История сотрудничества
- Два года назад наша кафедра "Физика и технология композиционных материалов" выиграла грант программы Евросоюза INTAS на участие в проекте Airbus Industry, - рассказывает Виктор Маркин, профессор, декан факультета информационных технологий и бизнеса. - Подобных заявок было много, но победу одержала именно наша команда. Из общей суммы гранта в 90 тысяч евро наша часть составила 30 тысяч. Это не так много, Евросоюз - он "жадный". Но мы получили больше денег, чем остальные участники проекта, так как наши разработки были его основой.
Ученые технического университета работали в исследовательском центре в Тулузе (Франция), познакомились с производством компании "Аэробус", исследовательскими материаловедческими центрами Франции, Германии, поработали на новейшем оборудовании, которого нет в Алтайском крае.
Нанотехнологии
- Суть нашего проекта, - рассказывает профессор, - разработка композитных материалов, упроченных специальными волокнами и наночастицами. Композитные материалы, разработками которых мы занимаемся, ориентированы на применение в авиации. Используя нанотехнологии, мы модифицировали "связующее", или, как говорят специалисты, матрицу (это любая жидкая смола), наночастицами - например ультрадисперсными алмазами, а затем наполняли ее специальными волокнами. В результате получили новый материал, лишенный недостатков ранее созданных композитов, которые при общей высокой прочности имели низкую прочность на сдвиг. Полученные в результате разработок опытные образцы мы испытывали сами и отправляли на испытания в компанию Airbus. В дальнейшем мы должны запатентовать наши разработки и передать в компанию либо технологию, либо рецептуру.
Композиты и будущее
Композиты - материалы будущего. Они позволяют снизить потребление топлива самолетами и повысить летные качества машин.
- Во всем мире сейчас ведутся разработки заменителей традиционных материалов, - констатирует профессор. - Композитные материалы призваны уменьшить вес изделия при сохранении прочности и жесткости. Сначала их использовали только в ракетно-космической и авиационной технике, а сейчас и в автомобильном транспорте, строительстве, бытовой технике. Сегодня уже 60 процентов материалов, из которых делают самолеты, - композиты!
Когда работа над грантом была завершена, ученые задумались, как еще можно было бы применить результаты разработок на практике.
- Нами заинтересовалась другая французская компания - Total, которая занимается разработками месторождения нефти, - сообщает Виктор Маркин. - Обе фирмы проявили желание сотрудничать с нами. Мы отправили резюме и ждем ответа. Я уверен, сотрудничество будет продолжаться.
На пользу Отечеству
Помимо кафедры, в университете есть и научно-технический центр "Композит", занимающийся композитными материалами.
- Сейчас многие небольшие предприятий используют композитные материалы, - объясняет декан. - Они производят товары народного потребления из композитов и наполненных пластиков - лыжные палки, корпуса сотовых телефонов, велосипедные рамы и многое другое.
Кроме того, в АлтГТУ организован центр консультативной помощи, готовый за короткое время обучить желающих основным азам материаловедения.
Факт в тему
Использование композитных материалов, изготовленных обнинским предприятием - производителем композитов, снизило вес аэробуса Ил-86 на одну тонну.
Справка "СК"
INTAS - программа Европейского экономического союза, цель которой - развитие науки в странах СНГ, предотвращение “утечки умов” и оттока кадров из науки в частный бизнес.
Кто входил в состав научной "бригады"?
Над нашей частью проекта специалисты технического университета работали совместно с Красноярским техническим университетом и двумя институтами Сибирского отделения Академии наук.
С европейской стороны в проекте участвовали Национальный политехнический институт Тулузы во Франции и университет городаБайройт в Германии.
Анна ПОТЕМКИНА.
Самое важное - в нашем Telegram-канале