Экономика

«Руки ему не подам». Основатель «Холидея» нашел новую золотую жилу и взыскивает миллионы с поставщиков

Основатели одной из крупнейших торговых сетей «Холидей», сумевшие после ее громкого банкротства создать новый торговый бизнес, нащупали еще одну золотую жилу. Связанная с ними фирма «Холидей Маркетинг» начала взыскивать миллионы с поставщиков по особой схеме - за неправомерное использование торговых знаков. «Я в шоке», - говорит Константин Рябинин, гендиректор барнаульской фирмы «Константа», которая одной из первых «попала на деньги».

Банкротство.
Банкротство.
СС0

В игру вступает родственная фирма

Первый миллион на этой схеме фирма «Холидей Маркетинг» уже заработала — деньги должна ей выплатить предприниматель из Омска Татьяна Арефьева. Судебное решение по ее делу стало прецедентом. И если фирма пойдет по этой проторенной дорожке, мало не покажется и другим.

Омичка отшивала детскую одежду под торговой маркой «Игрята» по предложению сети «Холидей». Одежда шла только на полки этих супермаркетов - в 2017 году Арефьева поставила брючки на 500 тыс. рублей.

Два года спустя, уже в 2019-м, «Компанию Холидей» признали банкротом. А осенью в игру вступила родственная ей фирма «Холидей Маркетинг». Она потребовала у предпринимательницы денег.

Открытие нового магазина "Холидей Классик" в Новосибирске.
vk.com/holiday_classic_nsk

Офшорная сущность "Холидея"

Основатели сети «Холидей» - бизнесмены Николай Скороходов и Александр Брыкин. По данным Kartoteka.ru, Скороходову принадлежит 0,08% «Компании Холидей», до банкротства он был ее гендиректором. 99,82% - у кипрского офшора.

В 2010-2018 годах партнерам, а также Сергею Степанову почти в равных долях принадлежала фирма «Холидей Маркетинг». В 2018 году они оставили себе по 0,33%, 99% получил Александр Погорелов.

Отработали на детских брючках

Николай Скороходов с партнерами учредили целую группу юрлиц. "На него зарегистрировано семь компаний", - объясняет Павел Нестеров, алтайский бизнес-омбудсмен. В этой же "обойме" - небольшая фирма с единственным работником в штате - «Холидей Маркетинг».

При этом, по данным Kartoteka.ru (возможно, неполным), она - правообладатель 41 товарного знака. И у ней именно те знаки, под которыми в супермаркетах «Холидея» продавались товары по собственной торговой маркой сети (по крайней мере, часть).

Скан странички "Холидей Маркетинг" в Kartoteka.ru.
Altapress.ru

И вот на суде представитель фирмы популярно объяснил. Во-первых, знак "Игрята", под которым Арефьева отшивала (а супермаркеты "Холидей" продавали) брючки, принадлежит "Холидею Маркетинг" .

Во-вторых, факт поставок в торговую сеть подтверждается накладными. В-третьих, разрешения на его использование она не давала.

Стало быть, налицо нарушение исключительных прав. Фирма требовала компенсацию в 1 млн. И добилась своего. Арефьева проиграла ей суд в двух инстанциях.

Вводили в заблуждение

У компании «Константа», тоже отшивавшей по заказу «Холидея» детскую одежду под брендом «Игрята», фирма отсудила уже 2,5 млн рублей — пока только в первой инстанции. Константин Рябинин, гендиректор "Константы", не просто в недоумении — он в шоке.

"Мы им привезли продукцию на склад, они ее посмотрели, выложили к себе на полку, продали, получили прибыль. Потом в какой-то момент отказались оплатить. Два года мы судились, забрали эти деньги через суд. Они еще раз получили прибыль, потому что деньги всегда имеют стоимость. И вот теперь те же самые учредители на нас подают в суд", - объясняет он.

Открытие нового магазина "Холидей Классик" в Новосибирске.
vk.com/holiday_classic_nsk

Константин говорит: был уверен, что выиграет суд. Ведь шить одежду под этим же брендом ему предложила в 2016 году сама сеть «Холидей», и есть тому доказательство - переписка с менеджером.

Предприниматель отдает себе отчет: если правообладатель - «Холидей Маркетинг», то да, надо было получить у фирмы разрешение. Но менеджер «Холидея» его заверила: "Игрята" - их торговая марка. И именно «Компания Холидей» была у него заказчиком. И с ней «Константа» заключила договор об использовании торгового знака.

«Оснований не доверять компании, входившей в ТОП-200 Forbes, у меня не было. Сейчас я понимаю: меня вводили в заблуждение», - говорит он.

Бренд "Игрята".
Бренд "Игрята".
otzovik.com

Доказывали, что компании связаны

Константин Рябинин объясняет: его фирма поставляла одежду под брендом «Игрята» только в супермаркеты «Холидея». В 2017-м, когда сеть стала задерживать платежи, поставки прекратились. И делать одежду под этим брендом «Константа» тоже перестала.

А осенью 2019 года фирма «Холидей Маркетинг» подала в суд и на «Константу». Рябинин говорит: судились семь месяцев.

На суде показали: фирма — аффилированное с учредителями бизнеса лицо. Более того, на суд, по словам собеседника altapress.ru, ходили юристы «Компании Холидей».

«В доказательство того, что мы продавали одежду под маркой «Игрята» в супермаркетах, они предъявили документы из «Компании Холидей». А ведь это коммерческая информация. Получить ее, не будь они аффилированными, они просто не имели возможности», - комментирует предприниматель.

И все же суд вынес решение не в его пользу. «Для нас это решение означает банкротство», - говорит Рябинин.

Павел Нестеров, бизнес-омбудсмен Алтайского края.
Аltapress.ru

Весьма изощренная схема

Алтайский бизнес-омбудсмен Павел Нестеров называет эту схему изощренной.

«Компания «Холидей» понудила поставщиков производить товары под ее торговой маркой, а сегодня «Холидей Маркетинг» предъявляет требования за ее использование», - говорит он.

Наталья Пинигина, руководитель бюро по защите прав предпринимателей новосибирского отделения «Опоры России», объясняет: суд удовлетворил требования «Холидей Маркетинг» к «Константе» после того, как апелляция «засилила» решение по предпринимательнице из Омска.

Пока иски поданы только к трем сибирским предпринимателям. Но весьма вероятно, что отработав на первых «жертвах», «Холидей Маркетинг» пойдет дальше.

Ведь на похожих условиях в супермаркеты «Холидея» поставляли десятки или даже сотни компаний. Среди которые есть и алтайские, включая, например, «Ренессанс Косметик». Словом, открывается широкое поле возможностей для того, чтобы "заработать" миллионы.

В супермаркете "Холди".
vk.com/holdi_discounter

Объединение дает результат

Если иски правообладателя торговых знаков «Холидей Маркетинг» к бывшим поставщикам торговой сети все же единичные, то конкурсный управляющий обанкротившейся торговой сети («Компания Холидей») подал уже более 700 исков.

Напомним, он требует от поставщиков вернуть компании-банкроту деньги, выплаченные за продукцию (которая уже съедена и выпита, а одежда изношена) в период, когда магазины еще работали, но дело о банкротстве уже началось (за месяц до подачи заявления в суд).

Жертвы банкротства "Холидея" вырабатывают общую правовую позицию в ИД "Алтапресс".
Altapress.ru

Проблемами поставщиков сейчас занимаются все — от губернаторов и их подчиненных до бизнес-омбудсменов, «Опоры России», сенаторов и депутатов Госдумы.

Объединение сил привело к результатам: по словам Натальи Пинигиной, судьи начали подходить к рассмотрению исков конкурсного управляющего не формально, как раньше. Теперь они вникают в суть дела и у поставщиков есть шанс сохранить свои деньги.

Тем временем Николай Скороходов продолжает вести бизнес под вывеской «НСК-Холди» и сейчас переводит его под другую: «Фермер-Центр.РФ».

Фермер-центр.РФ.
vk.com/fermer.centr

Константин Рябинин говорит: «Я не знаю, как люди, которые все это затеяли, спят». На вопрос altapress.ru, вы бы подали этому человеку руку, он ответил: «Конечно, нет».

Сколько пострадавших в деле о банкротстве "Холидея"

В деле о банкротстве «Компании Холидей» иски предъявлены или могут быть предъявлены 43 компаниям из Алтайского края на сумму около 230 млн рублей, сообщил Александр Евстигнеев, руководитель управления края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

В них работает около 2,9 тыс. сотрудников. В целом в российских компаниях, поставлявших продукцию в сеть "Холидей" и получавших оплату в спорный период, заняты около 16 тыс. человек.

По информации ряда СМИ, конкурсный управляющий может подать 1,7 тыс. исковых заявлений и потребовать от поставщиков вернуть 6 мдрд рублей, которые торговая сеть заплатила им за товары в спорный период.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость