Экономика

ОАО "Барнаульское опытно-конструкторское бюро автоматики" проходит курс реабилитации

Избежав двойного банкротства, "Барнаульское опытно-конструкторское бюро автоматики" (БОКБА) сегодня возвращается в круг промышленных предприятий. Но генеральный директор предприятия и депутат крайсовета Александр

Гаврилов считает, что для развития наукоемкого производства необходима помощь государства. А пока, чтобы выжить, металлообрабатывающий цех бюро делает и гаражные ворота, и копии швейцарских дозаторов.

Работали на оборону и космос

БОКБА было основано 11 июля 1954 года Госкомитетом Совета Министров СССР по химии. Подобных предприятий в химпроме Союза было 14, каждое отвечало за разработку своих приборов. Барнаульское ОКБА автоматизировало заводы химволокон, кинофотоматериалов, работало на оборону страны, специализируясь на методах дистанционного определения боевых отравляющих веществ. В систему жизнеобеспечения знаменитой космической станции "Мир" входил прибор контроля воздушной среды "Барсук" - тоже детище БОКБА.

За 45 лет существования бюро коллективом придумано и освоено производство более пятидесяти приборов, а изготовлено их более 15 тысяч, всевозможных кондуктометров, флуориметров, вискозиметров:

Сегодня, несмотря на нехватку финансов на разработки новых приборов и модернизацию оборудования, руководство и сотрудники предприятия стараются сохранить важнейшие наработки и расширить их круг применения. Правда, из 700 человек на предприятии осталось около сотни, из семи лабораторий, где занимались научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, действует одна. Точнее, четыре конструктора, выполняющие чертежи на нестандартное оборудование.

Как избежали двойного банкротства

По мнению нынешнего генерального директора БОКБА Александра Гаврилова, бывший руководитель свернул производственную деятельность и в конце концов довел предприятие до банкротства и продал его новосибирцам. Новым собственникам удалось заключить мировое соглашение с кредиторами, избежав двойного банкротства (вначале по иску энергетиков, затем налоговой инспекции). А возглавить бюро они предложили человеку, который должен быть осуществлять процедуру его банкротства. Конкурсный управляющий Гаврилов стал генеральным директором.

"Чтобы снизить налоговые платежи, предприятие было раздроблено на три. Новое руководство навело жесткий финансовый порядок, включающий помесячное бюджетирование доходов и расходов. 13 марта прошлого года, когда закончился срок мирового соглашения, Барнаульское ОКБА вернуло старые долги, новых не делает, налоги платит вовремя", - рассказывает Александр Гаврилов.

Основной хозяйственной деятельностью остается все-таки приборостроение. "У нас имеются все возможности для начала производства нестандартного оборудования", - рассказывает Александр Гаврилов. За последние годы удалось полностью восстановить цех металлообработки, где еще остались уникальные станки, и даже снабдить его участком полимерных покрытий. Заказов не так чтобы много, но, как говориться, на хлеб с маслом хватает. Потому что берутся за любую работу: от гаражных ворот и кроватей до дозаторов, скопированных со швейцарских аналогов, и миксеров для фармацевтическойпромышленности. Конкурировать по цене продукции с другими предприятиями удается за счет снижения накладных расходов.

На науку нет денег

"К большому сожалению, денег на науку не хватает", - сокрушается г-н Гаврилов. Около года назад при конструкторском бюро решили создать центр по продвижению изобретений алтайских инженеров. Выделили помещение, специалиста, дали объявление в газеты. Местные кулибины понесли свои чертежи и эскизы. Но дальше этого дело не пошло. На доработку изобретений и их патентование средств не нашлось.

А как же приборостроение, наукоемкая и перспективная отрасль во многих развитых странах мира? Задачу ближайших двух лет генеральный директор видит в изменении внешнего вида и элементной базы имеющихся в конструкторском бюро изделий. "Чтобы создать принципиально новые приборы, нужен заинтересованный заказчик с финансами, - говорит Александр Юрьевич. - Я просил у бывшей краевой администрации полмиллиона на модернизацию нашего терапевтического аппарата НЭТ. Мне сказали, что это краевому бюджету не по силам. Попытаюсь возобновить переговоры с новой командой. Вообще, хотелось, чтобы краевые власти проводили более лояльную политику по отношению к алтайским заводам. Здесь существует масса административных ресурсов, те же краевые и муниципальные заказы. Но сегодня мы можем рассчитывать только на себя и собственные силы".

Ошибкой будет, если у читателя создастся впечатление, что предприятие умирает. Правильнее сказать: оно проходит курс реабилитации после тяжелого инфаркта.

"Из сорокапятилетней истории конструкторского бюро последние двенадцать лет были самыми трудными, - считает Гаврилов. - Но мы выжили, вернулись в круг промышленных предприятий. И нет никаких сомнений, что дальше будем жить нормально".

Комментарий эксперта: Делать ставку на инновации

Владимир Бородин, директор Института проблем промышленного развития, доктор экономических наук:

- По моему мнению, ничто не спасет прикладные институты, к которым относилось и Барнаульское ОКБА, кроме одного: спроса на его продукцию со стороны отраслей, на которые оно было ориентировано. Руководители промышленных предприятий сегодня должны понять, что только с помощью внедрения новых технологий и материалов можно решить проблему конкурентоспособности. Рост качественно, а не количественно. Погоня за процентами роста губит остатки потенциала качественного развития. Но пока, к сожалению, мы видим другое: заводы не выдерживают конкуренции и тихо умирают, а опережая этот процесс, умирает и прикладная наука. Попытка перепрофилирования прикладных институтов приводит к потере классных специалистов и деградации научной базы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость