Экономика

Сотню лучших товаров России определяют при помощи математического анализа

Успешные предприятия, чья продукция пользуется на рынках высоким и устойчивым спросом, регулярно получают приглашения поучаствовать в различных конкурсах. Причем не бесплатно, а за свои кровные деньги. "Можно выиграть одну медаль, три, пять, а затем становится скучно", - сказал нам один из предпринимателей. Возникает резонный вопрос: что, кроме кратковременной славы, дает предприятию участие в различных конкурсах? На него нам ответил исполнительный директор федеральной программы "100 лучших товаров России" Вячеслав ФЕДОРОВ, приезжавший в Барнаул на выставку-конгресс "Признанное качество-2003". Прав он или нет - решать читателям.

- Вячеслав Вадимович, как родилась идея конкурсной программы "100 лучших товаров России"?

- Ее учредителями являются Государственный комитет по стандартизации и метрологии, межрегиональная общественная организация "Академия проблем качества" и информационно-аналитическое агентство "Стандарты и качество". А идея родилась так. В 1997 году инициативная группа размышляла над созданием универсального инструмента, который позволил бы проводить оценку качества выпускаемой в стране продукции. Если бы такой инструмент создавало государство, в виде еще одного контролирующего органа, никакой пользы бы не было. Нам же хотелось понять и почувствовать, какую продукцию способны выпускать российские товаропроизводители, как используют их опыт конкуренты, умеют ли наши предприятия управлять качеством продукции.

Но идею надо было воплотить в жизнь. Мы изучили зарубежный опыт...

- ...а что, разве на Западе есть аналогичные программы? Трудно представить, что в Америке определяют "100 лучших товаров США"?

- Нет, аналогов за рубежом нет. Только во Франции есть схожий конкурс, где отбираются лучшие товары - сначала в провинциях, а затем на государственном уровне. Зато за рубежом есть Европейская комиссия оценки качества. Она создает определенные стандарты, и ее опыт нам очень пригодился.

Госкомитет по стандартизации и метрологии имеет в стране сто центров стандартизации и метрологии, отсюда возникло название программы - "100 лучших товаров России".

- Как восприняли программу с таким громким названием товаропроизводители?

- Хорошо. В 1997 году на федеральном уровне заявилось около 350 предприятий. Мы изначально предложили для оценки качества товаров создать некие экспертные комиссии из числа специалистов госконтроля. Они оценивали продукцию и выносили свое заключение. В дальнейшем мы занимались только развитием нашей идею. Мы обеспечили ей информационную и рекламную поддержку. По итогам программы стали выпускать каталог "Top of russian quality" ("Лучшее российское качество"), который распространяется за рубежом. В итоге, за несколько лет работы программа завоевала высокий авторитет.

- Вы можете дать точное определение цели программы "100 лучших товаров России"?

- Мы делаем это для того, чтобы содействовать позитивным экономическим процессам в промышленности и на потребительском рынке.

- Хорошо. Но можете ли вы объяснить предпринимателю, зачем ему нужно участвовать в этой программе? К примеру, я - успешный предприниматель. У меня есть развивающийся бизнес, стабильные доходы. У выпускаемой нашим предприятием продукции есть обширные рынки сбыта. И от участия или неучастия в программе ничего не изменится...

- К счастью, так рассуждают немногие предприниматели. Целей участия может быть сколько угодно. Может быть, предпринимателю и неинтересно участвовать в нашей программе, но это уже не наша забота. Мы предлагаем конкурсный продукт, а цель предприниматель должен определять сам. Может быть, ему не хватает еще одной престижной медали? Ради бога, выигрывай! Или может возникнуть, к примеру, такая ситуация: партнер-инвестор, который сидит в Европе, получает книгу "Top of russian quality" и не находит там интересующего его российского предприятия. Это может повлиять на судьбу инвестиционного проекта?

Мне один директор как-то сказал: "Зачем мне ваша программа? У меня портфель заказов на два месяца вперед составлен". Я ему ответил: "Замечательно! Но что вы будете делать, если через два месяца на вашем рынке появится сильный конкурент? А если он очень быстро вас "съест"? Надо иметь портфель заказов не на два, а на шесть месяцев вперед".

- Система программы такова, что сначала проводятся региональные отборочные туры, а затем уже на федеральном уровне определяются победители. Вы не допускаете мысли, что не самые успешные производители (или товары) могут заручиться поддержкой властей и выдвинуться на федеральный конкурс? Как сохранить чистоту отбора?

- Действительно, случаи лоббирования отдельных товаров были. Особенно в первые годы проведения программы. Но сегодня участники, прошедшие региональный отбор, ведут себя корректно. Чистоту отбора защищает несколько важных механизмов. Во-первых, в Москву из регионов приходит пакет заявочных документов. Все экспертные оценки, всю информацию мы закладываем в компьютер и обрабатываем. Рейтинг лучших предприятий определяется не на глазок, а с помощью математического анализа. Подтасовать что-то невозможно. Компьютер выдает информацию о количестве баллов, набранных каждым из представленных товаров. Второй механизм заключается в том, что чистота отбора начинает действовать уже в регионах. Никто не хочет включать в заявку заведомо проигрышные товары. В-третьих, у нас создана хорошая "система противовеса". В оценке качества товаров на региональном уровне участвуют совершенно разные структуры - контролеры, торгово-промышленные палаты, общественные организации, СМИ.

- Вы можете дать емкое определение товара, который имеет шанс войти в сотню лучших?

- На самом деле идеальную оценку качества придумать невозможно. Мы перевели ее на язык математики. Сначала компьютер анализирует самооценку производителя товара, пробившегося на федеральный уровень. Затем анализируются оценки региональных экспертных комиссий, подсчитывается рейтинг и определяются победители. В прошлом году на конкурс заявились 2,5 тысячи отечественных предприятий, которые представили примерно пять тысяч видов продукции. В федеральную программу попала примерно одна треть. Значит, есть очень жесткий отбор и элемент соревнования.

- Почему бы вам определять не сто лучших товаров, а, скажем, не больше десятка? Тем более, что ваш математический анализ, наверняка, выдает рейтинг "лучших из лучших"...

- Выдает. Но в 1999 году мы набили очень болезненную шишку с определением самой лучшей российской водки. Экземпляры продукции брали только с конвейеров, проводили тщательный химический анализ продукции. Установили, что в тройку лучших водок попали кристалловская "Столичная", "Флагман" и красноярский "Ярич". Об этом мы радостно сообщили через СМИ. Знаете, какой взрыв негатива был у других производителей? Определять лучших из лучших очень опасно.

- Кто финансирует программу "100 лучших товаров России"?

- Каждое предприятие, чья продукция попадает на федеральный уровень программы, платит целевой взнос в размере 240 условных единиц. Из этих средств формируется бюджет программы. Собранные деньги тратятся на выпуск каталога, проведение церемонии награждения, аренду помещений и другие статьи расходов. Отмечу, что некоторые участники не соблюдают взятых на себя финансовых обязательств. Заявить - заявились, а платить не хотят.

- Почему бы тогда программе не заручиться поддержкой российского правительства и получать финансирование из бюджета?

- Если вы выключите диктофон, я отвечу.

Пришлось мне остановить пленку, и Вячеслав Вадимович произнес длинный монолог, смысл которого был довольно-таки простой. Если правительство возьмется за реализацию программы "100 лучших товаров России", определение победителей будет проводиться уже без математического анализа. Вот так!

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость