Называл экологическим шантажом
Первый килограмм золота фирма "Ануй" добыла в июле 2018-го. А уже в 2019-м суд обязал ее прекратить добычу. Иск, если помните, подала общественная организация «Экологический актив». Судиться экологи пошли еще и потому, что под петицией о запрете добычи подписались больше 1,5 тыс. человек, не желавших разрушения родных ландшафтов.
Тогдашний руководитель фирмы Александр Лубенец – известный в Новосибирске бизнесмен и финансист, любитель леса, рыбалки и грибов - называл протесты экологическим шантажом.
Он обещал скачок в развитии района, налоги в бюджет и в будущем – до 100 рабочих мест. Возмущался недальновидными гражданами: «Ходят по золоту, а живут в нищете».
Но суды в двух инстанциях «Ануй» проиграл – фигурировали там, конечно, другие аргументы, но судей и они не убедили. В 2020-м фирма в самом деле не работала: выручка и расходы от основной деятельности составили 0 рублей, следует из сервиса ФНС «Прозрачный бизнес».
От золота не отступились
Но кто отступится от золота? В октябре 2020-го в жизни фирмы произошло важное для солонешенцев событие.
Она стала соучредителем «Артели Солнечная» - и на нее переоформили ту же самую «золотую» лицензию. Так новое юрлицо получило право добывать золото на той же территории, которого, по сути, лишили его соучредителя.
К слову, в 2020 году фирму «Ануй» возглавил Сергей Матвеев - руководитель федерации джиу-джитсу в Новосибирской области. Он же сегодня, по данным единого госреестра юрлиц, руководит «Артелью Солнечная». Ну, и получилось, как в джиу-джитсу: нашли недочеты в «обороне» соперника - и воспользовались ими.
Используя такой формальный подход, можно любое решение суда не исполнять. Да, суд вынес решение в отношении именно фирмы «Ануй». Но ее обязали прекратить деятельность на конкретном участке недр. На мой взгляд, неправильно исполнять одну часть судебного решения и не исполнять - другую», - полагает Алексей Грибков.
Еще нетронутые территории
Уже в начале лета в СМИ появились сообщения из района: золотодобытчики начали стягивать технику к реке Солонешная – еще не тронутой «раскопками» старателей территории. Для разведки и добычи полезных ископаемых "Артели Солнечной" 8 июня предоставлен в пользование участок реки, выяснили журналисты "Вести Алтай" в минприроды края.
Участок, на котором замечен недропользователь, расположен в границах того же горного отвода, что предусмотрен переоформленной лицензией. Видимо, и эту территорию планируется перекопать так же, как это сделала фирма «Ануй» с устьем Карамы, участком долины Ануя и устьем Щепеты", - предполагает Алексей Грибков.
Тем временем в Солонешенском районе начали сбор подписей против начала работы «Артели Солнечная». По данным на 21 июня, под обращением подписались более 600 человек. Грибков говорит: по последним сведениям подписантов больше тысячи. «Жители массово не принимают этот вид деятельности», - говорит он.
И у них есть для этого основания: они видят, что оставила после себя фирма «Ануй».
Очень странное "прежнее состояние"
Согласно все тому же решению суда от 2019 года, «Ануй» обязали привести лесные участки, на которых она потрудилась, в прежнее состояние – причем сделать это она должна была в течение года.
Прошло два года – Грибков показывает altapress.ru фотоснимки с места так называемой рекультивации. Трактовать их как восстановление, согласитесь, затруднительно.
"Восстановление участков должно происходить на основании утвержденного проекта рекультивации земель, разработанного в соответствии постановлением правительства РФ 10 июля 2018 года № 800, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Это указано в решении суда и этот порядок не соблюден", - объясняет Грибков.
Саженцы сосны, о посадках которых недавно было громко заявлено, по мнению эксперта, вряд ли массово приживутся ("возможно, какие-то и приживутся", полагает он). Плодородный слой не восстановлен. Чем бы ни оправдывала это фирма - факт есть факт: решение суда не исполнено.
Оставшиеся после них водоемы заболоченные, с зеленой цветущей водой, остатки строительного мусора, нагромождения камней. Рыба, хариус и таймень, практически пропала, - приводят "Вести Алтай" слова Михаила Хрущева, главы Тополинского сельсовета, о последствиях работы старателей из фирмы "Ануй".
Запрещено законом
К добыче золота «Артель Солнечная» еще не приступила. Сдерживает ее, конечно, не сбор подписей и протесты местных жителей, а отсутствие лесных участков. Их, по закону, предоставляет в аренду минприроды края, и - по крайней мере пока - участки старателям не выделены, рассказал Грибков.
Повторит ли «Артель Солнечная» подход предыдущего собственника лицензии и его судьбу? Предсказывать не беремся. Понятно лишь, что в долине реки Солонешной, где на этот раз намерены работать старатели, тоже распространены растения из Красной книги, а уничтожать их (как и места их обитания) по-прежнему запрещено законом.
Закон «Об охране окружающей среды» запрещает хозяйственное использование редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, а также деятельность, ухудшающую среду их обитания. Именно благодаря законодательной защите краснокнижных растений удалось добиться в суде запрета добычи россыпного золота на реке Ануй, - объясняет Алексей Грибков.
Но закон может измениться. Причем в самое ближайшее время.
Лоббистские усилия
Как рассказал собеседник altapress.ru, Минприроды России готовит "интересные" поправки в закон “Об охране окружающей среды». Чиновники хотят добавить в него пункт, допускающий выдачу разрешений на использование растений из Красной книги - правда, только в исключительных случаях.
Что за исключительные случаи? Разрешения необходимы для хозяйственной деятельности, в том числе при пользовании недрами, рассказывает пояснительная записка к законопроекту.
В случае принятия поправок в законодательстве пропишут обязательства по восстановлению редких растений. Замена погибших и агротехнический уход при пересадке изъятых растений (до их полной приживаемости) станут обязательными. И если редкое растение пересадят за пределы участка произрастания, компенсационные мероприятия будут осуществляться в двукратном размере, объяснял тонкости законопроекта РБК.
Но Алексей Грибков считает: сохранять жизнеспособные популяции редких и исчезающих видов возможно лишь в естественных условиях и местах обитания.
Благодаря принципиальной позиции активистов суд запретил работать на реке Ануй в местах обитания редких и исчезающих видов растений и животных. Аналогичная история произошла и на Сахалине, где экологи выиграли суд о запрете строительства горнолыжного курорта в местах обитания краснокнижных лилий Глена. Суд не позволил разрабатывать полезные ископаемые и на шихане Куштау в Башкирии.
Законодательная защита редких видов растений и животных — один из немногих реально работающих механизмов охраны природы. Если лоббисты от бизнеса, а у нас нет сомнений, что это именно они, добьются ослабления закона, то защищать природное наследие нашей страны станет почти невозможно», — сказал Грибков в ходе обсуждения темы на координационном совете по экологическому благополучию при Общественной палате России..
И вот сейчас нужно добиться, чтобы эти планы Минприроды РФ не были реализованы, объясняет собеседник altapress.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале