Экономика

Отдых не для слабонервных

В конце июля Главное управление экономики и инвестиций администрации края организовало пресс-тур для журналистов с целью показать, как обстоят дела с туризмом в самом «продвинутом» в этом отношении районе - Алтайском. То, что он там развивается, - сомнений не вызывает. Но владельцы турбаз уже успели составить своеобразный рейтинг проблем, с которыми приходится сталкиваться каждый день. При этом они в шутку говорят, что «турбизнес развивается не благодаря, а вопреки».

Проблема № 1. Мост через Катунь

Об этом объекте упомянул каждый представитель турбизнеса, с которым беседовали журналисты. Мост уже несколько лет находится в аварийном состоянии, из-за чего пробки на подъезде к нему стали обычным явлением.

«Если в прошлом году мы стояли там 45 минут, то сейчас стоим больше часа. Это отбивает наших клиентов. Часть из них предпочитает ехать прямиком на Чемал, минуя наш район», - сказал Андрей Степурко, владелец базы молодежного отдыха «Стик-тревел». Разъединяет с отдыхающими «пробковый мост» и здравницу «Ая». «Чтобы его переехать, надо стоять часами. Мы готовы взять на себя затраты по его реконструкции, но нужна документация. Прежде всего согласование двух субъектов федерации - Алтайского края и Республики Алтай», - отметил Дмитрий Томашевский, директор здравницы. По его словам, цена вопроса - около 80 млн. рублей.

Между тем существует дорога через село Алтайское, которая позволяет попасть на турбазы, минуя мост - Смоленский тракт. Но у нее есть свои минусы - часть дороги ремонтируется, она длиннее, чем привычный для туристов маршрут. Но самое главное - о ней отдыхающие практически ничего не знают. Владельцы турбаз признались, что о запасном варианте клиентам не рассказывают. Представители администрации в свою очередь пообещали, что будут эту дорогу «раскручивать». И для начала повесят специальный указательный знак в Бийске.

Проблема № 2. Туристическая «перегрузка»

«В нашем районе начинается экологическая катастрофа», - заявил директор турбазы «Селена» Владимир Афанасьев. Он отметил, что в этом году озеро Ая - главная достопримечательность района - стало мелеть, вода грязнее. Галина Сузик, курирующая вопросы туризма в районной администрации, рассказала, что «проводилась экологическая экспертиза, и был сделан вывод, что район стоит на грани туристической «перегрузки». В пик сезона он принимает до 6 тыс. человек в день, причем значительная часть туристов размещается на Ае. Это приводит к тому, что озеро теряет способность самоочищаться.

Дмитрий Томашевский, однако, привел пример, что в нынешнем году пришлось поднимать помост на причале для катамаранов на 15 см. «В озере есть цветущие бактерии, период цветения наступает в конце июля - начале августа. Через месяц вода должна стать чистой», - заверил он. По словам Томашевского, проблема состоит в том, что у озера отсутствует санитарная зона.

Однако все эксперты согласны с тем, что туристическую нагрузку на Аю следует уменьшать. В районе, по словам Галины Сузик, есть объекты, которые надо больше раскручивать. Например, Сорочье озеро, река Песчаная. Отчасти антропогенную нагрузку снимают аквапарк в туркомплексе «Бирюзовая Катунь», бассейны на турбазах, например, на «Стик-тревел». Полностью решить проблему мешает неравномерное распределение туристических объектов по району - исторически сложилось так, что на Ае их больше всего. Свою лепту вносят и дикие туристы. Но как все-таки равномерно распределить отдыхающих по всем турбазам района, бизнесмены и чиновники пока представляют смутно.

Проблема № 3. Обслуживающий персонал

«Местное население работать не хочет», - категорично заявил Дмитрий Томашевский. Сегодня, по словам предпринимателей, на средствах размещения более 70% персонала - это приезжие из Барнаула, Бийска и других городов. «Кадры - серьезная проблема. Чтобы набрать штат официантов и поваров, нам пришлось «пропустить» через базу с мая этого года 40 поваров и 115 официантов. Они были неподготовлены», - рассказал Андрей Степурко.

Причина сложившейся ситуации не только в нежелании местного населения работать, но и в отсутствии образовательных учреждений, где могли бы готовить персонал. Бизнесмены единодушны в том, что решить эту проблему можно только с помощью государства.

Проблема № 4. Отсутствие единого плана застройки района и «дорожный» вопрос

Эти две проблемы объединены в одну неслучайно. По мнению предпринимателей, политика в области туризма должна предусматривать развитие инфраструктуры в едином русле. «Сейчас земля в районе раздается довольно хаотично, и каждый на ней строит, что хочет и как хочет», - говорит Андрей Степурко. В результате получается серьезный архитектурный диссонанс, который не способствует формированию привлекательного туристического имиджа как района, так и края в целом.

Развитие инфраструктуры предусматривает и решение «дорожного» вопроса - Смоленский тракт пока не может стать альтернативой Чуйскому хотя бы из-за плохого покрытия. Дорога на «Бирюзовую Катунь», а также пути внутри комплекса также оставляют желать лучшего - сегодня заасфальтирован только подъезд к искусственному озеру. По словам Галины Сузик, уже два года район строит дороги на выделенные из краевого бюджета 40 млн. рублей. Пока работы ведутся на Смоленском тракте. В следующем году предполагается начать расширение дороги к здравнице «Ая» и асфальтирование дороги на «Бирюзовую Катунь».

Что поможет туризму

Здесь бизнесмены и чиновники вновь продемонстрировали редкое единодушие. Помочь может принятие программы по развитию туризма в Алтайском крае и создание ОЭЗ.

Программа по развитию туризма, по их мнению, должна включать и мероприятия по продвижению зимнего туризма, который сегодня в районе практически не развит. «Мы пока не готовы принимать людей зимой. В районе практически нет нормальных горнолыжных спусков, кроме горы Веселой, и необходимой для этого инфраструктуры», - отметил Степурко.

Создание ОЭЗ, по мнению Дмитрия Томашевского, поможет сделать территорию более привлекательной для инвесторов - как местных, так и региональных и зарубежных. «Мы сможем, например, привезти новое оборудование из-за границы, так как статус резидентов ОЭЗ поможет нам уйти от части налогов», - привел он пример плюса создания ОЭЗ.

Что было сделано на крупнейших туристических объектах Алтайского района в 2005 году

В здравнице «Ая» построен административно-бытовой комплекс, сдана новой гостиница на 65 номеров, на территории пляжа построены душевые и раздевалки, отремонтирован причал для катамаранов, построен ресторан на 320 посадочных мест.

На туркомплексе «Бирюзовая Катунь» идет строительство гостиницы и развлекательного комплекса, открыто хозяйство по разведению кроликов, продолжается строительство дорог и их асфальтирование.

В здравнице «Ая» в октябре начнется реконструкция старого гостиничного комплекса. Инвестируют проект совместно здравница «Ая», авиакомпания S7 и «Газпром». Также планируется строительство горнолыжного спуска, кресельного подъемника. Инвестируют проект те же компании. Также в Алтайском районе сейчас идет строительство нового туркомплекса «Ноев Ковчег» на левом берегу Катуни.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость