Экономика

Сбой в системе. Транспортники и энергетики - о проблемах трамваев и троллейбусов

Если трамвая в Барнауле не будет, плохо станет всем. Не будет экологически чистого, вместимого, быстрого и дешевого транспорта. Город задохнется от автомобильных выбросов… К счастью, вопрос, быть или не быть трамваю, пока не ставит никто. И все же в середине августа на барнаульских улицах четыре дня не было слышно стука трамвайных колес. Предприятие, только недавно прошедшее процедуру банкротства, вновь не может вовремя расплатиться с энергетиками, и, значит, трамваи снова могут обесточить. Почему же система городского электротранспорта дает сбои?

Точка зрения Рейнгольда

Самое удивительное во всем этом то, что у предприятия есть все, чтобы нормально работать. Ну, может, не новые трамваи покупать, но все же… Откроем "тайну": себестоимость одной поездки в трамвае или троллейбусе - около 5 рублей. При цене проезда в 6 рублей на скромную жизнь могло бы и хватить. Не хватает. Почему?

"Льготников на электротранспорте ездит очень много, а их провоз нам компенсируют всего на 30 процентов, - объясняет Андрей Рейнгольд, директор трамвайно-троллейбусного предприятия (МУП “Горэлектротранс"). - Наши потери от провоза льготников - 12 миллионов рублей в месяц, и этих денег вполне бы хватило, чтобы вовремя рассчитываться с энергетиками".

"Другая причина, по которой мы недополучаем доходы, - продолжает Андрей Федорович, - ремонт путей на улице Советской Армии. Дело хорошее, но трамваи там не ходят почти все лето. Кто возместит эти убытки? Никто. Ежемесячно мы теряем 20,8 млн. рублей".

И наконец, третья (и, быть может, главная) причина - развитие сектора частных автоперевозок. К 2005 году число пассажиров на электротранспорте уменьшилось на 113 тысяч человек в сутки, через год еще на 100 тысяч. "Частный извоз у нас не регулируется: один перевозчик по конкурсу пришел, а другой не ушел. Маршруты автобусов организованы произвольно, - считает Рейнгольд. - В городе с населением более 500 тысяч человек приоритетный транспорт - трамвай. Он должен двигаться между пассажирообразующими точками, а к этим точкам пассажиров подвозит нерельсовый транспорт".

Точка зрения работников

Положение предприятия сегодня настолько тревожное, что к решению его проблем подключились сами работники. Их можно понять: зарплата водителей и кондукторов невелика - 7000 рублей при выполнении плана, и 4000-5000 тысяч - если его не выполнят. А в дни вынужденного простоя в августе водители и кондукторы получили по 16 рублей за смену.

28 августа на станции Докучаево корреспондент “СК” встретился с водителями и кондукторами. По словам водителя Александра Осавитного, складывается впечатление, что предприятие намеренно разваливают изнутри неэффективным управлением. Год назад предприятие было признано обанкротившимся, долги списали, но они снова накопились. "Мы много раз пытались высказать руководству свои соображения о том, как можно сократить расходы, - говорит Александр Осавитный, - но нас не хотят слышать". По его мнению, есть реальные способы снижения затрат - надо только ими воспользоваться (см. "Что предлагают работники?").

Точка зрения власти

О том, что на предприятии неизбежно придется искать резервы, говорят и в администрации города. "Есть такой показатель: число работников на одну единицу транспорта, - говорит Олег Юдин, зам. председателя комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи. - В Новосибирске этот показатель составляет 6 человек, в Барнауле - 11". Сам Рейнгольд, впрочем, согласен с тем, что экономия на зарплате - один из реальных способов контролировать расходы предприятия. Но много ли сэкономишь на работниках?

"Мы изыскиваем внутренние резервы предприятия, - говорит Олег Юдин. - Возможно, придется пересмотреть график работы горэлектротранспорта, более эффективно использовать кадровые ресурсы". В любом случае, по словам чиновника, расходы "Горэлектротранса" необходимо приводить в соответствие с доходами.

Что касается компенсации за провоз льготников, то, как говорят власти, задержки с перечислением средств со стороны города нет. "В бюджете города предусмотрено около 50 млн. руб. в месяц на возмещение убытков предприятиям пассажирского транспорта, - комментирует пресс-служба администрации Барнаула. - Эти средства распределяются на всех перевозчиков. "Горэлектротрансу" уже перечислены деньги за сентябрь. Затраты на перевозку льготных категорий компенсируются также из федерального и краевого бюджетов, и если бы они поступали своевременно, проблем у "Горэлектротранса" не было бы".

Точка зрения редакции

Когда-то свободу частным перевозчикам предоставили потому, что муниципальный транспорт просто не справлялся с перевозками. Сокращать маршруты ради сохранения трамвая? Вряд ли это одобрит большинство жителей Барнаула. Да и в администрации к этой идее относятся без энтузиазма: "Это может привести к большим неудобствам для горожан", - считает Олег Юдин.

Сохранится ли в городе экологически чистый общественный транспорт? Остается только надеяться, что все разумные предложения ("сверху" или "снизу") будут изучены и приняты, в том числе опыт бийчан (см. мнение Геннадия Нагих), которые доказали свое право платить по другим тарифам.

Что предлагают работники?

- Сократить штат дублирующих служб (наставников над кондукторами, над водителями, контролеров, начальников отдела сбора выручки в депо);

- поменять в графиках движения местами вагоны старого образца с большим энергопотреблением (работают по 17 часов в день) и вагоны нового образца с меньшим энергопотреблением (работают по 10 часов в день);

- в начале смены выпускать вагоны из депо сразу в рейс без порожних переездов между станциями и “пустых разворотов”;

- выпускать на линии вагоны, которые находятся в законсервированном состоянии в депо № 2;

- изменить интервал движения вагонов разных маршрутов на общих участках движения;

- эффективнее использовать городской электротранспорт для размещения рекламы.

Сюда можно добавить предложения, высказанные на митинге у администрации Барнаула, который провели работники "Горэлектространса" 16 августа:

- перестать гонять пустые вагоны после 22 часов;

- навести порядок с социальными проездными (ЕСПБ). На все двенадцать месяцев ЕСПБ напечатали единым тиражом. Так вышло дешевле, но так их и легче подделать. Самый распространенный способ подделки - затереть и написать сверху название месяца. Необходимо ввести компьютерный учет на продажу ЕСПБ. По подсчетам службы сбора выручки ГЭТ, примерно 20% от всех ЕСПБ поддельные.

Мнения

Геннадий Боков, начальник отдела промышленности, транспорта и связи администрации Рубцовска:

- У Рубцовского муниципального троллейбусного предприятия такие же проблемы, как и у Рейнгольда. Да, предприятие старается своевременно рассчитываться с энергетиками, но за счет других статей расходов. Сегодня налоговая инспекция собирается наложить арест на имущество предприятия за долги в бюджет.

Геннадий Нагих, начальник энергослужбы Бийского трамвайного предприятия:

- У нас не стало долгов за электроэнергию после того, как предприятие при поддержке юристов “Бийской консалтинговой группы” в суде оспорило завышенные тарифы. Таким образом удалось снизить сумму оплаты за энергоресурсы и отсудить 6 млн. рублей.

Владимир Илясов, зам. директора по сбыту компании “Филиал Энергосбыт ОАО “Алтайэнерго”:

- Никаких поблажек при расчетах “Горэлектротрансу” быть не может, хотя предприятие и выполняет социальный заказ, перевозя льготников. С марта предприятие выбилось из графика платежей. По их заверениям, "Горэлектротранс" вполне платежеспособен, но ему не в полном объеме и несвоевременно перечисляют из бюджетов компенсации за проезд льготников. Кассовый разрыв в месяц из-за проезда льготников - 5-6 млн. рублей. Это как раз сумма месячного потребления энергоресурсов.

Сравним цифры

Предприятие

Цена билета

Себестоимость

поездки

Средняя зарплата

Доля льготников

от общего числа пассажиров

Компенсация за провоз льготников от потребности

Долг

перед

энергетиками

“Горэлектротранс” (Барнаул)

6 руб.

4,28 руб. (из них ГЭТ получает 3,24 руб.)

6000 руб.

22% (из них

40% городских)

30%

9 млн. перед “Алтайэнерго”,

16 млн. перед “Горэлектросетью”

“Трамвайное управление” (Бийск)

6 руб.

С учетом льготников

6,25 руб.,

без учета -8,17 руб.

Водители

- 6356 руб.,

кондукторы

- 3800 руб.

23,6%

23%

Нет

Рубцовское

троллейбусное предприятие

6 руб.

7,36 руб.

Около

5000 руб.

70%

Частично

Нет

ООО “Евробус” (Барнаул)

7,5 руб.

9 руб.

Водители - 6500-7000 руб.,

кондукторы - 3500 руб.

38%

Частично

Долг за топливо

1,2 млн. руб.

Елена КЛИШИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость