Потребитель

Малый бизнес идет в онлайн

Интернет-реклама развивается за счет небольших компаний, выходящих на другие регионы. В 2007 году, по данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), среди сегментов рекламного рынка наибольший рост показал Интернет.

Он почти втрое обогнал следующий по рейтингу сектор, прибавив 92%. Цифра внушительная и показательная – Сеть как канал рекламных коммуникаций набирает обороты и оставляет далеко позади традиционные варианты рекламы. В Алтайском крае до такой динамики пока далеко: сказываются низкая интернетизация аудитории и относительная узость круга клиентских отраслей. Однако эксперты отмечают бурный рост рынка и полагают, что онлайновая реклама стала вполне самостоятельным бизнес-инструментом.

Не народный товар

В проекте Яндекс.Города, отражающем степень интернетизации российских городов, Барнаул, занимающий 19-е место в России по численности населения, стоит на 37-м месте. Для сравнения: Новосибирск занял третью позицию, Иркутск – 15-ю, Омск – 20-ю, а Томск – 26-ю. И в такой расстановке по местам нет ничего удивительного. "Интернет является спутником активных, деловых и финансово обеспеченных людей. Хотя цена доступа продолжает уверенно снижаться, Интернет до сих пор нельзя назвать народным товаром. По грубой оценке, на сегодняшний день высокоскоростное подключение к Сети имеют порядка 25–30 тыс. пользователей, чуть более трети из них – юридические лица", – отмечает директор по развитию агентства "Регионинфо" Алексей Нагорных.

Действительно, несмотря на ощутимую конкуренцию на рынке провайдинга, цену доступа в крае нельзя назвать демократичной. Например, стоимость широкополосного Интернета (Webstream) при скорости 256 Кбит/с для частных пользователей в Барнауле может составлять 1,5 тыс. рублей, а в Омске – 1,2 тыс. рублей. А между тем именно физлица являются перспективным направлением. "Судя по тенденциям развития высокоинтернетизированного рынка Москвы и Санкт-Петербурга, именно конечный потребитель – двигатель рекламных бюджетов в Сеть", – говорит руководитель агентства "Кинетика" Алексей Самойлов.

Отдельные ресурсы

В краевой столице сформировано весьма понятное отношение аудитории к Интернету как к полезному источнику информации о товарах и услугах. Согласно данным федеральной исследовательской компании "Комкон", только 7,1% аудитории региона считают Сеть таковым, что втрое меньше, чем в Москве (21,2%). Это сказывается на развитии внутреннего рынка интернет-рекламы.

"Можно сказать, его нет вовсе. Есть отдельные ресурсы, продающие рекламу, но их можно пересчитать по пальцам", – говорит г-н Нагорных. С коллегой солидарен и руководитель "Кинетики": "Если говорить о рынке в денежном выражении, то по сравнению с Москвой у нас потребительского рынка нет вообще". Также г-н Самойлов отмечает, что такое же положение вещей наблюдается во многих регионах.

Стоит сказать, что упомянутые директором по развитию компании "Регионинфо" "отдельные ресурсы" внутреннего рынка действительно малочисленны. Согласно статистике Rambler's Top100, в Рунете всего шесть алтайских ресурсов располагают стабильной посещаемостью более 1 тыс. человек в день – amic.ru, bankfax.ru, altapress.ru, barnaul-altai.ru, barnaul.org и altregion22.ru. "Внутренний рынок пока только набирает свой потенциал, и с экономической точки зрения ситуация динамично меняется в лучшую сторону. Гораздо хуже положение дел сейчас в содержательной стороне вопроса. Местный Интернет пока не предлагает достаточно интересного информационного и развлекательного продукта, который бы пользовался большой популярностью у широкой аудитории и, соответственно, у рекламодателей", – констатирует Алексей Нагорных.

Резервы малого бизнеса

Локомотивом отрасли является внешний рынок. По словам экспертов, рекламодатели Алтая неплохо пользуются возможностями геотаргетинга и размещают в Сети свои предложения для других регионов. "Наиболее успешно там продвигаются клиенты из традиционно развитых у нас отраслей: мукомольно-крупяной, машиностроительной, сыродельной, сельского и лесного хозяйства, туризма", – говорит Алексей Самойлов. Г-н Нагорных также добавляет к этому списку торговлю уникальными алтайскими товарами, лекарственными средствами. А руководитель отдела интернет-маркетинга агентства "Митра" Сергей Бойко отмечает и предприятия малой энергетики.

В интернет-агентствах говорят, что алтайские рекламодатели отдают во внешний рынок сетевой рекламы от 50 до 300 тыс. рублей в месяц. Правда, это всего 5% от общего числа размещающих рекламу в Сети. Что же касается бюджетов вообще, то, как говорит Алексей Нагорных, очень небольшой процент заказчиков имеют средства, зарезервированные на рекламу именно в Интернете. При этом эксперт указывает на примечательную деталь: "Чаще всего отдельную статью на Интернет резервируют частные предприниматели и малый бизнес. В больших компаниях, как правило, на Интернет попадает то, что не успели освоить по другим статьям рекламного бюджета, а то и вовсе случайные деньги". Та же практика и в агентстве "Кинетика". "Малый бизнес, который никогда не тратил денег даже на изготовление логотипа, в интернет-рекламу вкладываться готов, причем зачастую только в нее одну, – говорит Алексей Самойлов. – Средний же бизнес охотно переводит значительную часть бюджетов в онлайн, но это касается только b2b-сектора, продающего по всей России и СНГ".

По словам участников рынка, аудитория рекламодателей растет, и в интернет-маркетинг включаются компании с рекламным бюджетом до 5 тыс. рублей. Таковых сейчас на рынке порядка 60%. Вместе с тем около четверти клиентов тратят на онлайновую рекламу от 5 до 10 тысяч рублей, а еще 10% – до 50 тыс. При этом рекламные бюджеты не столько перетекают из других сегментов рекламной индустрии, сколько просто увеличиваются. "Явного перевода бюджетов из других сегментов рынка не наблюдается. Оборот нарастает в большей степени за счет количественного роста и увеличения цен на интернет-рекламу", – полагает Сергей Бойко. Цены, кстати, тоже подрастают, примерно на 15% в год.

Эксперты считают, что развитие интернет-рекламы в крае выглядит весьма оптимистично. "И динамика роста в ближайшее время не изменится", – полагает г-н Нагорных. Его поддерживают в "Митре" и "Кинетике", также отмечая бурный рост в текущем году. "Клиенты перестали видеть в Интернете модный аксессуар, а уже рассматривают его как реальный бизнес-инструмент", – резюмирует Алексей Нагорных.

Резюме

Факт

Интернет становится все более востребованным каналом для рекламы алтайских компаний, но пока только для продвижения на внешние рынки.

Причины

Низкая степень интернетизации населения и его доверия к рекламе в Сети, узость и слабый контент внутреннего рынка.

Последствия

Возможное увеличение клиентских бюджетов, направляемых в Сеть, развитие внутреннего рынка интернет-рекламы.

Справка

Востребованные виды интернет-рекламы

По мнению участников рынка, направления-лидеры в онлайне – это поисковая оптимизация и контекстная реклама. Наиболее популярно продвижение на Yandex – в TOP Yandex и Yandex.Direct.

Востребованность размещения на поисковых порталах объясняется быстрой отдачей при низкой стоимости. Так, контекстная реклама по карману рекламодателю при бюджете от 300 рублей. Средний же бюджет, направляемый на этот вид продвижения, составляет в Алтайском крае 10–20 тыс. рублей. Поисковая оптимизация по наименее конкурентным запросам может стоить порядка 10 тыс. рублей, средний показатель на текущий момент – 30–50 тыс. рублей в месяц, максимум 200–300 тыс. рублей в месяц. При средних бюджетах клиент может получить не менее 100 целевых посетителей сайта ежедневно. В нижней и верхней границе бюджетов – от 30 до 1,2 тыс. потенциальных покупателей в день.

Однозначного лидера на рынке нет

Барнаульское агентство "Кинетика" всего год работает в интернет-пространстве. Однако за это время успело заявить о себе яркими проектами, позволившими ей вслед за пионерами рынка – агентствами "Регионинфо" и "Митра" – войти в список партнеров Yandex. Директор агентства Алексей САМОЙЛОВ считает, что с точки зрения продажи рекламы на Yandex "Кинетика" вошла в тройку лидеров местного рынка. И вот что он думает о расстановке сил в отрасли и ее текущем состоянии.

– Наш рынок, как и любой другой региональный, исключая Московскую и Ленинградскую области, пока можно охарактеризовать лишь как перспективный. Мы все ждем изменения ситуации с интернетизацией населения в лучшую сторону. Пока этого не произошло, на ограниченном рынке потребителей услуг интернет-маркетинга существует определенная конкуренция между агентствами-лидерами. Особенно этот процесс заметен в части обслуживания крупных краевых аграрных предприятий-экспортеров. Вместе с тем небольшие производственные фирмы довольно инертны и все еще медленно осваивают рекламные бюджеты в Сети. По своему, уже почти семилетнему опыту менеджерской работы в этой сфере могу сказать, что гораздо чаще приходится доказывать клиенту необходимость рекламных мероприятий в принципе, нежели объяснять, чем компания, которую ты представляешь, лучше конкурента. Большая часть клиентов, отказавшихся от разработки или продвижения сайта, в течение долгого времени не заказывает ни того, ни другого нигде больше. И в настоящий момент преодоление предпринимательской неосведомленности об интернет-маркетинге отнимает намного больше сил, чем конкурентная борьба. Поэтому консолидация сил лидеров рынка может быть намного полезнее конфронтации, что, в принципе, доказал прошлогодний семинар Yandex, проведенный совместными усилиями его региональных партнеров, агентств "Митра" и "Регионинфо".

По моему мнению, с точки зрения товарооборота, количества сотрудников в штате и уровня профессионализма однозначного лидера на местном рынке нет. Дело в том, что кадровый и клиентский рынки пока еще настолько тесные, что нередко переход топ-менеджера или ключевого клиента из одного агентства в другое резко меняет расстановку сил. Поэтому я могу пока сказать лишь о группе компаний, которые по вышеописанным критериям можно причислить к лидерам. В плане организации бизнес-процессов, тактики и стратегии позиционирования на рынке, количества брэндов в портфолио таковыми являются интернет-агентства "Митра" и "Кинетика". "Регионинфо", фактически пионер алтайской веб-индустрии, также ассоциируется с лидером рынка, но до недавнего времени это была "компания харизматичного лидера". Сейчас же, когда в ней произошли реорганизация и смена собственника, ее позиционирование не до конца ясно. Что касается веб-студий, основная специализация которых – создание сайтов, то здесь лидерами можно назвать "Актив-Дизайн" и "Сибирикс". С моей точки зрения, несколько особняком стоит студия "Комдизайн", сайты которой отличаются стабильно высоким качеством, но разрабатываются довольно редко.

Цены существенно не изменятся

Развитие рынка интернет-рекламы напрямую коррелируется с ситуацией в отрасли провайдинга. На сегодняшний день в Алтайском крае доступ к Сети продают как собственно провайдеры, так и операторы сотовой связи, и конкуренция становится все острее. Однако это не приведет к снижению цен. О причинах рассказывает Антон ЖИЛИН , директор Барнаульского филиала компании "Престиж-Интернет" (брэнды "Энфорта" и "Энтер").

– На сегодняшний день в Алтайском крае ключевыми территориями, естественно, являются Барнаул и Бийск. Здесь и будет наблюдаться значительный прирост пользователей Сети. В последующий год, думаю, количество желающих получить широкополосный доступ увеличится в полтора раза. Сейчас на рынок предоставления доступа к Интернету для физлиц выходят практически все операторы. Это "сотовики" с их проектами 3G, а также местные и федеральные провайдеры. К концу года в крупных городах края на рынок придут еще два-три федеральных оператора, и все они будут работать в сегменте рынка B2C. А в сельских районах интернет-пользователи прирастают в основном за счет сотовых операторов, и эта тенденция не изменится.

В ближайшее время стоит ожидать изменения состава игроков: успешные местные операторы будут вливаться в федеральные корпорации, которым так проще создавать региональные представительства. В течение ближайших трех лет 90% продаж интернет-услуг будут выполнять три-четыре федеральных оператора связи. Разброс цен у разных операторов постепенно нивелируется. Они начинают конкурировать качеством, скоростью, сервисами. В ближайшие два года решающим фактором выбора оператора станут предоставляемые сервисы. И цены на этом рынке существенно не изменятся: он очень интенсивно растет, и этого роста будет достаточно для того, чтобы получать свою долю без демпинга. В Барнауле в следующем году будут нормальными скоростями доступа 100–1000 Мбит/с. Текущие операторы ведут строительство домашних сетей, которые практически полностью заменят коммутируемый доступ и ADSL.

Кроме того, с начала этого года произошло значительное снижение цен на закупку магистральных ресурсов. Это позволило ввести доступные безлимитные тарифные планы всем операторам Барнаула. Эта тенденция через несколько месяцев "накроет" и другие города. Сегодня можно дома пользоваться Интернетом без ограничений при цене около 400 рублей. Я думаю, переход тарификации "от мегабайта к полосе" неизбежен. Стоит отметить, что в европейской части России 90% покупаемых тарифов безлимитные. Через два года у нас будет то же самое.

Я семь лет изучал продвижение в Сети

Алтайские компании начали размещать свою рекламу в Сети примерно семь лет назад. Пионером этого движения участники рынка назвали компанию "АлтайСпецИзделия ", производителя контейнерных АЗС. Генеральный директор этого предприятия Вячеслав ЧЕРЕМНЫХ считает, что каждый собственник и руководитель компании обязан владеть информацией о возможностях продвижения в Интернете. Хотя бы на пользовательском уровне.

– Интернет развивается бешеными темпами, возможности его огромны. Но еще далеко не все это понимают. Многие работают по старым связям, – меня, мол, и так на рынке знают. А рынок-то меняется, и сейчас заявить о себе как о производителе на всю страну можно только через Сеть. Ведь сегодня как работают менеджеры, ищущие необходимые партнерства, – штудируют Интернет, а вовсе не печатные каталоги!

Мы ощутили первый эффект от размещения в Интернете примерно через полгода. А сейчас 99 % моих клиентов – из других регионов. И я думаю, что этим во многом обязан продвижению в Интернете. Безусловно, хорошим и полезным инструментом продвижения являются и отраслевые выставки. Но масштаб и отдача этих двух каналов несопоставимы.

Я уверен, что для достижения значительного эффекта от продвижения в Сети необходимо, чтобы собственник компании был "в теме " хотя бы по минимуму. Иначе нет понимания инструмента, а не мотивированный на прибыль менеджер, который отвечает за эту работу, в погоне за экономией сделает только хуже. Часто так происходит с созданием сайтов: заказ отдают непрофессионалам и платят тысяч пять. А лучше заплатить специалистам ч? 5 0 тыс. рублей, и отдача будет несравнимо выше. Это как с автомобилем: и новая иномарка, и старая "Ока " ездят. Но одна везет быстро и без проблем, а другую надо бесконечно ремонтировать.

Очень важны подача материала, качество информации, размещенной на сайте, "видимость " сайта в поисковых системах, а дизайн и верстка зачастую вторичны. Чтобы все это понять, я семь лет назад начал освоение компьютера, Интернета и всех возможностей, которые с ними связаны. В результате вник в тему и понял, что через Сеть можно завоевать рынок! Но конечно, только при работе исключительно со специалистами в этой области. За прошедшее время я только единожды сменил интернет-агентство. В результате долгих поисков и детального выбора, основанного на собственном опыте, остановил свой выбор на компании, которая работает на этом рынке около 10 лет, а его специалисты являются настоящими профессионалами своего дела.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость