамотный вредитель. Кто дает ниже цену, тот и побеждает в тендере. Доходят до таких цен, за какие качественной продукции быть не может», - полагает он.
Фирма пропала, трубы не меняют
Завод «Трубопласт-А» научился делать трубы из термостойкого полиэтилена. Для замены дырявых теплосетей в селах и малых городах — лучше не придумаешь, уверен директор.
В 2018 году в тендере по замене сетей в Родинском районе победил алтайский подрядчик - «Барнаулгазспецстрой». Купил на заводе эти трубы, уложил — отзывы о них отличные.
В 2019 году район проводит новый тендер — на завершение перекладки. Побеждает в нем другая фирма - «пришлая».
Эти люди приходят и просят продать трубу подешевле — они же цену на тендере уронили на 20-25%. Отвечаю: дешевую трубу не могу сделать. И не буду. Потому что дешевая не может быть качественной, а я ведь выдам сертификат, что труба произведена у меня, и буду нести за нее ответственность, - говорит директор.
В ходе переговоров нашли вариант: фирма поставит сырье - завод его переработает за определенную сумму.
Они обещали поставить сырье 15 ноября. Контейнера нет и нет. 2 декабря звоню и выясняю: у подрядчика нет денег ни на сырье, ни на переработку. Что в результате? Победитель тендера исчезает. Наш, местный, подрядчик не работает. Трубу не укладывают, - констатирует Атабаев.
Дедлайн: 1 февраля
Инвентаризацию излишних или вредных для бизнеса норм в правительстве России намеревались закончить к 1 февраля 2020 года. «Дело это хорошее, если сделать все по уму», - считает Атабаев.
Однако пока не известно, будет ли завершена эта работа после смены правительства.
По данным годичной давности, контролем и надзором в России заняты 44 органа власти. Всего же насчитывается более 180 видов госконтроля, требования к предпринимателям имеются более чем в 9 тыс. нормативных актах.
Интересно, если рассчитать эти требования в километрах труб - сколько это будет-то?
Самое важное - в нашем Telegram-канале