Экономика

Отлучение от груди. Революция в госзакупках привела к экономии 100 миллионов бюджетных рублей, однако число жалоб на нарушения закона растет

Расследования причин баснословно завышенных цен на продукты питания в школах или больницах, мебель или компьютеры для госучреждений до недавнего времени редко становились достоянием гласности. Очень уж много влиятельных лиц было заинтересовано хранить секреты.

В прошлом году в деле закупок для государственных нужд произошла почти революция. Закон № 94-ФЗ ввел с 1 января абсолютно новые правила игры. И теперь большую часть продукции централизованно закупают уполномоченные органы, проводя открытые торги. Через торги должны покупать порой даже авиабилеты для чиновников. Но недовольных все равно много. Почему?

Местные проигрывают

"В прошлом году мы подали документы на тендер, но выиграла коммерческая фирма, предложившая насосы на 15 рублей дешевле (то есть на 0,2%. - Прим. Н.С.), - возмущается Владимир Климкин, гендиректор Каменского металлозавода. - Выигравшая фирма дала двухлетнюю гарантию. Но какие она может давать гарантии, если ничего не производит!"

Вячеслав Кривашин, гендиректор Алтайского завода агрегатов, уверяет: "Наша чугунная батарея служит 30-40 лет, а я ни одну секцию не могу продать муниципалам". "Приглянулась" властям Барнаула нижнетагильская батарея - дешевле барнаульской на 200-300 рублей, но, по словам Кривашина, с плохой теплоотдачей и менее эстетичная.

Однако, как говорит Евгений Ганеман, председатель исполкома Союза промышленников Алтая, расчеты показывают: если закупать нашу, алтайскую, продукцию даже на 15% дороже, эти затраты окупятся за счет поступлений в бюджет. Пока же тенденция складывается не в нашу пользу: объем закупок местной продукции, по словам Сергея Локтева, первого зам. главы администрации края, в 2006 году упал по некоторым позициям в 8-10 раз.

Теряем или находим?

Понятно, что наши "пролетают" на конкурсах не только из-за цен: бывает, что и качество далеко не прекрасное. Но как бы то ни было, проблема "дешевле, но хуже качеством" при госзакупках есть.

"Заявляют конкурс на уголь, а цена не рыночная, - описывает некоторые случаи Сергей Локтев. - И мы считаем: чем ниже цена, тем выгоднее для бюджета. Но какие-то поставщики, чтобы уложиться в эту цену, поставляют некачественный уголь".

При этом, по словам Дмитрия Батейкина, начальника управления госзаказа Главного управления экономики и инвестиций, экономия за счет размещения заказов уполномоченным органом (то есть Главэкономики) в прошлом году составила 100 млн. рублей. Сколько потеряли на использовании продукции не лучшего качества? Вряд ли кто-нибудь знает. Потери-то растянуты во времени, а выгоду имеем сегодня.

Виноваты заказчики

А между тем, как объясняет Дмитрий Батейкин, вся проблема в заказчиках, к которым относятся 460 государственных органов власти и подведомственных им учреждений. Именно они сегодня формируют технические условия на поставки товаров или выполнение работ. Иначе говоря, они передают в Главэкономики заявки на покупку бензина, столов, компьютеров и всего прочего со своими требованиями к ним, а уж это ведомство готовит конкурсную документацию и проводит торги в соответствии с заявкой. Какова заявка, таковы и торги.

Ольга Дерфлер, гендиректор Рубцовской швейной фабрики, тоже недовольна поведением заказчиков. Она утверждает, что те искусственно дробят заказы на более мелкие. И заказ без конкурса все равно отдается кому-то одному. Что, к слову, не противоречит закону, если сумма заказа меньше 60 тыс. рублей за квартал. Выход, впрочем, есть: считаете права нарушенными - обращайтесь с жалобами в управление антимонопольной службы, которой поручен контроль за госзакупками.

Отдайте специалистам

Отдельное мнение - у Елены Неверовой, директора Центра государственного заказа, который провел в 2006 году 271 тендер для федеральных силовых структур. Она сомневается в эффективности работы самого уполномоченного органа по госзакупкам - Главэкономики, считая, что при оформлении документации допускаются ошибки. Неверова призывает часть работы по подготовке документации передать специализированным организациям, которые на госзаказах, что называется, собаку съели, - благо, такая возможность прописана в законе. "Вместо того чтобы отдать часть работы независимым компаниям, мы раздуваем штаты чиновников", - поддерживает Неверову Эдуард Черченко, исполнительный директор Алтайского союза предпринимателей.

Что тут скажешь? Сергей Локтев обещает учесть наработанный опыт в дальнейшем и исправить то, что можно исправить в рамках закона.

Дело небыстрое

А в общем, понятно, что систему, при которой на госзакупках росли и развивались близкие к "раздаче" фирмы и родные им чиновники, сразу изменить вряд ли сможет один закон, даже самый распрекрасный. Отлучение таких бизнесменов от "материнской груди" - дело небыстрое. Неудивительно, что, по данным ФАС России, число жалоб на нарушения закона в этой сфере каждый квартал удваивается.

Почему это важно?

Нечестные закупки для государственных и муниципальных нужд - это не просто жидкая похлебка для больных и школьников или рваные простыни на койках. И не просто новогодний подарок, который, быть может, не нравится вашему ребенку. В конечном итоге нарушения закона в госзакупках - это общий рост цен и несправедливые преимущества для отдельных фирм. Михаил Евраев, начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа, приводит данные, что до вступления закона в силу доля честных открытых конкурсов в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%.

Кто есть кто при проведении госзакупок?

Главное управление экономики и инвестиций - уполномоченный орган на размещение заказов для государственных нужд в Алтайском крае. В его составе работает специально созданное для размещения госзаказа управление государственного заказа. Оно занимается подготовкой документации, организацией и проведением торгов по заявкам заказчиков. В городах и районах для размещения муниципальных заказов создаются свои уполномоченные органы. Это сделано в соответствии с Законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2006 года. В 2006 году Главэкономики проводило конкурсы по перечню из 15 видов товаров, работ и услуг. С 2007 года все виды товаров, работ и услуг для госнужд должны поставляться через конкурсы.

Цифры и факты

Объем госзаказа в крае растет ежегодно. Как сообщает Сергей Локтев, первый зам. главы администрации края, в 2005 году госзаказ составил 3 млрд. руб., в 2006 году - 3,6 млрд., в 2007 году предполагается закупить на 5,6 млрд. руб. Объем муниципальных заказов увеличился с 4,2 млрд. руб. в 2005 году до 6,7 млрд. руб. Уполномоченный орган по размещению госзаказа (Главэкономики) провел размещение заказов в 2006 году на сумму 1,3 млрд. руб.

Национальный рейтинг прозрачности закупок

1-й уровень: гарантированная прозрачность. Субъекты Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан.

2-й уровень: высокая прозрачность. Субъекты Федерации: Ростовская, Владимирская, Липецкая области, Мордовия; города Красноярск, Иваново и др.

3-й уровень: средняя прозрачность. Субъекты Федерации: Томская, Кемеровская области, Башкортостан и др.; города Кемерово, Омск и др.

4-й уровень: базовая прозрачность. Субъекты Федерации: Алтайский край, Омская область, Красноярский край, Тюменская область и др.; города Казань, Самара и др.

5-й уровень: низкая прозрачность. Субъекты Федерации: Новосибирский область и др.; города Барнаул, Иркутск, Новосибирск и др.

Справка "СК"

Исследование "Национальный рейтинг прозрачности закупок" посвящено анализу вопросов прозрачности и эффективности закупок крупнейших закупщиков государственного и корпоративного сектора и влиянию коррупции на состояние национального рынка закупок. Выводы опираются на данные, которые были собраны с августа по октябрь 2006 года по итогам первой половины этого года.

Инициаторы и исполнители: межрегиональное общественное движение "Против коррупции", Национальная ассоциация участников электронной торговли.

Источники данных: анкетирование более 250 государственных, муниципальных и корпоративных закупщиков и почти 600 поставщиков (по всей России), регулярно участвующих в конкурсных закупках, статистическая выборка закупок, данные федеральной антимонопольной службы, анализ открытых источников информации.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость