Экономика

От нашего стола - вашему

Разговоры о стратегии развития края продолжаются. "У нас нет ресурсов, нам не на чем делать деньги" - эта точка зрения остается по-прежнему популярной. Мы утверждаем: это совершенно не так. В Алтайском крае есть знаменитые на всю страну товары, которые вполне можно считать брэндами Алтая (и нередко именно они привлекают к нашему краю внимание деловых структур с иногородней пропиской). О них мы и расскажем читателям.

Медвежий "чупа-чупс"

Первые пчелиные ульи завезли на Алтай из Башкирии в 1786 году - с этого времени и ведет отсчет наше пчеловодство. Заготовка меда стала существенным источником дохода в крестьянских поселениях по рекам Чарыш, Ануй, Алей.

И сейчас наиболее перспективными считаются предгорные районы - Чарышский, Солонешенский, Краснощековский и другие, которые благодаря своим уникальным климатическим и географическим условиям наиболее подходят для медосбора.

На основании экспериментов специалистами сделан вывод, что при хорошей организации пчеловождения в крае можно получать в два-три раза больше товарного меда на одну пчелосемью, чем в среднем по России. Легендарный пасечник из Усть-Калманского района достигает просто фантастических результатов - собирает по 160 кг меда от каждой пчелосемьи. По данным Алтайского краевого центра по пчеловодству и апитерапии, ежегодно пчеловоды края производят около полутора тысяч тонн меда.

Кроме меда, пчела дает широкий спектр пчелопродуктов: прополис, маточное молочко, воск и прочие, которые служат основой для создания лекарственных средств и косметики; в поселке Боровиха действует воскоперерабатывающий завод, известный в народе как "свечной" (крупнейший в Сибири и на Дальнем Востоке).

Популярность торговой марки "Мед Алтая" настолько велика, что ее широко используют для продажи продукции, никакого отношения не имеющей к нашим пчелам и к нашему разнотравью. На рынках столицы запросто могут предложить "алтайский" мед, упакованный в каком-нибудь Муроме или Ельце.

"Греческое" зерно с Алтая

Как только не называли гречиху в средневековой Европе - "турецким зерном", "арабским зерном", "греческим" (гречка), но достоверно установлено, что ботаническая родина этого растения - Алтай. Во время великого переселения народов тюрки из Южной Сибири привезли эту сельскохозяйственную культуру на Урал и в Поволжье, а оттуда гречиха начала завоевывать цивилизованный мир.

Не удивительно, что на Алтае переработка гречихи стала развиваться довольно бурно еще в начале 90-х годов. Сегодня наиболее крупными производителями гречневой крупы на Алтае являются Ассоциация "Интер" и объединение "ГРАНА" - эти компании с гречихи и начинали свое восхождение на бизнес-Олимп.

Итальянцам на зависть

Еще один наш продукт, который все более прочно связывается с Алтаем, - макароны. Ведущими производители макарон в крае считаются три предприятия - "Алтайские макароны", "АЛТАН" и рубцовский "Мельник".

Фабрика "Алтайские макароны" основана в Барнауле в 1942 года и получила признание благодаря продукции торговой марки "Алмак". Утверждается, что в 2002 году фабрика выпустила около 17000 тонн макарон. Основные мощности другой компании - "АЛТАНА" - находятся в Поспелихе, расположенной в районе, специализирующемся на производстве твердых сортов пшеницы.

В алтайских степях выпускают макароны на уровне современных мировых стандартов, с "романтическим" названием Granmulino. Законодателями макаронной моды традиционно считаются итальянцы, с их участием и отлажен технологический процесс на "АЛТАНЕ". В 2002 году объем производства этой компании составил 23054 тонны, а выручка превысила 230 млн. рублей. За счет модернизации имеющихся производственных мощностей как "АЛТАН", так и "Алмак" в ближайшее время планируют увеличить выпуск макаронных изделий.

В регионах России наши макароны заслужили признание, хотя существуют и другие крупные производители в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, на Урале.

Не упустим случая напомнить, что выпуск макарон предприятиями Европейской части России зависит от поставок зерна твердых сортов, значительная часть которого выращивается именно на алтайских полях.

"Швейцарский" сыр с алтайских гор

Кроме твердых сортов пшеницы, Алтай славится еще и сортами твердого сыра. Первый сыродельный завод стал работать у нас в 1900 году в Краснощековском районе.

Алтайские марки сыра - "Швейцарский", "Голландский", а позже "Советский" давно привлекли внимание гурманов.

Край является базовым регионом для научно-исследовательской работы в сфере сыроделия в регионах Сибири и Дальнего Востока - специалисты считают, что молоко алтайских коров из предгорных зон благодаря высокой питательной ценности трав является идеальным сырьем для приготовления сыра. За последние годы ряд алтайских предприятий вышли на производство 1000 тонн сыра: ООО "Брюкке", ООО "Предгорье", Змеиногорский, Кипринский, Алейский маслосырозаводы, которые и закрепляют за краем стабильную десятую часть в объемах продаж всех российских сыров.

Самое главное

Алтайский край - крупнейший в Сибири регион по количеству предприятий алкогольной отрасли (наши заводы ведут свою родословную с XIX века, например, Иткульский спиртзавод создан в 1868 году). Вековые традиции винокуров, высококачественное алтайское зерно и чистая вода позволяют выпускать продукцию, которая заслужила мировую славу - не случайно международная корпорация PERNOD RICARD участвует в производстве водки "Алтай" (для этого проекта была учреждена фирма "Перно Рикар Русь"). Основой водки "Алтай" служит высококачественный зерновой спирт "Люкс", этот спирт используется при производстве наиболее качественного алкоголя.

Через сеть корпорации "Алтайспиртпром" (это крупнейший трейдер местного алкогольного рынка) в 2002 году продано 5 млн. бутылок водки, темпы роста реализации по итогам года составили 42 %. Алтайские заводы сегодня могут производить 6 млн. декалитров спиртного в год. В настоящее время с Алтая вывозится 30 % производимого у нас спирта и 15 % ликероводочных изделий.

На рынке главное - стратегия

Словом, нам есть что предложить на рынке и есть на что опереться при выработке стратегии развития. При этом Алтай уже сегодня поставляет на рынки России все указанные виды продукции. Только вот наши производители зачастую получают от этого совсем немного: значительная часть доходов от продажи меда, сыров, зерна достается перекупщикам. О захвате мирового рынка и говорить нечего: по-настоящему экспортным продуктом является, пожалуй, только водка. Поэтому стратегический вопрос на сегодня - как продвигать знаменитые брэнды Алтая, для начала хотя бы на рынки России. К сожалению, именно указанные нами брэнды не вошли в число "прорывных" в новом "Плане социально-экономического развития Алтайского края", недавно подписанном губернатором края. Впрочем, по мнению исполнительного директора Алтайского союза предпринимателей Эдуарда Черченко, для продвижения наших торговых марок делается не так уж мало.

- Вполне естественно, что рынки России, насыщенные импортом и продукцией местных производителей, нам приходится завоевывать, и основы экспансии алтайских товаров - качество, товарный вид и маркетинговая стратегия, - рассказывает Эдуард Александрович. - Проекты предпринимателей края координируются в объединениях - Ассоциации сельхозпроизводителей "ИНТЕР" и Ассоциации оптовых продовольственных предприятий, приоритетной целью созданных союзов является повышение конкурентоспособности алтайской продукции. Наши планы находят понимание у краевой администрации - при губернаторе действует общественный Совет предпринимателей.

Один из шагов по формированию благоприятного имиджа алтайских производителей - организуемая ежегодно в Белокурихе конференция "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции", в работе которой участвуют ведущие бизнесмены России. Выгодное географическое положение Алтая - между регионами Сибири и государствами Центральной и Средней Азии - привлекает на специализированные выставки, проводимые обществом "Алтайская Ярмарка", представителей регионов России и международных деловых кругов. Это также увеличивает возможности торгово-экономического взаимодействия наших производителей с потребителями за пределами края.

Александр БАРЫМОВ.

(Использованы материалы "АМИТЕЛ" и корпоративных сайтов).

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость