Экономика

Не для продажи

В России покупать книги по Интернету вроде бы любят. Обычно эту продукцию называют, наряду с аудио и видеозаписями и сотовыми телефонами, локомотивом развития электронной коммерции. Но в Барнауле в отношении интернет-торговли преобладают скептические оценки. Как у книготорговцев, так и у сайтостроителей. Основные причины - небольшие расстояния и определенные сложности с доставкой и оплатой.

Считается, что сегодня в России через всемирную сеть продается мизерное количество книжной продукции - до 2% от объема розничного рынка. Развитие этого вида внемагазинной торговли в России началось в конце 1990-х. Споров о его перспективности уже не ведется, чаще говорят о неэффективности, поскольку высокой динамики роста пока не наблюдается, существует прямая зависимость от увеличения числа интернет- пользователей. Согласно статистике, в 2003 году количество имеющих доступ в сеть россиян увеличилось с 10% до 15%. Есть и другие оценки. Например, по данным исследования Shopper Trends, проведенного компанией ACNielsen в Москве в начале этого года, 190 из 500 опрошенных ответили, что когда-либо пользовались Интернетом. Из них только 26% (около 50 человек) сказали, что хотя бы один раз делали покупки через Интернет.

Несмотря на это, свои интернет-площадки, подразумевающие онлайн-покупки, в том числе и книг, открываются практически в каждом городе. Ни одна крупная книготорговая сеть не проходит мимо этого сегмента, несмотря даже на сомнительную рентабельность. Многие из таких площадок направлены непосредственно на всю Россию и подразумевают доставку наложенным платежом. На одной из самых популярных в России торговых площадок Ozon.ru (по данным исследовательской компании SpyLog, это самый посещаемый в стране Интернет-магазин, имеющий более 40 тыс. уникальных посетителей в день) можно найти информацию, согласно которой 90% заказов идет в регионы. При этом два года назад средняя стоимость заказа составляла 15$, а сегодня уже 30$. Подобные интернет-магазины берут свое широким ассортиментом. "Я на подобных сайтах заказываю книжки, которых в Барнауле просто нет", - рассказал "ВД" Виталий Москвичев, директор студии дизайна "ARS`мастер", занимающейся разработкой интернет-сайтов.

Вообще, у интернет-магазинов существует свой стандартный набор плюсов и минусов. Плюсы, помимо широкого ассортимента заключаются и в экономии на аренде торговых площадей и значительно более низких расходах на организацию бизнеса. Это позволяет устанавливать отпускные цены на 20-40% ниже, чем на аналогичные товары в магазине. Стоимость создания интернет-магазина невысока. Простейшая его модель, когда заказ получается по электронной почте администратором и обрабатывается уже вручную, по оценке Виталия Москвичева, может обойтись заказчику в сумму от 4 тыс. рублей. А, по словам руководителя интернет-отдела рекламного агентства "Креатика" Александра Сладкевича, сделать интернет-магазин можно и за один день, просто закачав соответствующие скрипты из сети.

Вместе с тем продажа по сети имеет и свои недостатки. Товар нельзя предварительно "пощупать", кроме того, такая форма торговли практически исключает спонтанные покупки, приносящие существенный доход владельцам магазинов. Некоторым покупателям также необходим "живой контакт" с продавцом, возможность посоветоваться. "Я сама не стала бы пользоваться услугами интернет-магазинов. Я люблю все руками потрогать, картинки в книжке посмотреть", - констатирует директор магазина "Пенаты" Татьяна Ларина.

Все это в комплексе приводит к тому, что книжная торговля по сети в Барнауле фактически не развивается. Что, впрочем, можно сказать и об интернет-торговле другими товарами. Наиболее известный местный онлайн-магазин SibGSM.ru торгует сотовыми телефонами. Книги по сети из представленных в Барнауле компаний, по нашей информации, продает только общероссийская сеть "Топ-книга". Но здесь речь не идет об оперативной доставке по городу. Товар придет по почте, что обычно увеличивает его цену на 30-40%.

"У нас нет своего сайта. В нашем городе продвигать такую услугу сложно, поскольку книги достаточно дешевые. И их доставка будет обходиться как минимум в треть стоимости самого товара. В таких условиях говорить о широком спросе трудно. Ведь можно проехать три остановки и сэкономить на этом серьезную сумму", - рассказывает Татьяна Ларина. Согласен с ней и Виталий Москвичев. "Я разговаривал с директором одной местной компании, не имеющей, впрочем, отношения к книготорговле, - рассказывает Москвичев. - И он мне сказал: "Зачем в Барнауле интернет-магазин, когда до любой точки города можно добраться в течение 15 минут на машине?". А Александр Сладкевич отмечает, что сейчас не существует инфраструктуры, позволяющий оплачивать покупки в сети. "Масса проблем по формам оплаты. Не развиты кредитные карточки и системы электронных платежей. Как только это появится, можно будет говорить и о перспективах торговли в сети".

Впрочем, Татьяна Ларина считает, что интернет-сайт "Пенатам" все-таки нужен, но лишь для того, чтобы человек мог посмотреть, какие книги сейчас есть в наличии. "В Барнауле создание площадок для онлайн-торговли - это работа на перспективу. Я думаю, что через два-три года люди проснутся, но тогда и цены на создание сайтов будут уже другие", - полагает Виталий Москвичев. А, по словам Александра Сладкевича, "региональная направленность Интернета сегодня у нас, прежде всего, имиджево-информационная, нежели коммерческая". В дальнейшем общая направленность интернет-ресурсов, по его мнению, превратится в информационно-коммерческую, т.е. на сайте будет представляться полная информация о продукции и возможность оставить заявку, предполагающую отклик менеджеров компании по телефону или электронной почте. Так что пока можно констатировать, что барнаульская розница увлечена традиционными формами торговли. И в их рамках есть куда развиваться. Время электронной торговли еще не пришло.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость