Экономика

«Мы находимся в неравных условиях с иностранными компаниями». Лариса Прокопьева – о развитии российской фарминдустрии и роли в ней компании «Эвалар»

Отечественный рынок фармацевтики переживает фазу активных поглощений иностранными компаниями. Уже порядка 80% препаратов, продаваемых в России, – зарубежного производства. На этом фоне весьма примечательным выглядит развитие алтайской компании «Эвалар». Базируясь в Бийске, она конкурирует с иностранными производителями и, согласно рейтингам того же «РосБизнесКонсалтинга», является безусловным лидером в стране по объему продаж БАДов. О пути достижения этих результатов и о развитии отрасли в целом «ВД» рассказывает генеральный директор холдинговой компании «Эвалар» Лариса ПРОКОПЬЕВА.

«Мы прибавили почти 50%»

– Лариса Александровна, отечественные предприятия фармацевтики активно поглощаются иностранными компаниями. Polpharma купила «Акрихин», Stada приобрела «Нижфарм»… Что вы думаете об этой тенденции и поступали ли вам предложения о продаже «Эвалара»?

– Я не вижу ничего страшного в таких слияниях. Если что-то приобретается, то это как минимум инвестиции в предприятие. Например, «Нижфарм» после продажи развился и дорос до третьего–четвертого предприятия в отраслевом рейтинге. Но, конечно, бывает, что новые собственники производства не развивают, а только выкачивают деньги. К нам интерес есть, поступают предложения. Но мы отвечаем отказом: на сегодняшний день сторонние инвестиции нам не требуются, а других целей мы не преследуем.

– По некоторым данным, российский рынок фармпроизводства ежеквартально прибавляет порядка 8%. Но с учетом инфляционной составляющей рост выглядит весьма условным…

– За 2007 год отрасль совокупно прибавила около 20% – это очень хороший показатель. А вот БАДы были в стагнации, и сегмент вырос всего на 12%. Похоже, за счет нас этот показатель и получился – «Эвалар» прибавил почти 50%. Я считаю, в целом рост хороший и наш рынок очень привлекателен. Международный фармацевтический рынок растет сейчас всего на 5%.

– И несмотря на успехи производства, около 80% продаваемых в России препаратов – иностранного производства. С чем это связано?

– Мы находимся в неравных условиях с иностранными компаниями. Скажем, при выпуске дженериков с нас требуют регистрацию субстанций, а с иностранных – нет. Поэтому они легко заходят на наш рынок, регистрируя только конечный препарат. А нас заставляют регистрировать каждую его составляющую! Если бы правительство обратило внимание на российскую фармпромышленность и поставило нас в одинаковые условия с иностранными производителями, то это соотношение, 20% на 80%, сильно изменилось бы в нашу сторону.

– В последнее время много говорится о том, что мировая фармпромышленность сдвигается в сторону Азии. Что означает эта тенденция для российской отрасли?

– Да, Азия интересна производителям своей дешевой рабочей силой. И мы в результате получаем усиление конкуренции. Даже тот факт, что мы создали собственное производство и плантации, не позволит нам сделать продукцию дешевле, чем это делают китайцы. А ведь их субстанции уже сейчас занимают около 80% мирового рынка. Мы можем выпустить качественнее, но не дешевле.

«Проверки принимаем как должное»

– Кстати, о плантациях. Они созданы с целью уменьшения себестоимости?

– Целью проекта является прежде всего получение качественного сырья и, соответственно, конечного продукта. Сырье, которое предлагается на рынке, зачастую как попало собрано, плохо высушено. И бывает, что нам в России сложно найти необходимое сырье, многое приходилось возвращать поставщикам. В какой-то момент мы решили, что лучше выращивать сырье самим, только так мы получим нужное качество. Кроме того, плантации позволяют нам изготавливать инновационные продукты, перерабатывая те травы, которые нужны, а не те, которые есть у поставщика.

– Более 40% продукции «Эвалара» относится к разряду инновационной. Такие объемы – требования рынка или стратегия компании?

– Это как стратегия компании, так и возрастающая на рынке востребованность новинок.

– БАДы – продукция сложная, у нее много противников. Как удается в такой ситуации наращивать объемы реализации?

– Рынок БАДов в России испорчен теми компаниями, которые выпускали пустышки, рекламировали очень дорогие препараты, причем в качестве лекарства, а предлагали вместо них витамин С. И много негатива идет от людей, которые все это покупали. Мы с этим работаем, стараемся донести, что БАДы при правильном отношении и применении могут дать хорошее здоровье. Как видите, доносим результативно.

– В свое время вы вложили в создание производства «Эвалара» внушительную сумму. Этот инвестиционный проект как-то поддержали в администрации края?

– Да, нам компенсировали часть налога на имущество. Сумма получилась приличная, около 10 млн. руб. А когда начиналось строительство, мы подавали заявку на компенсацию банковской процентной ставки, но нам было отказано.

– А насколько сильно «Эвалар» ощущает на себе внимание контролирующих структур?

– Проверяют нас часто, и мы настолько к этому привыкли, что принимаем проверки как должное. У нас даже есть специальный кабинет для проверяющих! По мере развития компании проверки всегда учащаются, и их, конечно, больше у среднего, нежели у малого бизнеса. Сильные компании платят штрафы, мы их платим. А маленькая организация никогда штрафы не заплатит, и чего ее проверять? Например, вот по соседству маленькое предприятие, вокруг – помойка. Но к ним с проверкой не идут, потому что у них денег на штрафы нет. Они идут к нам, хотя везде чистота. Тем не менее нам в крае проще, чем московскому представительству какой-либо компании. Их проверками мучают еще больше.

«В законе о рекламе есть противоречия»

– Лариса Александровна, какова география продаж продукции «Эвалар»?

– Основные усилия по продвижению мы направляем на центральную часть России. Только Москва и Санкт-Петербург – это более 30%. За границу идет около 10% от общего объема выпускаемой продукции. Сейчас, кстати, в других государствах спрос существенно увеличился: за I квартал текущего года объем реализации вырос на 200% с лишним.

– Из всего объема «рекламных» дел в ФАС и судах порядка 10% связаны с нарушениями в продвижении БАДов. Каков ваш опыт в этой области?

– Раньше мы сталкивались с такими проблемами. До судебных исков не доходило, реагировали на претензии ФАС своевременно. Но замечания к рекламному закону у нас имеются. Там много моментов, не согласующихся друг с другом. Например, нужно указывать, что препарат не является лекарством. И на этом фоне противоречиво требование указывать необходимость консультации с врачом. А если это не лекарство, а пища, то зачем идти к врачу? Врач знает о лекарствах, пища – не его область.

За рубежом другое законодательство, никаких проблем с продвижением нет. В Казахстане, на Украине все проходит гладко. А вот в Беларуси реклама БАДов просто запрещена, и сложностей для нас, соответственно, еще больше, чем в России.

– Холдинг выпускает несколько печатных изданий. Зачем эти проекты «Эвалару»?

– Они нужны для продвижения продукции. К ним нет требований по прибыльности, но есть требования по самоокупаемости: для нас это бесплатная реклама. И мы таким образом экономим рекламный бюджет, который ранее направляли в другие издания.

– Продукция «Эвалар» относится к среднему ценовому сегменту. Есть задача перевести часть марок в премиум?

– В основном востребована премиум-продукция иностранного производства, к ней больше доверия. Со временем с некоторыми препаратами в этот сегмент можем выйти и мы, но осторожно. А пока у нас задача удержаться в среднем сегменте.

– «Эвалар» – компания полного цикла, и некоторое время назад вы говорили о том, что такая модель – единственный прецедент в стране. Это положение все еще сохраняется?

– На сегодняшний день я не знаю в России компании с такой же моделью.

– Московским представительством «Эвалара» управляет ваша дочь. Это как-то сказывается на успешности?

– Это очень удобно: я ей доверяю. И вообще, семейная модель ведения бизнеса очень удачна, она принята во всем мире.

Специальный вопрос

– В последнее время в России получил развитие региональный брэндинг, не стал исключением и Алтай. Недавно администрация презентовала товарный знак края, назвав его брэндом. Как вы относитесь к тенденции и собственно к знаку?

– Алтайский край сам по себе брэнд, он уникален по своей природе. И идея сделать знак - очень хорошая. Но это еще полдела. Нужное многое сделать, чтобы он, как олицетворение территории, действительно стал брэндом. Если край пойдет по пути, которым идут другие государства, продвигая свою уникальность единым образом, легендой, – это хорошо. Но знаку, легенде необходимы продвижение и немалые инвестиции. И тогда через какое-то время, возможно, у нас действительно будет брэнд. Кроме того, важно то, как знак будет использоваться. Он не должен лепиться на сомнительные товары. Его должны носить продукты хорошего качества, характерные для Алтая.

О чем еще рассказала Лариса Прокопьева

О роли зарубежного партнера

– Как известно, в становлении компании «Эвалар» участвовала польская бизнес-леди. Она нас многому научила и показала, к чему нужно стремиться и как это делать. Мы ведь тогда вообще не знали, что такое бизнес! А она показала нам пример, и, конечно, это сыграло большую роль в становлении предприятия.

О работе с персоналом

– Мотивация – дело великое, но сложное. Если мы разработали какую-то методику мотивации, то это не значит, что она надолго. Народ российский быстро приспосабливается, и через полгода или год выработанная схема уже не работает. И мы вынуждены придумывать что-то другое. Это на производстве просто: столько-то сделал – столько-то получил. А вот что касается менеджеров, ценных специалистов… Их просто большая зарплата уже не мотивирует.

Об аптечной сети

– По сравнению с производством аптечные сети не дают большую прибыль. Аптеку может открыть кто угодно. А там, где «кто угодно», не может быть большой прибыли. Расширение сети интересно только с той точки зрения, что ее можно продать иностранному покупателю. Но нам это неинтересно, и по этим причинам мы не расширяемся. Тем более что больное место аптечного ритейла – персонал. Провизоры и фармацевты в дефиците по всей стране.

Кто такая Лариса Прокопьева

Лариса Александровна Прокопьева в 1974 году окончила Алтайский политехнический институт. Работала в Алтайском научно-исследовательском институте химических технологий, была старшим научным сотрудником Федерального научно-производственного центра «Алтай». В 1984 году г-жа Прокопьева получила степень кандидата технических наук, в 1991 году стала генеральным директором компании «Эвалар», с 1999-го – председателем совета директоров ЗАО «Эвалар». С 2002 года и по настоящее время г-жа Прокопьева является генеральным директором холдинговой компании «Эвалар».

Лариса Прокопьева награждена почетным знаком «За достижения в области качества» в рамках Федеральной программы «100 лучших товаров России». Примечательный факт: г-жа Прокопьева – создатель первой отечественной жевательной резинки.

Лариса Александровна замужем, воспитала двоих детей. Сын – студент Медицинской академии им. Сеченова, дочь возглавляет московское представительство компании «Эвалар». О своем досуге Лариса Прокопьева говорит так: «Люблю уединение, люблю почитать, а каждые выходные стараюсь выезжать на природу».

Что мы знаем о компании «Эвалар»

Компания основана в декабре 1991 года. Предприятие в настоящее время выпускает 120 наименований лекарственных препаратов и биологически активных добавок (БАДов). Из них восемь входят в ТОР-20 торговых наименований БАД по объемам аптечных продаж (в стоимостном выражении) за 2007 год. По данным агентства DSM Group, «Эвалар» занимает первое место в России по валовому объему продаж. Численность штата компании – 900 человек.

«Эвалар» располагает собственными плантациями для посева дефицитных трав, складским хозяйством, заводским комплексом и аптечной сетью. Компания имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Продукция «Эвалар» представлена на рынках стран СНГ, Балтии и ряда европейских государств.

По итогам 2006 и 2007 гг. компания «Эвалар» – победитель национальной премии «Идея здоровья» в номинации «Производитель года». С 2004 года предприятие удерживает звание «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края».

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость