Экономика

"Мы прошли эмбриональный период"

Алтайские предприятия сравнительно недавно начали проявлять интерес к сертификатам международной системы менеджмента качества. На что довольно активно отреагировал местный рынок консалтинговых услуг. В марте будет вручен первый сертификат, право на получение которого алтайская компания заработала при помощи местных консультантов. О том, как проходит сертификация компаний по международным стандартам, нам рассказала Надежда Рогозина, директор Центра консалтингового содействия и эксперт по сертификации в рамках стандарта ISO:9001.

- Надежда Ивановна, есть ли у вас точные данные о количестве алтайских предприятий, получивших международный сертификат менеджмента качества?

- Не возьмусь назвать точные цифры, но знаю, что соответствующий документ в марте получит Комбинат химических волокон. Процедуру подготовки прошли завод АТИ, предприятие "Сибэнергомаш", бийская компания "Спецавтоматика". Готовятся к сертификации довольно много алтайских предприятий. Это, например, Бийский котельный завод, компании "Центральный рядъ", "Рики", "ОВК", "Алейскзернопродукт", один из санаториев города Белокуриха. Было желание начать подготовку и у компании "Алтайкровля". В целом, рынок уже прошел эмбриональный период. Последние три года повернули лицом наши предприятия к этому консалтинговому продукту. Думаю, что многое для этого сделала Алтайская ассоциация "Качество", созданная в июне 2003 года.

- Сейчас вы называли в основном крупные предприятия. Небольшие фирмы не проявляют интерес к ISO:9001?

- Я говорила не только о крупных предприятиях. В компании "Центральный рядъ" менее 300 работающих, примерно столько же занятых и в компании "ОВК". Вряд ли есть тенденция к тому, что только крупные предприятия стремятся получить международные сертификаты. Прежде всего, на этот шаг влияют требования поставщиков. А местный КХВ задумался о сертификации после того, как эту процедуру прошло аналогичное предприятие из Кемеровской области. Что касается компании "Центральный рядъ", которая занялась подготовкой к сертификации одной из первых, то, на мой взгляд, делается это для совершенствования бизнеса. Если компания имеет партнеров за рубежом, то факт наличия сертификата очень поможет предприятию в развитии бизнеса. Потому что качество ее работы подтверждается третьей стороной - сертифицирующим органом, который берет на себя ответственность за надежность данной компании.

- Насколько алтайский бизнес созрел для того, чтобы понимать и принимать все тонкости этой сертификации?

- Я бы сказала, что сейчас идет ускоренная степень созревания. Многие бизнесмены уже готовы к тому, чтобы повести свою компанию к международной сертификации. Но не все понимают специфику этого продукта. Глубины понимания пока нет.

- Сколько в среднем длится подготовка к сертификации?

- Я не знаю компании, которая потратила бы на эту процедуру менее года. Некоторые предприятия самостоятельно готовятся к сертификации уже более трех лет. Численность персонала особой роли не играет. Система менеджмента качества - это совершенно иная система координат работы. Другой уровень как управления, так и исполнительской дисциплины. У нас так пока не привыкли работать.

Для себя я нарисовала некий образ. Представьте себе горную вершину. И если на ней нет почвы, какое бы зерно туда не упало, ничего не вырастет. Этой почвой как раз и являются железная воля и готовность руководителя компании. Если он не включится в процесс, четко не поймет, чего он хочет, то ничего не выйдет. Очень многое зависит от готовности к прохождению сертификации и всего топ-менеджмента. Важно понять, что не вся отвественность лежит на приглашенном консультанте. Продукт должен разрабатываться и персоналом компании. Это совместный продукт, и не менее 50% успеха зависит от усилий персонала.

Вот как, например, готовился к сертификации завод АТИ. К ним регулярно приезжал консультант из Приволжского региона и определял технические задания. Дальнейший обмен информацией велся по электронной почте. Вся основная работа проводилась внутри предприятия. Есть же компании, в которых считают, что если они заплатили консультанту, то он и должен все разрабатывать до последних мелочей. Но тогда это будет лишь имитация, представление, составленное консультантом о предприятии.

- Сколько стоит работа внешних консультантов, и в какую сумму обходится предприятию подготовка к сертификации?

- Московские специалисты запрашивают 500-600 евро за день своей работы. Плюс оплата их проезда и проживание в гостинице. У консультантов из Новосибирска, Кемерова и Томска ежедневная ставка составляет 100-250 долларов. Не так давно в одной из алтайских компаний работал внешний консультант. За неделю работы ему выплатили 50 тысяч рублей. Мы сотрудничали с предприятием за сумму меньше, чем 5 тысяч рублей в неделю. При работе с другим предприятием наша доходность составила менее 100 рублей в день. При этом не стоит думать, что все деньги консультант положит себе в карман. По существующему правилу, 50% средств консалтинговые компании должны расходовать на обучение своих консультантов. Правда, не у всех это получается.

В общем же подготовка к сертификации для средней компании обойдется минимум в 10 тысяч долларов. Стоимость самой сертификации зависит от численности персонала и сертифицирующего органа. Это еще от 5 до 10 тысяч долларов. Конечно, можно немного сэкономить. Например, часть работы сделать самостоятельно, взяв на себя весь предпроектный этап.

- Что происходит в настоящее время на местном консалтинговом рынке?

- Желающих выступать в качестве консультантов по подготовке к сертификации в рамках международной системы менеджмента качества предостаточно. Это частные лица, краевое Агентство поддержки малого бизнеса, центр "Профессионал", компания "Алтайсертифика", возглавляемый мною Центр консалтингового содействия. Выступают консультантами и специалисты предприятий, уже прошедших определенные стадии подготовки к сертификации. Сейчас почти все конкуренты объединились в рамках алтайской ассоциации "Качество". Объединились для того, чтобы стать партнерами. Но я думаю, элементы конкуренции все равно никуда не денутся.

- Можно ли предположить, что консультанты в скором времени прибегнут к демпингу?

- Здесь существуют финансовые ограничения. Мы работали по более низким расценкам, чем томичи или кемеровчане. И для нас этот проект в финансовом плане оказался очень тяжелым. Скажу откровенно, это был новый и убыточный для нас продукт. Есть прецеденты, когда компании отказываются оплачивать услуги консультанта. Европейцы в этом плане работают очень жестко - только по предоплате.

- Вы можете сделать какие-либо прогнозы по развитию рынка?

- Думаю, большинство компаний придет к тому, что они будут четко прописывать систему управления на основе процессного подхода. Что касается консалтинга, на мой взгляд, местным компаниям будет все труднее приглашать внешних консультантов из других регионов. Потому что вряд ли они "потянут" фактическую цену их услуг. Наши консультанты растут профессионально. Но пока их услуги еще отличаются по качеству от услуг, предоставляемых москвичами и томичами. Так что компаниям, прибегающим к помощи консультантов, надо будет искать золотую середину между ценой и качеством. И, мне кажется, что алтайские специалисты найдут в этой линейке свою нишу.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость