Экономика

Вот вам - кофе, вот вам – туалет! Кто займет место шашлычников в придорожном сервисе

В ближайшее время в крае должно быть подписано постановление, которое официально даст старт реформе системы придорожного сервиса. Инвесторы уже подыскивают участки для строительства и демонстрируют картинки из будущей жизни их проектов. Параллельно в мае истекает срок исполнения предписаний, выданных надзорными органами нынешним работникам "с большой дороги". В тонкостях грядущих перемен разбиралось "ВД".

"Постановление "Об упорядочении объектов дорожного сервиса в Алтайском крае" утвердит два положения. Во-первых, схему, на которой указаны участки расположения будущих комплексов дорожного сервиса (КДС), во-вторых, дополнительные функции предприятия "Алтайавтодор" в качестве координатора инвестпроектов", – рассказывает первый замначальника Управления края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Герман Страхов.

Кто придет

Из трех известных "ВД" потенциальных инвесторов свой проект-эскиз "Алтайавтодору" предоставила только "Компания ДМ" Владимира Мудрика, претендующая на участок возле села Троицкого.

Еще один возможный участник реформы – предприятие "Алтлэнд", которое было создано, чтобы представлять интересы группы инвесторов. "Алтлэнд" претендует на участки под строительство в пяти районах: Бийском, Троицком, Поспелихинском, Смоленском и Тальменском. Алексей Анцупов, руководитель "Алтлэнда", считает, что готовность строить КДС не только на популярных федеральных трассах, но и в районах, где существуют проблемы с дорожным сервисом, позволит ему заручиться поддержкой администраций в быстром оформлении документов. Объем капитальных вложений он оценивает в 600 млн. рублей.

Третий инвестор – "Газпром нефть Алтай" – будет выбирать участки вдоль федеральной трассы Барнаул – Новосибирск. Отвечать на вопросы "ВД" в компании отказываются до тех пор, пока она не станет участницей тендера по распределению конкретных площадок. Озвученный гендиректором предприятия Виктором Яроцким объем инвестиций – 100–120 млн. рублей.

По словам инвесторов, в процессе разработки проектов суммы капиталовложений будут корректироваться в зависимости от развитости инфраструктуры тех или иных участков. Еще они утверждают, что само строительство не займет более года. "Конструкции объектов собираются быстро, так как состоят из сэндвич-панелей. В районах, близких к туристической зоне, это будут гостиницы на 100–200 человек, на менее проходных трассах – мотели на 50 человек", – делится Алексей Анцупов. "Оформление документов на строительство объекта с нуля, – говорят в "Алтайавтодоре", – может занять от месяца до года.

Программа развития дорожного сервиса на региональных трассах рассчитана до 2015 года. Но насколько затянется процесс, не ясно. Так, Герман Страхов полагает, что обустроить КДС на всех запланированных участках к этому времени будет крайне сложно.

Вниз по вертикали

После согласования проектов с "Алтайавтодором" процесс работы с инвесторами должен переходить в ведение глав районов, которые будут организовывать аукционы по распределению участков. Глава Троицкого района Михаил Зань рад, что придорожный сервис наконец-то станет цивилизованным. На новый участок в районе подали заявки четыре предприятия. "Но их может быть и больше, – говорит глава района. – Место под строительство уже согласованно. Как только участок будет переведен из статуса земель сельхозназначения, мы объявим тендер. Документ о переводе находится на подписи в администрации края".

Поспелихинского района Петр Шрейдер провел встречу с инвесторами, но предложенный участок им не понравился. Окончательно не выбрана инвестором площадка и в Бийском районе. "Мы встретились с двумя потенциальными застройщиками, которые готовы вкладывать деньги в участок перед въездом в Сростки и напротив рынка", – говорит глава Бийского района Иван Максачук.

Руководитель Тальменского района Владимир Сафронов пока не получал заявок, но Тальменка и не нуждается в строительстве дополнительного КДС, она даже не отмечена на схеме развития придорожного сервиса. "У нас введено в эксплуатацию два цивилизованных кемпинга. Больше и не нужно", – констатирует собеседник "ВД". Однако, как говорят в краевом Управлении по развитию предпринимательства, Закон "О защите конкуренции" позволяет инвесторам претендовать на участки и в этом районе.

Кто уйдет

Количество инвесторов и их проекты-эскизы выглядят пока достаточно иллюзорными, а вот судьба тех, кто еще работает в придорожном сервисе, уже просматривается довольно отчетливо. "В прошлом году мы получили технические условия на свои объекты от организации "УпрДорАлтай". Только один из пунктов, разработка проекта застройки, это 250–300 тыс. рублей. Я считаю, что обустройство дороги – дело государства. А предприятие, скорее всего, придется продавать", – говорит владелец КДС в районе бийского аэропорта Сергей Драницын. Однако сейчас он ищет инвестора или соучредителя, и результаты поиска, а значит и судьба предприятия, будут известны в середине мая. В этой связи стоит добавить, что новые инвесторы не планируют сотрудничество с владельцами действующих КДС. "Мы готовы принять на работу их персонал, правда предварительно обучив, но не более того", – говорит директор "Алтлэнда" Анцупов.

Владелец комплекса "Игис" в Бийском районе Игорь Фаршатов также готовится закрывать бизнес. "Наше предприятие организовывалось 10 лет назад совсем при других условиях. Новые требования Роспотребнадзора, ГИБДД и "Алтайавтодора" для нас неподъемны. Выполнение предписания одного только "Алтайавтодора" потребует не менее 500 тыс. рублей", – говорит он.

Еще готов побороться за место под солнцем владелец кафе "Уют" в Поспелихинском районе Сергей Тихонов: "Мы работаем с 1996 года. Проект, утвержденный тогда и подписанный девятью инстанциями, в том числе "Алтайавтодором", сейчас считается недействительным. Кафе находится на расстоянии 25 метров от разделительной полосы дороги вместо положенных 27 метров. Выполнение нормативов может обойтись в 5 млн. рублей. Остается ждать предложения на покупку нашего участка. Но он находится в долевой собственности – почти 18 тыс. га владеют девять человек".

В "Алтайавтодоре" рассказали, что только по дорожным нормативам предписания получили КДС в 22 районах из 37 проверенных и для них срок исполнения истекает в мае. "Если требования не будут выполнены, стоит ждать разбирательств в суде", – пояснил наш источник.

О, счастливчик!

Кое-кому из владельцев КДС все-таки удастся пока поработать на трассе. Готова к модернизации, например, владелица предприятия "Эрика" из Бийского района Вера Семеникина. Как говорит и.о. директора Виталий Семеникин, "проблема только в том, что у нас сначала выписывают штрафы, а потом выдают предписания. В итоге деньги уходят в никуда".

Сергей Зиборов, инвестировав 10 млн. рублей, строит кафе, гостиницу, платный туалет и рынок под общим названием "Калина красная" в районе села Сростки. "По требованиям Роспотребнадзора рынок должен находиться на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов. Для этого нам не хватает 15-метрового участка. Понятно, что проблемы с нормативами будут у всех и всегда, дело здесь только в финансовых возможностях", – говорит г-н Зиборов. Планируя сдать объект в эксплуатацию в июне, предприниматель считает, что четыре года назад выбрал правильное время для начала строительства – новые требования к КДС уже появились, но ажиотажа вокруг участков еще не было. Предприниматель говорит, что готов вложить деньги в строительство КДС и на трассе Барнаул – Новосибирск, но не согласен брать участки в аренду – это нерентабельно и ненадежно.

Досье

Что говорили чиновники

Яков ИШУТИН, вице-губернатор:

- Никто никого с трассы не гонит, но условия игры должны выполняться. Пусть работают те, кто может довести объекты до положенного состояния. Необходимо выдать им предписания и потом строго спросить, чтобы они были выполнены.

Сергей СОПОЧЕВ, представитель Роспотребнадзора:

- Нужно создать схему, на которой будут отображены все объекты КДС, разделенные по принципу жизнеспособности. Кто будет продолжать работать на трассе, а кто будет вытеснен.

Иван БЕЛЯКОВ, замначальника ГУЭИ Алтайского края:

- Минимальный набор услуг КДС должен включать оборудованные санитарные блоки, туалет, универсальный магазин, аптечный киоск, пункт питания, кафе, СТО, пункты продажи товаров для автомобилистов, телефон для связи с ГИБДД, скорой помощи и МЧС. В долгосрочной перспективе - санитарные блоки с комнатой гигиены для женщин, телефоны с выходом на международную связь, продажу телефонных карт, банкоматы, точки доступа в Интернет, страховые услуги и т.д.

Справка

Сколько туристов проедут по дорогам края

По подсчетам Главного управления экономики и инвестиций, ежегодно объем потока туристов в край возрастает на 20-30%. В прошлом году край посетили около 850 тыс. человек. Алтайский, Бийский, Смоленский районы, города Бийск и Белокуриха в общей сложности привлекли 400 тыс. туристов, не считая транзитного потока в Республику Алтай. К 2012 году с введением в проектную мощность особой экономической зоны поток туристов только в этом направлении превысит 1,5 млн. человек.

СМ. КАРТУ. На ней отмечены участки, где требуется строительство новых комплексов дорожного сервиса или реконструкция уже действующих .

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость