Экономика

"Крестьян нужно освободить от всех налогов". Николай Золотухин считает, что только такие меры оживят сельхозпроизводство

"Насажают туда непонятно кого, они и принимают непонятно что!" - примерно такую оценку давали многие алтайские крестьяне депутатскому корпусу Алтайского краевого совета народных депутатов (АКСНД) прошлого созыва. Дествительно, принятие (или непринятие) некоторых краевых законов, касающихся аграрного сектора вызывало немало вопросов среди сельхозпроизводителей. Вместе с тем, и нынешний созыв депутатов крайсовета не перенасыщен представителями сельхозпроизводства и переработки. Однако это обстоятельство не снижает оптимизма у Николая Золотухина, председателя комитета по аграрной политике и природопользованию АКСНД. Председатель комитета надеется провести в жизнь несколько важных для наших крестьян законов. В канун посевной он дал интервью нашей газете.

Техники - чуть-чуть

- Начался один из самых ответственных сезонов сельхоздеятельности - посевная. В этом году она проходит после смены руководства в администрации края и смены состава депутатов в АКСНД. Кроме того, ушел со своего поста начальник ГУСХ. Николай Григорьевич, как по вашему мнению, эти события влияют на проведение весенне-полевых работ?

- Экономическая жизнь субъектов предпринимательства, насколько я полагаю, самостоятельна. Они вправе определять свою производственную деятельность сами. Поэтому я не думаю, что для сильных, экономически защищенных хозяйств что-либо изменится. Но у нас есть проблема с теми хозяйствами, которые в экономическом плане слабы. И таких не мало. Для них естесственно требуется определенное внимание и поддержка со стороны администрации края. Здесь властям нужно внимательно посмотреть на нужды этого слоя крестьян, определиться с системой кредитования сельхозработ, с системой поставки топлива и семян. То есть обеспечить для весенне-полевых работ соответствующий экономический фон.

Главная сложность текущего момента в сельском хозяйстве - крайне слабая энерговооруженность. Вот в этом вопросе у крестьян большие проблемы, как при старой власти, так и при власти нынешней. Если администрация найдет возможность снабжения крестьян техникой через дополнительное кредитование, через более расширенный лизинг с более мягкими условиями, тогда эта проблема будет решаться. Конечно, можно пойти копать землю лопатами. Но, сегодня третье тысячелетие, а не 1917 год. Очень длительный период времени стоимость сельхозпродукции была ниже стоимости издержек производства. Отсюда падение энерговооружености.

В целом же, при смене команды краевой администрации чиновники ГУСХ, работники "Агроснаба" и других соответствующих структур остались на месте и должны обеспечить нормальное проведение посевной. Больших коллизий возникнуть не должно.

Загубленная идея

- Вброс на рынок госзерна из интервенционного фонда почти закончился. Каковы на ваш взгляд положительные и отрицательные итоги этих мероприятий для сельхозпроизводителей и для зернопереработчиков?

- Вообще, та интервенция, которая проводится в Российской Федерации, на сегодня глубоко не продумана. Мне сложно говорить о дальновидности людей, сидящих Минсельхозе, специалисты там вроде бы грамотные. Просто эта интервенция в законодательной базе, и в управленческой форме слишком не внятна и не прозрачна.

Сама по себе интервенция очень позитивна для сельского хозяйства, и этого не оспорить. Рынок сельхозпродукции крайне неустойчив. Поэтому задача интервенции - создание условий, при которых скачки на рынке зерна были не слишком значительны. Стоимость зерна должна быть такова, чтобы она могла позволять крестьянину жить и расширять производство.

Специфика работы крестянина в том, что он производит продукцию один раз в год. Посеял, собрал и целый год идет процесс по формированию нового производства. Если в других отраслях можно сравнительно быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию, сореинтироваться со скачками на рынке, быстро вносить коррективы в ассортимент выпускаемой продукции, то крестьянин этого сделать в принципе не может. Здесь ему должно подставлять плечо государство. Во всех развитых странах цены на зерно определяются на уровне правительства, и оно гарантирует эту цену своему сельхозтоваропроизводителю используя госзакупки по фиксированной стоимости. Используя метод интервенции исполнительная власть создает экономические предпосылки стабилизации производства для эффективных собственников.

У нас же при заключении договоров о закупе зерна, мягко говоря, не выдерживалась его стоимостная норма. То есть цены при покупке были сильно занижены. А вбрасывают его по достаточно высоким ценам, пусть и несколько ниже рыночных. Спекулятивный оттенок здесь явно присутствует.

Мукомолам же, чтобы купить госзерно, надо выезжать в Москву для получения квот, неделями ходить по всевозможным кабинетам. И это, надо сказать, мало приятный процесс. У зернопереработчиков в этом смысле интервенция начала вызывать довольно серьезную неприязнь. Получилась, что интервенция подмешана на бюрократизме и спекуляции. Любую хорошую идею можно загубить ее исполнением.

Туман законотворчества

- Уже на первой сесии АКСНД стало ясно, что в рядах депутатов явный раскол. Не повлияет ли это на принятие важных для сельского хозяйства краевых законов?

- Я бы хотел отметить что политическое деление на фракции с началом работы крайсовета будут уходить в сторону. Фракции как бы останутся, но в рамках позиционирования друг перед другом разных взглядов, экономических и социальных моделей развития края. Главная цель депутата - построение определенной модели развития края. И негуманно по отношению к избирателям не строить этот процесс, а разрушать. Думаю, что большинство депутатов эту точку зрения поддерживают. Все упростится, театрализация, и даже по некоторым вопросам анекдотичность противостояния, закончится. Что касается сельского хозяйства. Здесь мы будем доводить до понятия многих депутатов, что эта сфера - основополагающая в развитии нашего региона и не только нашего. Рубль вложения в село приносит в конце до 8-9 рублей отдачи. Это не я придумал, это просчитано экономистами. Вот это надо до депутатов довести.

- Многие алтайские сельхозпредприятия сетуют на то, что транспортный налог им приходится оплачивать до 15 апреля, в то время, когда перед посевной на счету каждая копейка. Есть ли возможность что-либо сделать в этом плане при новом составе АКСНД?

- В декабре 2003 года этот вопрос рассматривался на сессии АКСНД теперь уже прошлого созыва. Было предложение вообще освободить крестьян от этого налога. Не прошло. Тогда мы предложили дату первого платежа по налогу "увести" на третий квартал, когда у крестьян появляются более-менее свободные деньги от реализации нового урожая. В ответ бывшая администрация предложила вариант, когда крестьянину по его заявлению через комитет по финансам предоставляется отсрочка по платежу. Никто, конечно, в комитет не обратился. Моя точка зрения - крестьян нужно освободить не только от данного налога, но и налога на имущество. Да, это для некоторых структур тяжело и больно - надо строить дороги и т.д. Но, в данном случае надо искать другие источники дохода. От того, что крестьянина обложили этими налогами не значит, что он даст больше прибыли и дохода. Да и не факт, что он налоги оплатит. Сельхозтоваропроизводство - тот срез экономики, который должен производить сырье. А деньги надо извлекать из перерабатывающей промышленности, сетей реализации продовольственной продукции и т.д. Я знаю, что на майскую сессию ГУСХ должно выйти с инициативой о предоставлении льготы по налогу на имущество сельскохозяйственного производителя. Но и это не все. Есть проект федерального закона о полном льготировании транспортного налога для крестьян, и в июне закон должен быть рассмотрен. Поэтому по транспортному налогу мы сейчас намеренно не активизируемся и ждем результатов на федеральном уровне.

- Какие законы, или изменения к ним, для сельского хозяйства необходимо принять в АКСНД в самом ближайшем будущем и почему?

- Сейчас Минсельхоз готовит проект закона о сельскохозяйственном производстве. Правда, они его готовят не сами, а поручили это дело академии ВАСХНИИЛ. В проекте наверняка будут посылы на уровень субъектов федерации. Скоро этот проект должен у нас появиться, и в рамках этого мы сделаем свой проект. Еще один документ, который я надеюсь мы разработаем совместно с новой администрацией - краевой закон о регулировании рынка сельхозпродукции в Алтайском крае. Этот проект будет разрабатываться с рядом научных сотрудников Алтая. Много вопросов нужно будет решать по земле, по экологии, по лесоным колкам и выносить их на сессию АКСНД.

Новая цена зерна

- Есть ли необходимость выставления губернаторской ценовой планки по продажам зерна нового урожая как это было сделано в 2003 году? На чем она может основываться и из чего складываться?

- В этом году в крае просто необходимо сделать высокую ставку продажи зерна, и тем самым очень существенно поддержать крестьянина. Допустим, мы при закупе "не додаем" крестьянину 100 руб. на каждой тонне. Это в сумме - 250 млн. рублей недополученного нашим земледельцем дохода. Если же "сэкономить" 500 рублей, потеряются - 1 млрд. 250 млн. рублей. Представляете какие суммы можно или давать крестьянину, или недодавать? Если выставить хорошую ставку закупа, это и будут прекрасные инвестиции нашим земледельцам. Мы со специалистами ФГУП "Алтайгипрозем" прибросили примерную ставку покупки зерна нового урожая - около 5000 рублей за тонну пшеницы 3 класса. Конечно, можно заложить цену и в три тысячи. Рынок среагирует и такая цена установится. Но, крестьяне не "поднимуться". Поэтому нормальная ставка на зерно - это очень хороший шанс поддержать крестьянина уже в этом году, и тем самым получить большое количество зерна в дальнейшем. Мы будем официально ставить вопрос о поддерживании закупочных цен на приемлемых для крестьян уровне, то есть в пять тысяч рублей за тонну.

Что просмотрело ГУСХ

- Многие эксперты полагают, что с уходом Александра Куфаева закончилась целая эпоха в деятельности ГУСХ. На каких вопросах сейчас необходимо акцентировать свою деятельность крайсельхозуправлению?

- Четыре года - это не эпоха. Александр Куфаев отработал и каких-то претензий у меня к нему нет. В одном отдельно взятом регионе революцию сделать нельзя. Наверное можно было что-то изменить, но все равно процесс стагнации сельхозпроизводства остановить было сложно. Стагнация сельского хозяйства наблюдается не только на Алтае, но и в соседних регионах и в стране в целом. Долги крестьян в России за четыре последние года со 160 млрд. рублей выросли до 350 млрд. рублей. И, кстати, все это время у власти был Путин. А ведь его правительство прямо отвечает и за эту отрасль экономики.

Другой вопрос что бы надо делать ГУСХ в новой экономической формации. Времена меняются, думаю, что некоторые изменения нужно вносить и в работу ГУСХ. Однозначно считаю, что нужно ближе ставить науку к производству. Надо науку ориентировать в область новых технологий производства и зерна, и мяса, и молока. Нельзя о науке вспоминать только тогда, когда надо что-нибудь о ней поговорить. Она должна давать конкретные предложения и отвечать за них. Тогда она будет востребована и материализована в делах.

Не развивается в крае выращивание и переработка сахарной свеклы. У нас три сахарных завода: Бийский, Черемновский и Алейский. Над последним уже стоит вопрос о закрытии: нет объемов производства, так как нет сырья. В то же время мы можем в крае при хорошей агротехнике спокойно получать с одного гектара 250-300 центнеров сахарной свеклы. Этого вполне достаточно, чтобы полностью загрузить работу всех трех заводов. Один гектар земли обязан приносить "на свекле" товарной продукции на 52 тыс. рублей. А когда мы получаем с него по 100 центнеров, о развитии сахарного свекловодства и, соответственно, сахарных заводов говорить трудно. Этот раздел экономики надо править, мы не можем допустить, чтобы наши сахарные заводы закрывались.

Кроме того, в сельском хозяйстве Алтая на слабом уровне развивается информационная насыщенность. Когда в 1993 году отдали хозяйства людям в собственность, им не объяснили правила игры. Никто ведь толком не знал что такое собственник, что такое акционерные общество, корпоративные действия. В результате люди начали выбирать в руководители не требовательных хозяйственников, а удобных товарищей. Но корпоративная собственность не может развиваться без жесткого управления. И мы фактически потеряли половину сельхозпредприятий.

Поэтому любые нововведения должны быть четко и по полочкам разложены перед простыми труженниками и специалистами нижнего и среднего звена. Думаю, что необходимо выпускать специальные краевые сельскохозяйственные СМИ. Есть газета "Нивы Алтая", но этого мало - нужен спецефический журнал, где бы не только правовая информация размещалась, но и новинки технологий, вопросы экономического образования, управление корпоративным производством и т.д. Такой журнал нужно распространять по хозяйствам бесплатно.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость