- О составляющих франшизы
- О готовности сменить бизнес
- О себе и своем бизнесе
- О выборе ниши
- О партнерстве по франшизе
- О технике исключения
- О конкурентных преимуществах продукта
- О быстрых деньгах от франшизы
- О советах в маркетинге
- О советах в продажах
- О плане открытия
- О требованиях к новому партнеру
- О сообществе партнеров
- О требованиях к собственнику компании
О составляющих франшизы
- Франшиза имеет 4 важных этапа — продукт, продажи, маркетинг и управление Само слово “франшиза” в последнее время стало чуть ли не ругательным, потому что в России сейчас больше 2 тыс. франшиз, из которых настоящих только 50. Только у них все эти 4 инструмента выстроены идеально.
О готовности сменить бизнес
- По статистике — средний срок жизни бизнеса в России 5 лет. Это и не плохо, и не хорошо, это просто цифры. Но это не означает, что если вашему бизнесу 10 лет, то это конец. Это значит, нужно быть готовым к тому, чтобы запускать новые направления и новые бизнесы. Потому что рынок меняется очень быстро.
Поэтому сегодня мы говорим о том, как выбирать франшизу, как создавать бизнес по ней. Многие ошибочно считают, что бизнес по франшизе — это для начинающих, у кого нет бизнеса. Это не так! В моей сети 75% действующих предпринимателей, и только 25% — люди, для которых это первый бизнес.
О себе и своем бизнесе
- Почему я рассказываю про франшизу сегодня? Сеть детских садов, которую мы создавали с 2011 по 2014 годы, стала самой крупной в России — мы открыты практически во всех регионах страны.
Наша сеть занимает 1 место в рейтинге франшиз Forbes. Это был отличный социальный бизнес, от которого я действительно получал удовольствие.
Но в какой-то момент я понял, что устал и хочу иметь бизнес с пассивным доходом. И мы с партнером создали новый проект — сеть детских развлекательных аппаратов-аквариумов “Море желаний”.
Это аппарат-аквариумы в торговых центрах, благодаря которым в городе можно соприкоснуться с природой и покормить рыбок. Сегодня у нас больше 124 точек в 56 городах и 5 странах.
Затем я понял, что в детских садах все работает хорошо, потому что сеть, оставшаяся на 4 года без присмотра собственника, по-прежнему остается лидером рынка и даже ставит рекорды.
В новом бизнесе "Море желаний" я тоже понял, что важно масштабирование — в нашем случае, некуда было расти: слишком маленький чек, ограниченное количество ТРЦ. Я начал искать новую нишу для себя, не закончив с этим бизнесом.
О выборе ниши
Итак, я пошел искать новое направление. Вот мои критерии отбора:
Большой и растущий рынок, в котором много денег. Важно, чтобы рынок развивался, поскольку много и таких, которые не только находятся в стагнации, но и падают — это не наш выбор.
Возможности интернет-продвижения товаров и услуг, которые вы хотите реализовывать. В интернете много каналов продаж, можно привлекать клиентов из соцсетей, из контекстной рекламы, с помощью SMM. Когда ты, например, открываешь кофейную точку в ТРЦ, то у тебя один канал продаж — клиенты проходящие мимо. Если ты не угадал с местом — game over.
Иметь большой чек для того, чтобы была возможность покупать клиентов в Интернете. Если чек маленький, затраты на привлечение будут больше, чем доход. Это иногда случается не из-за плохих маркетологов, а из-за специфики самого рынка.
Продукт должен быть вам интересен — важно получать от него удовольствие. Но если он вам не интересен, а вы с ним уже работаете, то в первую очередь нужно заранее подумать о других продуктах, которые вам ближе и которыми вы сможете заняться в ближайшей время..
Ваш бизнес должен быть масштабируемым. Занимаясь детскими садами, мы столкнулись с этой проблемой. Дело в том, что на международном рынке это сфера строго регулируется — в России, конечно, много частных детских садов, но в некоторых странах только государственные. Мне нужен был бизнес, из которого я мог бы сделать международную компанию.
Проанализировав эти пять пунктов, мы с партнером создали ивент-компанию и начали ее развивать, в том числе по франшизе. Сегодня мы работаем под тремя брендами: “Форт Боярд”, “Золотая лихорадка” и “Джуманджи”.
Сейчас мы представлены более чем в 90 городах, у нас больше 120 партнеров, мы проводим 30 тыс. мероприятий в год. Неслабый масштаб, согласитесь.
О партнерстве по франшизе
- В первую очередь, франшиза — это партнерский бизнес. Когда вы покупаете франшизу или создаете её, нужно понимать, что покупатель и продавец — это два партнера, которые хотят сделать совместный бизнес. Я понял два ключевых критерия выбора партнера, которых придерживаюсь.
Первый - с этим партнером я заработаю намного больше, чем без него. Если вы открываете вместе две кофейни и зарабатываете столько же, как если бы каждый открыл по одной кофейне, то смысла в партнерстве нет. Более того, вы просто потратите свое время и энергию.
Это определенные отношения, над которыми нужно работать. В каком-то смысле это как брак, но только на время, не на всю жизнь.
Второй принцип - от совместной работы должно быть больше удовольствия, чем проблем. К сожалению, зачастую все получается совсем наоборот.
О технике исключения
- Разберем критерии франшизы топового уровня, чтобы, с одной стороны, вы могли понимать, на что обращать внимание, когда покупаете франшизу, а с другой - если вы делаете свою франшизу, то какие моменты должны обязательно присутствовать.
Начнем с продукта. Первое, что очень важно — продукт должен нравится вам лично. Я тоже начинал свой путь с ивентов еще после университета. Я думал, чем буду заниматься. Понял, во-первых, что не буду заниматься производством - это сложно, я молод, а денег нет.
Во-вторых: не буду заниматься товарами, потому что если ты не производишь товары, то ты ничем не отличаешься от своих конкурентов, только сервисом.
Поэтому я выбрал услуги. Ближе всего мне были ивенты, потому что я не имел в них большого опыта, но понимал, что это хороший и растущий рынок.
Вот такую технику исключения я рекомендую использовать, когда начинаете бизнес. Откройте франчайзинговые сайты, посмотрите, какие там есть франшизы. И составьте список того, чем бы вы хотели работать.
О конкурентных преимуществах продукта
- Ваш продукт должен иметь понятные конкурентные преимущества. Во франчайзинге часто бывает, что таких преимуществ нет. Возьмем пример — стандартное кресло. Продукт с преимуществами — это, например, комфортное кресло, оно удобнее других.
Следующий уровень — продукт с очевидными конкурентными преимуществами. Например, кресло с массажем, есть барбершопы, где стоят такие кресла.
Затем идет уникальный продукт, который настолько отличается на своем рынке, что у него нет таких же аналогов-конкурентов.
Когда мы создавали франшизу своих квест-шоу, то понимали, что нам нужно сделать что-то абсолютно необычное. Знаете, как появился наш продукт? Мой партнер - аниматор, профессиональный ведущий, когда в очередной раз продавал выпускные, понял проблему, с которой сталкиваются родители.
К 6 годам их ребёнок уже прошёл все стандартные форматы празднования дня рождения — он уже был на игровых площадках, в кафе с аниматорами, на мыльных шоу и т. д. А после 6 лет что делать? Есть еще проблема — возраст. В 12 лет ему уже не нужны никакие аниматоры.
И мой партнер придумал формат, в котором объединил элементы квеста с тимбилдингом, театром и полным погружением в сюжет за счет габаритного оборудования и декораций на площадке, а также участия профессиональных актеров. Получился уникальный продукт.
О быстрых деньгах от франшизы
- Есть франшизы, которые быстро приносят первые деньги. Если вам это важно, то следует обратить внимание на скорость открытия бизнеса — какой-то бизнес можно открыть за месяц, какой-то - полгода, год. Вы должны понимать, куда идете и сколько потратите времени.
Дальше — это цикл сделки, который не должен длиться долго. Мы, например, бизнес открываем за 1.5 месяца, цикл сделки — 7 дней.
Есть бизнес, где можно использовать предпродажи. Простая история: например, фитнес-клуб, который открывается и начинает продажи до того момента, как они перерезали ленточку и впустили гостей. У нас было так, что мы находим площадку, и к этому времени уже у нас есть обученные продавцы.
До открытия мы уже занимаемся маркетингом и сразу начинаем продажи. Если вам принципиально, чтобы бизнес начал работать быстро — ищите продукты с предпродажами.
О советах в маркетинге
Важно, чтобы бренд компании был известен в вашем городе. Если вы покупаете франшизу компании, которая известна в Москве, но малоизвестна в Барнауле , вам потребуются дополнительные расходы на маркетинг. Мы не стали создавать собственные бренды - где-то купили лицензии, где-то сами зарегистрировали известные бренды в других странах.
Компания должна использовать современные IT- системы в продвижении. Вы должны выбрать компании, которые будут технологически сильнее других. Не верьте на слово, попросите показать, какие системы использует эта компания.
Если говорить о CRM-системах, попросите показать на экране, как она выглядит, потому что там может быть все совершенно по-другому. Нужно понимать, сколько каждое рекламное объявление вам принесло денег, сколько стоит клиент с конкретного источника трафика, а еще лучше — клиент с конкретного рекламного объявления.
Аутсорсинг маркетинга. Мы заметили, что у наших партнеров проблема с поиском интернет-маркетолога, который сделает им хорошую рекламу. Тогда мы остановили продажи франшизы и занялись созданием внутреннего маркетингового агентства.
И сделали агентство, которое работает на наших партнеров — там задействованы 40 человек. Это люди, которые лучше всех в России понимают, как продавать наш продукт.
О советах в продажах
- У продукта есть несколько каналов продаж. Во-первых, входящий трафик. Затем идут холодные продажи, потому что если не хватает трафика, нужно иметь запасной вариант.
Мы, например, почти все мероприятия продаем на входящем трафике, в "холодную" мы можем продавать корпоративы, выпускные в школах. Также важна работа с клиентской базой.
Кроме того, необходимы повторные продажи, продукт не должен быть одноразовым. Почему мы запустили квесты “Золотую лихорадку” и “Джуманджи”? Потому что понимали, что к нам пришел клиент, а мы должны сделать его жизнь максимально насыщенной и интересной.
Кроме того, нужно обратить внимание на такой мощный канал, как сарафанное радио, которое даст вам бесплатных клиентов. Чем уникальнее ваш продукт, чем больше вау-эффекта он производит, тем больше клиентов рассказывают о нем своим знакомым.
О плане открытия
- Теперь поговорим об управлении. На что нужно обратить внимание? Вам нужен подробный календарный план открытия. Когда понятно, что за чем идет, что следует делать и в какой последовательности. Попросите продавца франшизы показать этот подробный план.
Следующее — это проработанная база знаний. Попросите показать и ее. И третье — качественная система обучения. Попросите программу, узнайте, кто её разрабатывал, как будет проходить обучение.
Может быть, вам каждый раз придется отправлять сотрудников в другой город. Или это будет видеоформат обучения на какой-то платформе с домашними заданиями. Попросите включить хотя бы один обучающий ролик.
О требованиях к новому партнеру
- Первый критерий отбора: сеть существует как минимум два года и у неё больше 10 точек. Мы понимаем из этого, что компания прошла два цикла сезонности, и ее показатели растут. Бизнес должен всегда расти, если этого не происходит — в нем есть проблема.
Наличие управляющей компании по поддержке партнеров. Очень часто франчайзинг компания — это 10 человек. Из них пять продавцов франшизы, три - в сопровождении, а еще два - бухгалтер и юрист. Это печально. У нас в управляющей компании работает около 100 человек.
О сообществе партнеров
- Если есть и сообщество партнеров — это high level. Если компания работает над созданием сообщества, значит есть большое количество лояльных партнеров, которые помогают друг другу.
У нас есть, например, несколько чатов — общий чат партнеров, где они просто делятся друг с другом энергией и новостями, и чат по проектам, где обсуждается бизнес. Все друг другу желают “доброго утра”. Вот так у нас встречают нового партнера — “Ура, добро пожаловать!”, Это не формальность.. Каждый новый партнер — это усиление сети.
О требованиях к собственнику компании
- Собственник компании — это тот, кто явился её основой, кто ее родил и ею владеет. Требования к собственнику: он должен любить собственный продукт, готов его развивать и видит в нем будущее.
Хороший собственник имеет успешный бэкграунд. Если это его первый бизнес, то он имел успешный бэкграунд на своей работе. Если не первый, а были успешные предыдущие, то нужно оценить их масштаб.
Хороший собственник не занимается операционным управлением. Это не значит, что он не заниматься бизнесом. Это говорит о том, что он не тратит весь рабочий день на мелкие вопросы, для этого у него есть директор. Управление настоящим — то, чем занимается директор, а управление будущим — то, чем занят собственник.
Но тем не менее собственник вовлечен в бизнес.
Самое важное - в нашем Telegram-канале