Экономика

Рынок портативных компьютеров демонстрирует абстрактный рост

Месяц назад международная исследовательская компания IDC обнародовала информацию о беспрецедентном для последних лет росте продаж ноутбуков. По данным исследователей, в первом квартале 2004 года продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли более чем втрое. Но на местном уровне такого резкого роста рынка не ощутили, а в некоторых компаниях говорят о спаде покупательской активности. Портативные компьютеры в Алтайском крае остаются в тени настольных систем. А продавцы продолжают называть их «модными вещицами».

Температура по больнице

В России сегодня продают ноутбуков в среднем на 200 млн. долларов в квартал (по данным той же IDC). Но этому рынку, считают специалисты, еще расти и расти. Сегодня в мире каждый третий продаваемый компьютер портативный, а у нас в стране только каждый десятый. В Алтайском крае, по оценкам некоторых специалистов, и вовсе каждый двадцатый. «По нашим ощущениям долю ноутбуков в общих продажах компьютеров можно обозначить в 5%", — говорит менеджер по работе с клиентами компании «Байт» Алексей Стрыгин.

Это значит, что у нас рынок насыщен еще меньше, чем в целом по стране. И расти он должен как минимум на общероссийском уровне. Однако, по мнению наших экспертов, общероссийский уровень продаж сродни средней температуре по больнице и дает мало информации для размышления о состоянии региональных рынков. «Утроение по России означает лишь, что в Москве рынок вырос в пять-шесть раз. А так как Москва — самый крупный потребитель портативной техники, то мы и получили среднюю температуру по больнице — трехкратный рост по всей России», — считает руководитель отдела маркетинга компании «Мэйпл» Сергей Чирва.

Впрочем, в том, что рынок растет, уверено большинство продавцов компьютерной техники. «Рост продаж определенно есть, но об утроении я бы не стал говорить», — подчеркивает Сергей Чирва. С ним согласен и Алексей Стрыгин, среди причин роста отмечающий существенное снижение цен на ноутбуки. «Также не стоит сбрасывать со счетов вопрос престижа — сегодня ноутбук все еще является модной вещицей, какой в свое время был сотовый телефон», — говорит он.

Но рост этот абстрактен, и мало кто готов дать ему адекватную оценку. Некоторые эксперты вообще считают, что в этом году компьютерный рынок стагнирует, а вместе с ним падают и продажи ноутбуков. «В рамках нашей фирмы прошлый год был менее урожайным на продажи ноутбуков. Говорю об этом совершенно уверенно. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи упали раза в два», — рассказывает директор компании «Хаундс» Андрей Шляховой. Объяснения этому он не находит: «Есть предположения, которые пока не перекочевали в разряд подтвержденных практикой. И озвучивать их мне бы не хотелось».

Рынок в песочнице

И невысокая доля портативных компьютеров в общей массе продаж компьютерной техники, и абстрактный рост, конечно, имеют свое объяснение. Вообще, рынок портативных компьютеров состоит, безусловно, не только из ноутбуков. Определенные, хоть и менее значительные ниши занимают карманные компьютеры (их еще называют КПК или PDA) и такие экзотические для Алтайского края изделия как, например, TabletPC (см. справку). Но ниши эти еще более трудно различимы на общем фоне продаж компьютерной техники. «КПК на рынке представлены, но высокая цена не дает развиться этой группе. Люди не готовы покупать заведомо менее производительный и функциональный «наладонник» по цене компьютера», — говорит Сергей Чирва. «Интерес к ним есть, а продаж нет. Люди ходят, смотрят, трогают, и говорят: «Интересно!». Но не покупают», — рассказывает Андрей Шляховой. А TabletPC на рынке — экзотика, и встретить подобные устройства на витрине довольно сложно. «На подобных устройствах пока невозможно быстро работать, также, как и работать с большим объемом информации», — подводит черту Алексей Стрыгин.

Ноутбуки позволяют и быстро работать, и использовать требовательные к ресурсам приложения. Поэтому с точки зрения соотношения цены и качества в глазах пользователей эти устройства выглядят более предпочтительно. Но они все равно проигрывают настольным системам, прежде всего в стоимости. «В качестве основного компьютера ноутбук домой может купить только состоятельный пользователь», — считает Андрей Шляховой. А Алексей Стрыгин говорит, что «за деньги, которые стоит ноутбук, можно установить систему на основе обычного компьютера, которая была бы и функционально более удачной, например, для просмотра фильмов, игр». Отсюда, кстати, проистекают и три характерные для местного рынка ноутбуков черты.

Во-первых, ноутбуки чаще покупают для работы. «В общей доле продаж больше корпоративных клиентов, которые приобретают ноутбуки для личного использования персоналом», — говорит Андрей Шляховой. «Организации начинают понимать, что мобильность — конкурентное преимущество. Домашний же пользователь гонится за гигабайтами и гигагерцами, и настольные ПК здесь — абсолютный лидер по соотношению цена/качество», — считает Сергей Чирва.

Во-вторых, более высоким спросом у покупателей пользуются модели российской сборки, поскольку по цене они гораздо доступнее. Но при этом, ноутбук не перестает оставаться «модной вещицей». А такие вещи должны подчеркивать статус хозяина. «Для многих покупателей очень важен брендовый ноутбук. В то же время новый ноутбук известного бренда стоит приличных денег. Поэтому новые ноутбуки приобретают в основном российского производства. Сегодня русский ноутбук можно купить в районе 25 тысяч рублей», — рассказывает Алексей Стрыгин. Импортная техника в основном крутится на рынке second hand, образуя третью особенность рынка портативных компьютеров.

«По нашим ощущениям, 40% из тех, кто испытывает необходимость в мобильном компьютере, выбирают second hand», — поделился Алексей Стрыгин. Хотя рынок бывших в употреблении ноутбуков слабо формализован. Организованно им занимаются в Барнауле около пяти компьютерных компаний. Остальные лишь изредка обращаются к этому сегменту. Многие эксперты и вовсе считают этот рынок несерьезным. «Какие могут быть игроки в песочнице? Игроком можно будет назвать компанию, продающую, по крайней мере, три-четыре ноутбука в день. Таких, насколько я знаю, на рынке б/у нет», — считает Сергей Чирва. Кстати, с помощью вторичного рынка решается и одна из основных проблем, с которыми сталкиваются владельцы мобильных ПК — апгрейд (от англ. Upgrade — модернизация). «Проблема апгрейда в данном случае решается так — продается старый компьютер, покупается новый», — говорит Андрей Шляховой.

Отложенная мобильность

Все наши эксперты сулят рынку портативных компьютеров блестящие перспективы. А сегодняшнее положение на нем связывают с отложенным спросом. Некоторые сомнения возникают только в отношении КПК. «Направление наладонников скорее всего вымрет, потому что полным ходом развиваются смартфоны», — считает Алексей Шляховой.

В остальном участники компьютерного рынка излучают оптимизм. «Мобильность — основная черта нашего времени. Поэтому скоро для многих ноутбук будет так же незаменим, как сотовый телефон», — полагает Алексей Стрыгин. А Сергей Чирва говорит, что развитию рынка мешает отсутствие специализированного салона по продаже ноутбуков, «где покупатель мог бы выбрать устройство из 25−30 различных моделей, где ему бы грамотно объяснили, почему стоит выбрать именно эту конфигурацию. И почему ноутбуки IBM, например, стоят дороже, чем RoverBook». С одной стороны в это несложно поверить, вспоминая хотя бы тот же резкий рост рынка мобильной связи и держа в голове постоянное снижение стоимости портативных компьютеров. По оценке того же Сергея Чирвы, полтора-два года назад средняя конфигурация стоила 1500−1700 долларов, а меньше чем за 1000 долларов сложно было купить что-нибудь стоящее. Теперь планка опустилась долларов на 200. Но глядя на прайс-листы компьютерных компаний, в которых представлено по две-три модели ноутбуков и по одной КПК, верить в скорое светлое будущее мобильных компьютеров становится гораздо сложнее. Пока портативные компьютеры находятся в тени настольных систем. То, что барнаульский компьютерный рынок не последовал за общероссийским ростом, зафиксированным IDC, тому подтверждение.

Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость